Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
11
Дата випуску:
18.03.1850
Дата завантаження:
01.06.2023
Сторінок:
10
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ Г У Б Е Р Н С К І Я В Ѣ Д О М О С Т І ОТДѢЛЪ ВТОРОЙ I. О ТЕОРЕТИЧЕСКОМЪ НЗУЧЕПШ Ш Ш Г 9 ХОЗЯЙСТВА. Ч И Т А Н О Н А А К Т Ъ ИМПЕРАТОРСКАГО Х А Р Ь К О В ­ С К А ГО У Н И В Е Р С И Т Е Т А 30 А В ГУ С Т А 18 ‘ί ·9 ГОДА Экстраординаркыліъ Профессоромъ В. Кочетовымъ. (О к о я ч а н і е.) Прежде всего надо согласиться, что па свѣ­ тѣ такъ-же много строится ложныхъ теорій, сколько встрѣчается нелѣпыхъ и неэкономиче­ скихъ способовъ практики. По самому понятно своему, дѣльная теорія можетъ Сыть только плодомъ многосторонняго образованія п близ­ каго знакомства съ практическою жизнію. ГІог- да рутцпиегъ, выйдя изъ тѣснаго кружка своей спеціальности, рѣшится предлагать способы общіе} онъ не можетъ не впасть въ односто­ ронность, и способы его необходимо окажутся негодными для многихъ другихъ спеціально­ стей. Та къ-же мало пользы для промышленно­ сти приносятъ теоріи ученаго, вовсе незнако­ маго съ се.іьско-хозяйственною практикою, если онѣ приводятъ къ указанію способовъ, неѵдо- бо примыіимыхъ къ дѣйствительности. Потому- то труды геніальныхъ ученыхъ остаются ча­ сто совершенно безплодными для жизни. Сель­ ская промышленность обязана Либиху множе­ ствомъ драгоцѣнныхъ указаній; не всѣ его те­ оріи одиакоже могли быть усвоены наукою.— Истинную ученость, теоретическое знаніе пред­ мета надо отличать также отъ шарлатанства, и не принимать за ученое воззрѣніе всякую нелѣпость, высказанную въ техническихъ вы­ раженіяхъ. Лю ія полуобразованные, учившіеся смолоду чему-нибудь и какъ-нибудь—а это для жизни гораздо вреднѣе совершеннаго невѣже­ ства—всего охотнѣе пускаются въ теоріи са­ мыя смѣлыя н несбыточныя. Оші-то наводня­ ютъ литературы потокомъъ голословныхъ со­ чиненій, которыя въ состояніи поселить въ чи- С У Б Б О Т А , а ж. Ш J р ™ А в*г> l i f j l м э» / й ів. jtX A i Jui £‘ >’A,J 1 8 S О Г О Д А . Ч А С Т Ь Н Е О Ф И Ц І А Л Ь Н А Я . ,87 тателѣ только недовѣрчивость къ трудамъ уче­ нымъ, и наводятъ тѣнь сомнѣнія ыа пользу те­ оретическаго образованія—Наконецъ самыя дѣльныя теоріи остаются часто безъу спѣшны­ ми въ исполненіи отъ неумѣнія примѣнять ихъ къ дѣлу. Теоретическое разумѣніе дѣла раз­ вязываетъ глаза практику, для того чтобы пред­ видѣть возможныя послѣдствія отъ употреб­ ленія того пли другого способа. При этомъ только условіи онъ въ состояніи сообразить разнообразіе окружающихъ обстоятельствъ, ко­ торыя въ каждомъ данномъ случаѣ обусловли­ ваютъ особенные способы примѣненія теоріи. Эгимъ объясняется предубѣжденіе, обнаружи­ ваемое практическими людьми къ указаніямъ науки, которыя въ ихъ исполненіи оказывают­ ся часто вовсе недѣйствительными. Эго видимое несогласіе теоріи съ практикой, доказывающее впрочемъ только необходимость тѣснаго сближенія между собою, служитъ о- сяованіемъ мнѣнію о безполезности науки на* шей въ томъ ея значеніи, какое мы усвоили ей въ нашемъ разсматриваніи. Какъ предметъ изученія, иыкн’щаго цілью приготовлять че­ ловѣка къ практической дѣятельности, оіиі дол­ жна, ■ говорятъ, излагать правила, дѣйствитель­ но принятыя въ сельскомъ хозяйствѣ, которыя служили-бы ему руководствомъ на всякомъ ща- гу его дѣятельной жизни; а не пускаться въ общіе взляды, взятые изъ другихъ наукъ, безъ которыхъ практика весьма легко обходится. Мы в и д ѣ л и уже тѣсную связь, которая со единяетъ практику сельскаго хойяііетва съ вено Могателыіыми науками. Не признать этой свя­ зи, значитъ отказаться отъ возможности ясно видѣть вещи, и обречь себя на то, чтобы вѣч­ но искать дороги ищу пью, пли безсознательно и д т и н о проложенному слт.ду. Мы не въ состоя­ ніи убѣдиться въ плод< творности знаній, ко­ торыя принимаются па вѣру и, обременяя па­ мять, не развиваютъ ума; а это составляетъ конечную ив.и, всякаго образованія. Собраніе Фактовъ и убѣжденій извѣстнаго рода не за­ служиваетъ названія науки, если непроникнуто яснымъ et знаніемъ и хъ истииности. Съ этой точки зрѣнія мы сомнѣваемся въ ѵчебной поль­ зѣ такъ называемыхъ практическихъ курсовъ сельскаго хозяйства, которые берутъ на себя — напутствовать учащагося наставленіями са всѣ случаи н потребности его будущей дѣятельной жизни. Оин г:е остаются правда совершенно безполезными для практики, сообщая указанія и рецепты, которые въ жизни могутъ приго* литься, точно такъ, какъ народные лечебникп очень часто бываютъ полезны для людей имѣ­ ющихъ пужду въ ихъ помощи. Но лечебникъ не сообщитъ знанія медицины, и изъ практи­ ческаго курса сельскаго хозяйства нельзя пз- I влечь раціональнаго знанія дѣла. Мы готовы I утверждать, что въ дѣлѣ обученія подобное направленіе можетъ быть даже вредно. Поло­ жительныя правила тѣмъ глубже укореняются въ убѣжден.и учащагося, чѣмъ важиѣе для не­ го авторитетъ учителя, или заведенія, гдѣ онъ 0 ихъ пріобрѣтаетъ, н получаютъ для него обя- j зателыіую силу на всю жизнь. Эго вліяніе не­ избѣжно, и оно-то не позволяетъ часто чело­ вѣку, вышедшему изъ практической школы, перенимать что-нибудь новое у другихъ, или даже извлечь пользу изъ собственнаго опытз, если онъ даетъ указанія несогласныя съ тѣми правилами. 13 обще догматизмъ въ дѣлѣ агрономическаго образованія поможетъ быть д пущенъ безъ яв­ наго вреда для учащагося поколѣнія. Сельская нромыш іегшость безпрерывно идетъ впередъ; всякое покушеніе оковать убѣжденія будущихъ ея дѣятелей извѣстнымъ спеціальнымъ направ­ леніемъ не будетъ-лн препятствіемъ свободно­ му ел развитію? Нельзя смотрѣть на современ­ ное русское хозяйство какъ па что-нибудь за- 1 конченное. Сознаніе, что мы все дѣлаемъ, что i позволяютъ Физическія а экономическія отно- I шепія, въ которыхъ мы поставлены—высказы­ ваемое нѣкоторыми нашими хозяевами—конеч­ но очень успокоительно, но въ немъ нельзя не видѣть самообольщенія. Допустимъ даже, что хозяйство наше стоитъ на самой высокой сте­ пени, на какую только позволяютъ ему под­ няться упомянутыя отпошенія; намъ еще ос- ,— 88 — таетея безпредѣльное поле дѣятельности вг борьбѣ съ самыми этими отношеніями. Не под чвшятъоя пмъ безусловна, а уничтожать, по мѣрѣ голъ и возможности, всякое неблагопрі­ ятное ихт вліяніе—вотъ въ чемъ состоитъ вѣко­ вая задача иекустга въ сельскомъ хозяйствѣ. ’Современное еуо состояніе мы Должны разсма­ тривать какъ отдѣльный переходный моментъ въ безконечномъ историческомъ рѣшеніи этин за дачи. Эго воззрѣніе допускаетъ только услов­ ное значеніе миѣвій и правилъ, которыми ру­ ководится практика извѣстной мѣстности и извѣстнаго народа. Усвоввать имъ въ убѣжде­ ніи учащагося поколѣнія обязательность непре· рѣкйемую—значитъ отнимать у него побужде­ ніе искать чего-нибудь болѣе удовлетворитель­ наго, другими словами, останавливать всякій прогресъ. Если наука сельскаго хозяйства, какъ прод ыетъ приготовительнаго образованія, должна ИМѢТЬ въ виду потребности учащихся, опредѣ­ ляемая мѣстными отношеніями промышленно сти; то оставаясь вѣрною своей идеѣ, она не можетъ ограничиться подробнымъ изученіемъ Дѣйствительности, накоса· она есть, но Должна поставить себѣ направленіемъ разбирать се кри тнчесяи. объяснить, почему опа именно такова, н дать возможность убѣдиться въ необходимо ста улучшеній, какія въ ней Могутъ быть сдѣ лапы. Ясное понятіе о дѣлѣ весьма много выигры­ ваетъ чрезъ сравнительное разсматриваніе оред метовъ. Но этому вѣрное сужденіе о своемъ невозможно безъ изученія того, что сдѣлано въ другихъ странахъ. Съ этой точки зрѣнія, нельзя не порицать односторонности замѣчае­ маго въ Нѣкоторыхъ изложеніяхъ стремленія— ограничивать неуку с» Фактической ся сторо­ ны только дгкчь.мп, относящимися къ извѣст­ ной спеціальной мѣстности . Весг-.ыа важиое пособіе для теоретическаго изученія сельскаго хозяйства доставляютъ учеб­ ныя Фермы. Зсведеюя этого рода имѣютъ со­ вершенно тоже значеніе, какъ клиники при нзуденіл медицины пли лабораторіи при изу­ ченіи химіи. Учебная Ферма доіжна доставить учащемуся случай ознакомиться на дѣлъ съ nos можно большимъ разнообразіемъ практиче­ скихъ способовъ сельско-хозяйственнаго произ­ водства, въ предѣлахъ полагаемыхъ м ѣ стн о й примѣнимостію этпхъ способовъ. По самой сущ­ ности дѣла, эти образцы должны быть наисо- вершециые въ своемъ родѣ, т. е., по возмож­ ности сообразные съ указаніями теоріи. Эго обстоятельство естественно стѣсняетъ соотвѣт­ ственное развитіе подобныхъ заведеній со сто­ роны экономической} соображаясь съ вышеиз­ ложенными цѣлями, оіш должны принимать въ свой составъ и такія производства, которыя въ одномъ ц томъ-же хозяйствѣ не могутъ стоять въ экономическомъ соотношеніи съ остальны­ ми. Потому-то учебно-практическія хозяйствен­ ныя заведенія, разсматриваемыя въ ихъ цѣ ­ ломъ составѣ, иедыжно принимать образцами того, какимъ образомъ отъ сельскаго хозяйст­ ва получать наибольшій доходъ} весьма часто подобныя заведенія не въ состояніи бываютъ сами себя содержать и получаютъ ежегодныя пособія отъ правительствъ. Назначеніе ихъ, потеряемъ, состоитъ въ томъ, чтобы знако­ мить съ отдѣльными подробностями хозяйства иъ ихъ улучшенномъ видѣ. Другое весьма важ­ ное назначеніе учебныхъ Фермъ состоитъ въ производствѣ сельско-х< зяйственвыхъ опытовъ. Частный человѣкъ не всегда рѣшится риско­ вать успѣхомъ своего производства, не будучи напередъ увѣренъ вт. удачностп опыта. Сверхъ того сельско-хозяйственные опыты требуютъ особенной сноровки, иногда разностороннихъ соображеній, а это также не всегда найдется въ человѣкѣ практическомъ. Подобныя занятія на Фермахъ могутъ быть въ высокой степени полезны для учащихся, о они то доставляютъ наукѣ матеріалы, наиболѣе надежные. Но и теоретическіе курсы н занятія па учеб­ ныхъ фермахъ служатъ только пропедевтикой къ наукѣ жизни, школѣ самостоятельнаго на­ блюденія п опытности. Только въ зтон школѣ сельскій хозяинъ получаетъ свое окончательное ,89 образованіе, и дѣлается тѣмъ, чѣмъ онъ мо­ жетъ п долженъ быть. З іконы с. хозяйственной промышленности въ дѣйствительной жизни проявляются не совер­ шенно тѣми самыми явленіями, которые мы изучаемъ въ отвлеченномъ ихъ разсматриваніи. Вь безконечно-разнообразномъ сочетаніи дѣй­ ствующихъ силъ, взаимно ограничивающихъ и маскирующихъ одна другую, которое представ­ ляетъ намъ жизнь, наблюдатель неопытный, хотя уже и знакомый съ каждымъ изъ дѣяте­ лей въ отдѣльности, весьма легко теряется, встрѣчая явленія неожиданныя. Такъ наука зна­ комитъ пасъ съ Физическими и химическими свойствами различныхъ почвъ η тѣми видами кѵ.іьтѵры, которыхъ каждая изъ иихъ требуетъ. Но гдѣ въ природѣ найдемъ мы эгп почвы въ томъ нормальномъ смѣшеніи составныхъ частей, которое принимаемъ мы въ нашихъ классифи­ каціяхъ? Небольшія по видимому особенности каждой данной почвы уже въ этомъ одномъ отношеніи имѣютъ свое неотразимое вліяніе на способы ихъ обработки; оно до чрезвычайности усиливается въ соединеніи этого обстоятельст­ ва съ безконечно-разнообразными сочетаніями отношеній, выражаемыхъ весьма сложными по нятіяма: климатъ и мѣстное положеніе. Наука разсматриваетъ вліяніе этихъ отношеній въ отдѣльности; не въ ея возможности иредуіа дать всѣ комбинаціи, въ которыхъ оиа способ­ ны встрѣчаться въ дѣйствительности. Такимъ образомъ, при теоретическомъ обра­ зованіи самомъ С олидномъ , при самокъ счаст­ ливомъ врожденномъ талантѣ соображенія, че­ ловѣкъ. вступающій въ практическую жизнь, встрѣчаетъ на первыхъ шагахъ затрудненія, которыхъ ofifb на предвидѣть, не устранить бываетъ не въ состояніи, и по необходимости дѣлаетъ ошибки,—къ великому соблазну ру­ тины, которая въ этомъ обстоятельствѣ пахо­ дитъ свои главные доводы противу пользы те­ оретическаго образованія въ дѣлѣ с. хозяй­ ства. Эта ошибки, неизбѣжныя при всякомъ на­ чинаніи, даютъ сдиакоже человѣку теоретиче­ ски образоваисэву только случай пріобрѣтать новыя знанія, новыя средства для будущихъ ί успѣховъ. Наклонность вникать в?, причины і явленій, знакомство съ дѣйствующими силами – мало по налу открываютъ ему глаза па то по- I ложеніе, въ которомъ онъ поставленъ, п ука- I зыиатъ ему надлежащіе способы дѣйствовать. I II если онъ въ началѣ долженъ бываетъ I учиться по видимому наравнѣ съ человѣкомъ I вовсе неприготовленнымъ, то онъ имѣетъ не* i’ ре іЪ ііимъ важное преимущество въ способно- i сти вникать во внутреннюю зависимость явле* ! ній, съ которыми онъ имѣетъ дѣло , ве играно· f чиваясь одною только внѣшней, часто случайной ί пхъ связью, на которой останавливается обы­ кновенно вниманіе наблюдателя пеобразовап- ‘ наго; а это даетъ опытности человѣка просвѣ- I Щечнаго огромный перевѣсъ относительно вѣр- ) ностіі взглядовъ ц практической пользы пра- I вилъ, изъ нея извлекаемыхъ I Нельзя умолчать объ одномъ справедливомъ – упрекѣ, который навлекаютъ иногда на себя 1 ученые хозяева. Стремленіе къ знанію, жела- 2 ніе испытать разнообразіе способовъ, которые I всегда на готовъ у человѣка теоретически об- I разованнаго, увлекаютъ ихъ часто въ опыты а I іредпріят:я разорительныя. Зго надо разсодт- Я ривать какъ односторонность, какъ уклоненіе 0 отъ главной цѣли, происходящія отъ иедостат- 1 ка благоразумія н вопреки указаніямъ семой I науки. 4 Теоретическое знаніе дѣла и собственная 8 опытность не избавляетъ с. хозяина отъ необ­ ходимости изучать Мѣстные способы производи і| стза. Въ своей образоваиности онъ зсегда най- ’] детъ средства отличать въ нихъ то, что есть [S слѣдствіе предразсудковъ, клп дѣло привычки ? и обычаевъ, огъ практики обусловленной гшо tj голѣтнамъ наблюденіемъ мѣстныхъ язленіа, и изъ примѣра и сужденій простолюдина извле- 1 четъ для себя уроки наставительные. Только неблагоразуміе ts ультрпроваішое стремленіе къ ? раціональному могутъ заставить пренебрегать I этими важными средствами практическаго об- 5 разеванія. ^ lie менѣе пользы ьъ этомъ отЕошеиіа мо­ ,жетъ извлечь для себя с. хозяинъ отъ агроно­ мическихъ путешествій по различнымъ стра­ нами своего отечества. Онн тѣмъ болѣе необ­ ходимы для русскаго хозяина, что въ литера­ турѣ н яней онъ ве найдетъ много обстоятель­ ныхъ свѣдѣній о состояніи сельскаго хозяй­ ства в?» различныхъ частяхъ имперіи; ктоыу- я;е описанія, какъ бы хорошо онн небыли сдѣ­ ланы, не могутъ дать такого яснаго понятія о дѣлѣ, какъ личное наблюденіе, особенно отно­ сительно практики с. хозяйства, гдѣ много зна­ чатъ частности, легко ускользающія отъ вни­ манія при нѣсколіко общемъ разсматриваніи предмета Надо желать, чтобы агрономическія путешествія вын.ш у насъ съ такое-же обы- . ·* ■ кіювеніс, въ какомъ мы находимъ ихъ въ Г< р- маиіи. Тамъ составляюіъ онн обязательную потребность для всякаго образованнаго помѣ­ щика. Ничто не развиваетъ такъ самостоятель­ ности и многосторонности сужденія, какъ на­ блюденіе различныхъ образцовъ, столкновеніе съ людьми различныхъ убѣжденій въ одномъ π томъ же національномъ дѣлѣ с. хозяйства. Сь другой стороны агрономическія путешествія, нрп обнародованіи наблюденій, послужили-бы къ обогащенію матеріалами самой науки с. хо­ зяйства въ ея примѣненіи къ потребностямъ отечественнымъ. Съ за ой стороны въ ней все­ го болѣе еще остается сдѣлать,—Въ обшир­ номъ кругу нашихъ дворлнъ-п< мѣЩиковъ раз­ лито много образованія. Въ каждой мѣстности встрѣчаются истинно просвѣщенные хозяева; ихъ знанія однако-же невсегда передаются пу­ бликѣ, η дѣлаются достояніемъ общественнымъ. Отъ какихъ-бы особенностей нашею соціалъ наго развитія это ни зависѣло, нельзя не со­ жалѣть β томъ во имя пауки п пользы обще­ ственной. Путешествія въ чужихъ краяхъ по странамъ, особенно замѣчательнымъ въ с. хозяйственномъ отношеніи, принадлежатъ также къ числу са­ мыхъ Дѣйствительныхъ средствъ практическаго образованія для с. хозяина. Нѣтъ никакого со­ мнѣнія, что промышленность каждой страны должна развиваться самостоятельно, что слѣ­ пое подражаніе ппостранпому ведетъ только къ ошибкамъ. Но опытъ другихъ всегда уве­ личиваетъ массу нашихъ знаній, хотя бы даже только отрицательными выводами. На­ роды западные старѣе насъ въ дѣлѣ промы­ шленнаго образованія. Наука е. хозяйства раз­ вилась па ихъ почвѣ, н имѣла уже время срод­ ниться у нихъ съ дѣйствительною жизнію Не- благоразумно безъ разбору перенимать у ино­ странцевъ ихъ практику, которая иногда намъ вовсе не будетъ годиться. Но учиться у нихъ умѣнью сооображать практику съ теоріей, и извлекать выгоды изъ отношеній самыхъ не­ благопріятныхъ д ія промышленности—мы всег­ да можемъ съ большою пользою для себя. Въ убѣжденіи, что относительно практики намъ вовсе почему учиться у иностранцевъ, выска­ зываемомъ нѣкоторыми нашими хозяевами, нельзя не видѣть большого увлеченія Не у аііглнчшъ-ли переняли мы пскуство усовер­ шенствованнаго коннозаводства? Не нѣмцы-лк были нашими учителями въ дѣлъ тонкоруннаго овцеводства -промышленности, которая сдѣла­ лась народшю въ нѣкоторыхъ странахъ наше­ го отечества? И сели посмотрѣть безъ преду­ бѣжденія, то немного найдется улучшеній въ нашемъ хозяйствѣ, въ которыхъ бы нельзя было открыть вліянія образцовъ иностранныхъ. Человѣкъ теоретически-образованный, про­ никнутый сознаніемъ тѣсной связи, которая соединяетъ между собой отдѣльные виды про­ мышленности, ее оставитъ безъ изученія раз­ личные промыслы, находящіеся въ соотноше­ ніи съ с. хозяйствомъ, и съ участіемъ будетъ слѣдить за общимъ движеніемъ народной про­ мышленности и торговли. Въ этомъ изученіи найдетъ онъ данныя для соображеній меркан­ тильныхъ, и съ другой стороны оно предохра­ нитъ его отъ односторонняго стремленія къ личному интересу, которымъ частные предпри­ ниматели вредятъ весьма часто общему благо­ состоянію. Въ дѣлѣ промышленности, повто­ римъ еще разъ, только общія, единодушныя усилія массы, необходимо предполагающія по- жертвовація и уступки со стороны частныхъ 90 ,9 ί — лицъ, приводятъ къ результатамъ благодѣтель­ нымъ для всѣхъ, слѣдовательно и для кажда го въ особенности. Готовность содѣйствовать общемѵ благу всѣми возм- жиыиіі средствами есть обязанность каждаго члена общества; въ лей заключается необходимое условіе обшест* веннаго благосостоянія. Мѣры правительства, самыя благодѣтельныя, для успѣшнаго пспол ненія своего требуютъ дружнаго и живого со­ дѣйствія со стороны частныхъ лицъ, къ ноль аѣ которыхъ онѣ направлены. Д .повременное и тщательное практическое вз\ченіе промышленности во всѣхъ ея подроб­ ностяхъ, въ многосторонней ея сопрпкосновен пости со всѣмъ тѣмъ, что имѣетъ къ ней ка­ кое либо отношеніе, Даетъ образованному че довѣку данныя для соображеній, опредѣляю іцнхъ образъ удачнаго примѣненія теоріи въ каждомъ частномъ случаѣ, и только тогда те­ оретическія знанія становятся вполнѣ плодо твориыми для жизни. Такимъ обраа<>м7> не вдругъ обнаруживаются полезные результаты отъ теоретическаго образованія въ с. хозяй­ ствѣ. Ма ю по-малу вырабатываются они тру домъ практическимъ, и по мѣрѣ т< го какъ об разовшпое поколѣніе мужаетъ въ опытности, вмѣстѣ съ нимъ зрѣетъ плодъ ученія. Въ видахъ прогресса общественнаго, теоре­ тическое образованіе въ с. хозяйствѣ имѣетъ важное значеніе и по всей справедливости со ставляетъ предметъ особенной заботливости со стороны правительствъ. Дѣйствуя па понятія молодого поколѣнія, всегда готоваго сочувство вать всему истинно полезному и раціональному, свободнаго еще отъ п работнтелыіаго вліянія привычки п обычаевъ, наука приготовляетъ для общества дѣятелей разумныхъ, проникну­ тыхъ сознательнымъ убѣжденіемъ въ неибхо- дны стн стремиться кт, улучшеніямъ, и имѣю­ щихъ въ виду разнообразные способы къ вы­ полненію этой цкли. Другія средства, которы­ ми стараются подвигать впереди сельскую про­ мышленность, не приносятъ той пользы, буду­ чи направлены къ поколѣнію уже дѣйствую­ щему, нелегко усвопвающ; му что-нибудь но­ вое, π пепсегда способному измѣнять однажды принятыя убѣж іенія. Съ чувсівомъ національной гордости можемъ мы сказать, что попеченіями просвѣщеннаго правительства намъ открыты способы агроно­ мическаго образованія, какихъ не найдемъ во многихъ изъ самыхъ образованныхъ странъ Европы. Не говоря уже о многочисленныхъ земледѣльческихъ школахъ для практическаго образованія крестьянъ, которыя не входятъ въ предметъ настоящяго разсматриванія, наши университеты и лицеи нм йотъ каосдры сель­ скаго хозяйства, соединенныя съ отдѣленіями камеральныхъ, или естественныхъ наукъ. Эго предполагаетъ въ слушателяхъ, посѣщающихъ лекціи с. хозяйства извѣстное приготовитель­ ное изученіе вспомогательныхъ наукъ. II* рас­ поряженію господина министра народнаго про- овіщенія публичные кѵрсм читаются въ го­ родахъ, лишенныхъ возм >жіюсти пользоваться уішверси Г’-тскнмъ преподаваніемъ Наконецъ ны имѣемъ особые институты д ія enemaji.ua- го агрономическаго образованія. Горыгорецкій И i отиту ть, по своему составу и богатому снаб­ женію вепомогате.іыіымц средствами, долженъ занять одно изъ первыхъ мѣстъ между евро­ пейскими заведеніями п .добнаго рода Молодое поколѣніе начинаетъ діятельво поль­ зоваться этими благодѣяніями правиіе.іы тва. іі готовитъ счу въ будущемъ ревностныхъ со­ трудниковъ въ дѣли хозяйственнаго улучшеиія Россіи. I!, ОТЕЧЕСТВЕННЫЯ ІІЗВБШЯ, Санктпетербургъ Съ ночи съ 15 на 1G Фев­ раля скончался здѣсь, на 7 1 году отъ рожде­ нія, пасторъ нѣмецкаго реформатскаго прихо­ да, I іаииъ фонъ Муральтъ. Г осударь И мператоры промявъ съ благово­ леніемъ книгу: ..Жизнь Елисаветы Кульмаиъ,“ Всемилостивѣйше изволилъ пожаловать пере* ,92 водчицаѵъ оной, дочерямъ статскаго совѣтника дъвнпамъ Марьи ц Елисаветѣ Бу рнашевымъ, чрезъ I’. министра народнаго просвѣщенія, по­ дарки: Фермуаръ и брилліантовыя серьги. Нъ воскресенье, 10 Февраля, разыграна 7 я Лоттерея художественныхъ произведеній, въ присутствіи Гг. членовъ комитета общества поощренія художниковъ а посѣтителей, въ до- >і ь ыузеѵма графа Румянцова. Москва. 25 Февраля, въ той-же залѣ, гдѣ мо­ сковское общество привыкло выслушивать сло­ во науки, оно испытало впечатлѣніе новое здѣсь, прекрасное вездѣ и родственное первому, впе­ чатлѣніе музыкальное, ы/гораго главными ви­ новниками были Г г. студенты университета. Мысль оиааружить передь обществомъ му­ зыкальные успѣхи и дарованія родилась въ са­ михъ cry центахъ. А какъ прекрасное исегді другъ добраго, то художественная мысль соединилась съ другою—помочь ближнему въ своемъ нуж­ дающемся чоіариіцѣ. Московское общество от в I.чало на эгѵ мысль. Восемьсотъ посѣтителей наполняли залу университета. Графъ А. А За креискін, маститый воинъ А 1). Ермоловъ н шютіе другіе сановники столицы посѣтили ятоть концертъ и рукоплескали музыкальнымъ X сикхамъ U доброму дѣлу студентовъ универси­ тета (л, удовольствіемъ ы<>гли замѣтить і»сі: чт- внѣшшй расиоряд н;ъ принадлежалъ молодымъ хозяевамъ концерта, киг>рые виішаніемъ и бла­ говоспитанными пріемами очаровывали всѣхъ гостей своихъ. Одесса ‘1 Февраля —28 января суд >ходство возобновилась отплытіемъ шести судовъ за гра­ ницу: 31 января вошли въ п’ргъ два судна прибывшія изъ Константинополя Петрозаводскъ, 1 января. Вь концѣ мпнув- шаі о года открыта, при Олонецкомъ приказъ общественнаго призрѣнія, сберегатель!» ш касса. Ьолокола искъ Московской губерніи, Волоколам­ скаго у ѣзда, въ госѵ д ірсгвенномъ селѣ Буйго- родѣ. крестьянинъ Григорій Васильевъ и жена его Н іетасья Петрова, наѣвшись 8 декабря •солеион рыбы, неизвѣстно гдѣ ими купленной, занемогли п вслѣдъ за тѣмъ умерли: Петрова 9 то, а Васильевъ 10 декабря. Архангельскъ , 1 1 Февраля —На бывшую, съ 10 по 20 января, въ городѣ Мезени, крещен- скмо ярмарку, привезено разныхъ товаровъ на 11.180 руб., продано на 7,163 руб. 13 Февраля.—Съ навигаціи 1850 г., бу­ дутъ открыты биржевый купеческія собранія, въ биржевомъ зданіи при здъшней таможнѣ. Эти собранія будутъ происходить еженедѣльно по вторникамъ ц пятницамъ, отъ трехъ до пя­ ти Часовъ по полудни. 18 февраля—Сего утра всѣ жители Архан­ гельска, съ глубокою душевною горестію, из- вѣстились о кончинѣ главнаго начальника сво­ его, Г. военнаго губернатора и главнаго коман­ дира порта, вице-адмирала Александра Ивано­ вича де Траверсе 1-го. Тула —Тульской губерніи, Каширскаго у ѣз­ да , въ селѣ Мокромъ Ядѣ, помѣщика Г.іі.бова- Стрѣшнева, сгорьли, отъ злоумышленнаго под­ жога. три крестьянскіе двора, съ убыткомъ на 859 руб. Поджигъ произведенъ былъ кресгья- іішміъ того-же помѣщика Міксныоиъ Саыон- I вынъ, который,находясь въ рабоч нпклхч, у дру­ гою крестьянина, Семенова, быль посланъ иѵп., I· ноября, въ лѣсъ за дровами, и возвратясь оттуда на другой уже день, получилъ отъ се­ мейства Семенова за долгую отлучку доаіоворч } иа іеерженный ч ѣмъ на хозяевъ, оігь, на слѣ- іу ющій же день вечеромъ пригоч-ові.въ для ско­ та кормъ, ВЗЯЛЪ изъ избы фосфорныхъ іекъ, и зажогъ ими надъ собою содомяииую неледу. Острогожскъ (В роиежскон губ ) -I Февраля.— Въ пользу сиротъ, оставшихся нослв сгорѣк- ні іхъ 16 августа 18Ί-9 г., прислано еще 33 руб.} сч, прежними У УТ р. 50 к., аго соста­ витъ 1027 руб 50 коп. Мензелинскъ, 1 Февраля. Зіѣшняя ярмар­ ка, составляя главное и первое зимнее торжи­ ще въ Оренбургской іубернін, имѣла ныив на съѣзди своемъ до 23, 5 ‘i2 человѣкъ разнаго званія. Торговля шла довольно дружно} чова· ровъ было рривезеио на 1,901,8 -¾ руб., а иро- ,— 93 – дано па 1,109.818 руб. Вь городскіе доходы Поступило съ ярмарочныхъ помѣщеній со ору до 1 0 ,-’ ѣ Я 6 р. 92£ к ., а жители за квартиры получили до 10,000 руб. Уфа. Въ послѣднее время въ здѣшнемъ при­ казѣ общественнаго призрѣнія открыта сбере­ гательная касса. Тиф * исъ, 11 Февраля. По Закавказскому карантинно-таможенному округу, въ ноябрѣ 1849 г., привезено товаровъ на 318,003 р. 63 к.; вывезено н» 91,‘237 р. 90 к ; пошлинъ поступило на 37.101 р. 89 к. Вь Ленкорани тамошнее благородное обще стаи, по примѣру тифлисскаго, устроило те­ атръ въ пользу бѣдныхъ, и въ первый розъ, съ большимъ успѣхомъ былъ разыгранъ воде валъ Вицъ мундиръ. Въ скоромъ времени будетъ исполнена комедія: Горе отъ ума. Вь этихъ представленіяхъ приняли живое участіе внѵки талыманскаго владѣтельнаго хана, Миръ-Ибра- гнмъ и Мзръ-Али Г.ілмхановы. Ленкорань, какъ извѣстно, находится въ самомъ южномъ угодій русской Имперіи. IIL ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1) Въ водолечебномъ за едеиін, находящемся близь города Чу і’уева. въ селеніи Кочеткѣ, вновь у поены вь прошломъ году для пріѣзжаю­ щихъ удобныя квартиры со всего нужною ме­ белью. о чемъ учредитель сего заведенія имѣетъ честь извѣстить желающихъ посѣтить это за­ веденіе и пользоваться въ немъ. Хроническія б лѣзни, въ коихъ преимущественно водолече ніе оказывается полезнымъ суть: ревматизмъ·, л. мота, засгарѣлыя котарры, головныя боли особенно ревматическія и отъ приливовъ кро­ ви происходящія, удушье, кровохарканье, силь­ ное трепетаніе сердца, завалы брюшныхъ внут­ ренностей. разныя гемороидальныя страданія, ипохондрія, страданіе женскаго оріанизма отъ неправильнаго или недостаточнаго мѣсячнаго очищенія происходящія, разиыя слизетеченія, слабость и отягощеніе тѣла, нѣкоторыя пара­ личи, накожныя сыпи всякаго рода, слабость ди іцева ригельныхъ органовъ, долговременные поносы, разныя золотушныя страданія, язвы разнаго рода и проч.— Въ эгомъ году въ водо- • ечебномъ заведеніи вь Кочеткахъ, кромѣ ле- чешя водою будетъ еще употреблено, гдд; пред­ ставится къ тому надобность, лечете га.івано- магиитіюе, леченіе свѣжими растительными со­ ками и сывороткою. Водолечебное заведеніе въ Кочеткахъ откры­ то съ Высочайшаго разрѣшенія иъ 18гѣ7 году въ теченіи этого времени было больныхъ въ заведеніи въ 1847 іоду 85, изъ нихъ выэдо- аовѣдо 67, получило облегченіе 8. безъ облег­ ченія уѣхали 7, иекоичивъ леченія оставили за- ведеиі: 3; кром ѣ того пользовались одержимыхъ холерою 38 человѣкъ, которые всѣ выздоро­ вѣли.— Въ 184-8 г. прибыло 129 больныхъ, вы­ здоровѣло 1()4-, подучило облегченіе 19. безъ облегченія оставили заведеніе 3, умерло 3; въ числѣ умершихъ было 1 отъ холернаго тііфѵ – са, I отъ чахотки, 1 отъ холеры,- всѣхъ хо- іерныхъ было 4-1. Въ 1849 г. поступило 111, выздоровѣло 89, подучило облегченіе 15, безъ облегченія оста­ вили заведеніе 7. 2) Нѣкто желаетъ купить нмъніе въ близ­ комъ разстояніи отъ Москвы Кіева, Харькова, Полтавы или другого значительнаго города въ средней полосѣ Россіи, цъною около 30 тыс. руб. серебромъ. Желающихъ продать просятъ покорнѣйше дать знать предварительно крат­ кою запискою въ С-Петербургъ, Литейной части ио Графскому переулку, в ъ д о м ѣ Амбро- симовой, Александру Губареву. 3) Симъ объявляется, что прибылъ въ гу­ бернскій г. Харьковъ извѣстный въ Россіи изобрѣтатель новаго снаряда для винокуренія, Фридрихсгамскій купецъ Егорѣ Егоровичъ Яффа, имѣющій привилегію диииуіо отъ министерства ,- 99 – Финансовъ m десять .Л тд, о чечт пзвѣщают- | с р. Гг. с держатели винокуренныхъ заводокъ. Квартира еги. Ят>т>а, въ 1-й части, въ домѣ Бу- тенковой, н а Рыбной улицѣ. — і . U) Продается половинная часть двороваго мѣста, состоящаго вблизи Арчангело Михай­ ловской церкви, въ концѣ плацъ-парадпоп пло­ щади, па углѣ; оцѣпѣ узнать отъ самого вла­ дѣльца, цеховаго Федора Богданова.— 1. 5. ) Продажи: 1-е, въ г. Харьковѣ старый Домъ съ дворовымъ мѣстомъ; 2-с, хуторъ въ 95 верстахъ отъ Харькова съ шинкомъ; до хода съ онаго 200 р. сер., и 3-е, лѣсная дача въ 5 съ под. верстахъ отъ Харькова съ дохо­ домъ по контракту 120 р. сер.; желающіе могутъ купить выгодно.— А о ц ѣ н ѣ х знать въ Харьковскомъ Казначействѣ отъ титулярнаго совѣтника Николая Степанова сына Атамани- чеоко.— 3. 6. ) На С ученой ѵ.іпцѣ продается домъ Харь­ ковской почетной гражданки Александры Щсл- ковоіі; о ці.нѣ у.икть м жпо у владѣтельпииы онаго,— 3. Выѣзжаетъ за границу. 1 ) Ганноверскій подданный, булочникъ Луд­ вигъ Траубе.— 3. Съ /0 ;о по 16-е Марта въ горсдь ПРІѢХАЛИ: Изъ г. Аѵтырки, полковникъ Кокушкинъ; г. Курска, коллежскій асессоръ Розовъ; г Зміева, отст. маіоръ Щербаковъ; г. Ку плоска, отст. маіоръ Абаза п коллежскій ассессоръ Кілннцынъ; г , Курска, подполковникъ ф о ііъ -К лотъ ; г . Гадя­ ча, лекарь Грабовскій; г, ІІовочсркаска. сотникъ Кибриковъ. В Ы Ѣ Х А J И: Въ с. Печенѣги, полковникъ Тимковскій; г. Изюмъ, отст. полковникъ Коріцовъ; г. Полтаву, п о л к о в н и к ъ К о со в с к ій ; г . Чугусвъ, подполков- іііік ь Зарудный; г. Ку нянекъ, отст. маіоръ Аба- з а ; г. .Іебедннъ, подполковникъ Халаховъ; г. Одессу, маіоръ ф он ь-Копгаге.іь; г. Полтаву, м а і о р ы : Соболевскій и Самоловскій; г. Сумы, коллежскій ассессоръ Шабельскій; г. Курскъ, полковникъ Фонь-ІѴІпрбахь; г. Изюмъ, почтмей­ стеръ Пономаревъ; С.-Петербургъ, лекарь Гра- бовскій. ,ion M ete ,p лопгіе кія наблюденія . дѣлаемыя пру харьковскомъ университетѣ . Печатать доаволяется. Харьковскій Грааідацскін Губернаторъ, дѣйствительный статскій совѣтникъ Траскипъ, >Іѣсяць и число. Часы наблюденія. Высота Ьарометр при 15 J R* I Тормом. R. llanxeu, суточная темпе рат. 1 Іа ибо л. сѵточнал темпе рат. С О С Т О Я Н ІЕ А Т М О СФ ЕІ· Ь 1850. Мартъ, о 9 ч. утра 5 — по по* 9 .одни. 58G,59 585,58 580,39 , – 3 .5 —2,6 г·· – 5,5 —2 Пасмурно. безоблачно· Пасмурно. 3. 9 ч. утра 5 — по по» 9 — .одни- 578,70 1 581,79 589,47 —4 — 5,7 —7,2 -7 ,2 – 3,7 ~ ί Ірояспѣ наСТъ. Пасмурно. Ясно. 4 . 9 ч. утра 3 — по И С – 9 — ЛУДНІЬ 585.07 586,37 586,33 – 7 ,3 —5,6 — 8 — 9,6 — 4,3* безоблачно—ясно. Около полудня облачно-йс но. S . 9 ч. у тр а 3 —- П О ІІ О – 9 — . і у д ш ь 589,30 589,47 5?;a:»S7 —6 – 6 ,9 —9 — 10,5 ~ —6 Пасмурно. Сиѣг ыідстъ· 6 * 9 ч. утра 5 — но по* 9 — дуди и. 593,12 593,77 593.93 — 7,2 —4,9 – 9 ,5 —9,5 —4,9 Облачно—ясно. 7 . 9 ч. утра 3 — по по- 9 — л у дни. 593,75 595.33 592,97 — % < 2 t — 5,1 -8 ,7 -3 ,1 Ясно. М ѣ с т а м и с б л а ч ы о . 8. 9 ч . у т р а 5 — по по* 9 — .одни. 592.97 592,49 592,05 —6,3 -2 ,5 —6 -6 ,9 -1 ,5 • П а с м у р н о . І й ѣ г т а і в і н р о г л я – і л я д ы к а с т ъ сп н е о .у . Облачно.