Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
10043
Дата випуску:
18.07.1910
Дата завантаження:
30.07.2019
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЮЖНЫЙ КРАЙ ИСПОВЪДЬ. (Carte postale). 1. Обѣ онѣ стояли на лѣстницѣ. Одна въ розовомъ платьицѣ и соломенной шляпѣ, другая въ бѣломъ и кружев­ ной Charlotte. Гіовидимому, онѣ находились въ за­ трудненіи. Наконецъ, первая сказала. — Послушай, ты мнѣ ручаешься, что онъ именно такой? — Т.-е. какой?—безпокойно пере­ спросила вторая. Она широко раскры­ ла кукольные, синіе глаза. — Ахъ… внимательный… интерес­ ный? — Ксендзъ Ярташевичъ? Да, вѣдь, я говорила тебѣ это сотни разъ… Очень интересный. — И ему нужно разсказать на испо­ вѣди в с е… съ деталями? — Все. — Клянешься мнѣ, Юльця? — Клянусь. — И онъ самъ задаетъ вопросы? Самъ. — Ахъ, Боже мой… и все время приходится краснѣть? — Да, милочка, если у тебя есть хоть капля совѣсти. — За кого ты меня принимаешь? И, ты думаешь, я могу разсказать ему то, что вчера тебѣ? — О… о… если ты не боишься… Онѣ внимательно глядѣли другъ на друга. Соображали что-то. Таинствен­ но и мечтательно улыбались. — Да, я рѣшусь,—пробормотало розовое платье,—я люблю до смерти пикантности… И, наконецъ, это серьез­ но… меня мучитъ совѣсть… вдругъ, я умру внезапно? — Все возможно,—серьезно согла­ силась вторая — И потомъ пріѣхать въ костелъ съ дачи… — Въ такую жару… — Да, въ такую жару… ■— Переволноваться…. — Ну, еще бы… Я страшно волнуюсь. Попробуй, какъ у меня бьется сердце… Однако, я тороплюсь… Итакъ, я иду къ ксендзу Ярташевичу… рѣшено. — О… я тоже волнуюсь… мнѣ за тебя страшно, Женни. — Ничего,— мужественно успокоила ее та,—я надѣюсь, все пройдетъ бла гополучно… Милочка, я бѣгу. — До свиданія, дорогая… Ты, конеч­ но, потомъ разскажешь мнѣ резуль­ татъ? — Конечно. Какъ ты можешь со­ мнѣваться? А demain, сівтіѳ… — А demain, mignonne. Онѣ побѣжали. Одна наверхъ, дру­ гая внизъ. — Отецъ мой, я погибла… — Въ чемъ дѣло, дитя мое? А. И. Куинджи, п р о ф е с с о р ъ -х у д о ж н и к ъ , сд ѣ лав ш ій к р у п н о е п о ж е р т ­ в о в ан іе для разви тія и с к у с с т в ъ въ Р о с с іи . Скончал­ ся 11 ію л я . Профес. А. X. Кузнецовъ, д ек ан ъ м ед и ц и н скаго ф а к у л ь т е т а х а р ь ­ к о в с к а го И м п е р а т о р ск а го у н и в ер си т ет а, ск о н ч а в ш ій с я 13 ію ля 1910 го д а. — Отецъ мой, я буду осуждена на­ вѣки… — Вы не должны рѣшать за меня. Дальше. — Я грѣшила. — Ну, конечно… иначе вы бы не были здѣсь… — Я люблю, отецъ мой… — Любить не запрещается, если лю­ бовь на христіанскихъ началахъ. — Да, но… — Но? — Я не понимаю нашего молчанія. — Но… Андрей и я… мы любимъ другъ друга — Отлично. Дальше, дитя мое. — Мы позволяемъ себѣ… вы пони­ маете, отецъ мой? — Нѣтъ, я ничего не понимаю, ди­ тя мое. Пожалуйста, короче. — О, я не могу, вѣдь, разсказывать все… Я сгораю отъ стыда. — Отлично. Дальше. — Онъ цѣловалъ меня. — А! Много разъ? — Всегда. — Это грѣхъ, дитя мое, и вы не должны повторять его. — Онъ говорилъ мнѣ ужасныя вещи. — А! Большой грѣхъ. Женщина должна быть стыдливой. Дальше. — Я его невѣста… поэтому… онъ… я… иногда… ахъ, отецъ мой… — Отлично. Вы скоро пиженитесь? — Я не знаю. Все зависитъ отъ его государственнаго экзамена. — Вотъ какъ. Нужно молиться. Мо­ литесь за него усердно. Продолжайте. Онъ перешелъ къ другимъ грѣхамъ. Розовое платьице покорилось въ неодобрительномъ удивленіи. III. Она чинно вошла въ комнату по­ други. Ея лицо выражало сильнѣйшее негодованіе. — Юльця, это нечестно съ твоей стороны. Кукольные глаза смотрѣли на нее тревожно. — Что случилось?… Ахъ, не пугай меня… — Но ты солгала… этотъ ксендзт… О!… О!… Онъ съ небесъ свалился, ми­ лочка…’ онъ ничего, ничего не пони- етъ въ женской душѣ… и потомъ онъ на все отвѣчаетъ „отлично”… Я не знаю, зачѣмъ, собственно, ты подвела меня… — Какъ!… ни единаго вопроса? — Ни единаго. — Честное слово? — Честное слово… — Боже, какая неудача! Разстроенныя, онѣ призадумались. Потомъ, наконецъ, одна изъ нихъ, не бывшая на исповѣди, сказала воз­ мущенно. — Ну знаешь, если онъ не задаетъ вопросовъ, я бы сама ему все раз­ сказала… да… на зло… Какая ты не­ догадливая, Женни… Анна Маръ. Воскресенье, 18-го Іюли 1910 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ ft 10G43, ,2 ЮЖНЫЙ Н р А и Воскресенье, 18-го Іюля 1910 года. Главари славянской Сокольской организаціи въ Софіи t . Русскіе „Соколы въ Софіи. Б . П о з д н я к о в ъ (I п р и з ъ ), В . Т а т а р и н о в ъ (III п р и з ъ ), М . Л е л е п е й ч е н к о (II п р и з ъ ), Б . Г о н з а т к о , Ф . Б о р о д а е в с к ій (I п р и з ъ ) К . Б е н ш ъ (I п р и з ъ ). Р е з у л ь т а т ы с о с т я з а н ій х а р ь к о в с к и х ъ „ С о к о л о в ъ ” в ъ С о ф іи ( Б о л г а р ія ) , г [кат его­ р ія >¥о% – / о о ” о балловъ. I п р и з ъ К . Б е н ш у в і ‘/ » б а л ., I п р и з ъ Б . П о з д н я к о в у 8 0 V» б а л .— з а у п р а ж н е н ія н а в с ѣ х ъ с н а р я д а х ъ , I п р и з ъ Ф . Б о р о д а е в с к о м у 8 3 V* б а л .— з а „ н а р о д н ы я и г р ы ” (п о д н и м а н іе и б р о с а н іе т я ж е с т и , п р ы ж к и ,б ѣ г ъ и п р .) . 2 [кат егорія 70 /о— Л’о*Ѵо балловъ. II п р и з ъ М „ П е л е п е й ч е н к о 7 2 б а л . — з а у п р . н а с н а р я д а х ъ , j . Iкат егорія б о % — уо‘”о балловъ. III п р и з ъ В . Т а ­ т а р и н о в у 6 5 б а л .— з а у п р . н а с н а р я д а х ъ . НАУЧНЫ Я новости. Изъ статистики книжнаго дѣла. Ежегодно на всемъ земномъ шарѣ печа­ тается около 3.665 милліоновъ книгъ. Въ предѣлахъ однихъ только Соединенныхъ Штатовъ въ теченіе года продается до 700 милліоновъ книгъ. Еъ Европѣ число покупаемыхъ ежегодно книгъ достигаетъ 2.260 милліоновъ экземпляровъ. По чис­ лу вновь выходящихъ книгъ первое мѣс­ то принадлежитъ Германіи, гдѣ печатает­ ся около 25.000 новыхъ названій. Фран­ ція даетъ въ среднемъ до 13.000 новыхъ печатныхъ трудовъ въ годъ, Италія – -око­ ло 10.000, Англія 7.000. Всѣ остальныя культурныя государства ьъ совокупности, считая въ томъ числѣ и Америку, печа таютъ ежегодно до 75.000 новыхъ про­ изведеній. Такимъ образомъ оказывается, что въ предѣлахъ культурныхъ госу­ дарствъ каждый день выходятъ изъ пе­ чати по 205 новыхъ книгъ, Поднятіе затонувшихъ грузовъ при помощи электромагнитовъ. Сѣверо-американскій стальной трестъ произвелъ недавно рядъ весьма интерес­ ныхъ опытовъ извлеченія затонувшихъ грузовъ посредствомъ электромагнитовъ. Такимъ способомъ удалось разгрузить .пароходъ, груженный желѣзными гвоздями и затонувшій въ нижнемъ теченіи Мисси- сиппи, неподалеку отъ Новаго Орлеана. Для работъ былъ примѣненъ электромаг­ нитъ въ 31/2 метра въ діаметрѣ, вѣсомъ 3.000 фунтовъ. Электромагнитъ при этомъ погружался въ воду, и затѣмъ черезъ него пропускался электрическій токъ. Подъем­ ная сила магнита оказалась настолько значительной, что онъ поднималъ съ глу­ бины въ 70 футовъ заразъ по 5—6 бо­ чекъ съ гвоздями. Въ результатѣ было извлечено на поверхность около 90% затонувшаго желѣзнаго груза, причемъ бочки, въ которыхъ былъ заключенъ грузъ, остались неповрежденными. Сравнительно съ другими, обычно практикуемыми въ такихъ случаяхъ способами, описанный способъ является и гораздо болѣе деше­ вымъ и работающимъ съ наибольшею аккуратностью. Окрашенные брилліанты. Извѣстно было, что брилліанты подъ влія­ ніемъ высокой температуры обугливают­ ся и даже совсѣмъ сгораютъ. Наблю­ дено было, что передъ тѣмъ, какъ обу­ глиться, нѣкоторые брилліанты прини­ маютъ красный цвѣтъ; правда, по охла­ жденіи, такіе красные брилліанты не со­ храняли драгоцѣннаго краснаго цвѣта, а опять возвращались къ первоначальной своей водѣ. Теперь попробовали испытать на брилліантахъ дѣйствіе Х-лучей, а так­ же католическихъ. Х-лучи измѣняютъ цвѣтъ брилліанта, но не въ сильной сте­ пени; католическіе же превращаютъ бѣ­ лые и блѣдно-желтые брилліанты въ гус­ то-гіацинтовые -въ цвѣтъ старой мадеры и, наконецъ, въ коричневые; причемъ достаточно подвергнуть такіе окрашенные брилліанты вліянію низкой температуры, иногда до 300 — 400°, чтобы камни снова приняли свой первоначальный цвѣтъ. Рубины и вообще корунды подъ вліяніемъ радія окрашиваются въ болѣе или менѣе густо желтый цвѣтъ; то же самое наблю­ дается и надъ алмазами. Воскресенье, 18-го Іюля 1910 года. ЮЖНЫЙ КРАЙ 3 „Америка4— дирижабль, на которомъ имѣетъ быть совершенъ нынѣшнею осенью перелетъ изъ Ньнйорка въ Лондонъ. Вальтеръ Вельманъ. Прилагаемый рисунокъ былъ сдѣ­ ланъ съ дирижабля но время поляр­ ной экспедиціи, совершенной на немъ г.г. Вальтеромъ Вельманомъ и Мель- виномъ Ваниманомъ. Эти „летуны” предполагаютъ теперь совершить пе­ релетъ черезъ Атлантическій океанъ въ концѣ этого лѣта или въ началѣ осени. Дирижабль „Америка” будетъ для этой цѣли нѣсколько увеличенъ: его длина увеличена до 228 фут. съ гондолой, а наибольшій діаметръ до 52 ф. Одинъ изъ рисунковъ даетъ видъ съ палубы сопровождавшаго дирижабль парохода иа его старую стальную гондо­ лу. Теперь будетъ устроена новая 156 фут. длиною. Шаръ будетъ имѣть три машины, одна изъ коихъ сможетъ придавать ему скорость 20 миль въ часъ. Въ резервѣ будетъ моторъ о 8 цилиндрахъ. Воздушный корабль бу­ детъ снабженъ также автоматическимъ аппаратомъ для поддержки равновѣ­ сія, изобрѣтеннымъ г. Ваниманомъ. Трансатлантическое путешествіе пред­ принимается г.г. Вельманомъ и Вани­ маномъ за ихъ отвѣтственностью при поддержкѣ со стороны газетъ „Daily Telegraph” и „New Уогк Times”. Мельвинъ Ваниманъ. Курьезы изь-за наготы на сценѣ. Журналъ „Театръ и Искус­ ство” приводитъ нѣсколько забавныхъ эпизодовъ изъ жизни популярныхъ западно­ европейскихъ артистовъ, рис­ кнувшихъ, въ угоду худо­ жественной правдѣ, вступить въ борьбу съ рутиной и предразсудками, царившими въ области театра, и пока­ зать „наготу” на сценѣ. Шла трагедія, дѣйствіе ко­ торой происходило за сто лѣтъ до Р. X., и въ которой великій Тальма игралъ герои­ ческую роль Регула, жертву­ ющаго собой за народъ. Ар­ тистка Вестрисъ играла рим­ скую дѣвушку, бросающую­ ся въ огонь послѣ гибели ея возлюбленнаго Регула. Вес­ трисъ уже находилась на сценѣ, когда Тальма былъ вызванъ изъ уборной,въ ко­ торой онъ оставался въ ожиданіи сво­ ей реплики. Онъ появился на сценѣ въ настоящемъ римскомъ костюмѣ, въ ко­ турнѣ и тогѣ, но съ обнаженными ру­ ками и ногами. Когда Вестрисъ увидѣ­ ла его въ этомъ нарядѣ, она въ ужасѣ отшатнулась и прошептала: — Тальма, вѣдь, у васъ голыя руки? — Это римскій обычай. — Да, но на васъ и штановъ нѣтъ! — За сто лѣтъ до Р. X. римляне штановъ не носили,—спокойно отвѣ­ тилъ Тальма. — Свинья! Вестрисъ потеряла способность го­ ворить, убѣжала со сцены и крикнула: „Тальма съ ума сошелъ: онъ безъ шта­ новъ!..” Тальма, покинутый среди акта сво­ ей партнершей, обратился къ заволно­ вавшейся публикѣ съ слѣдующими словами: „Вы видите, что моя милая партнерша, г-жа Вестрисъ, ушла со сцены потому, что я, изображая рим­ лянина эпохи до Р. X., хожу безъ шта­ новъ. Угодно вамъ, чтобы я удалился и переодѣлся, или же продолжать играть, какъ истый римлянинъ, съ го­ лыми ногами?” Въ первый моментъ въ зрительномъ залѣ царило гробовое молчаніе. За­ тѣмъ поднялся одинъ изъ зрителей партера и произнесъ: „Если я правиль­ но понимаю молчаніе публики, то она держится того мнѣнія, чтобы вы про­ должали играть съ обнаженными но­ гами”. Взрывъ апплодисментовъ раздался послѣ этихъ словъ. Тальма извлекъ изъ-за кулисъ свою партнершу и ког­ да они, рука объ руку, появились на сценѣ, тотъ же зритель крикнулъ ей: „Сударыня, публика желаетъ, чтобы и вы на будущее время играли обна­ женная”. А вотъ другой случай. Въ двадцатыхъ годахъ прошла­ го столѣтія, извѣстный ис­ полнитель ролей героическа­ го репертуара Вильгельмъ Кунстъ, играя въ Прагѣ Гамлета, появился на сценѣ съ спущеннымъ чулкомъ и обнаженной икрой. Дамы въ ложахъ пришли въ ужасъ. Городской голова послалъ полицейскаго на сцену съ приказаніемъ прикрыть „декольтированную” ногу. Кунстъ отказался подтянуть чулокъ. Полицейскій доло­ жилъ объ этомъ городскому головѣ. Тотъ приказалъ при­ грозить Кунсту арестомъ, ес­ ли онъ не исполнитъ тре­ бованія и не подтянетъ чул­ ка.Кунстъ вторично отказал­ ся, и голова вышелъ изъ теа­ тра. За нимъ послѣдовала и часть публики, возмущен­ ная тѣмъ, что на сценѣ по­ казываютъ голую ногу. На другой день Кунста выз­ вали въ полицію, и оберъ-полиціймей- стеръ приступилъ къ допросу. Вы позволили себѣ вчера выйти на сцену въ скандальномъ видѣ: съ обна­ женной ногой!—крикнулъ онъ. Кунстъ спокойно отвѣтилъ: — Я придерживался текста пьесы. Такъ написано у Шекспира. — Неправда! — прервалъ его поли­ цейскій. Кунстъ вынулъ изъ кармана книжку „Гамлета” и указалъ на слова Офеліи въ первомъ явленіи второго акта — Не угодно-ли вамъ, господинъ оберъ – полиціймейстеръ, убѣдиться, что говоритъ въ этомъ мѣстѣ Офелія. Я сейчасъ прочту вамъ: „Когда я шила у себя въ комнатѣ, вдругъ появился принцъ Гамлетъ, въ разорванномъ костюмѣ, безъ шляпы, въ грязныхъ, спущенныхъ и болтавшихся около щи­ колокъ чулкахъ”. Константинопольскія собаки,\ [вывезенныя на маленькій островокъ Океіасъ, на Мраморномъ морѣ.” j ,4 ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 18-го Іюля 1910 года Къ выставочному сезону машинныхъ двигателей. С н о п о в я з а л к и . — М о л о т и л к и . — Г а з о м о т о р ы .— Х л ѣ б о м о т о р ы . Полицейскій съ высокомѣрной усмѣш­ кой прослушалъ Кунста и восклик­ нулъ: — Этими словами вы думаете им­ понировать полиціи? Сейчасъ я вамъ объясню, какъ мы понимаемъ эти сло­ ва. Гамлетъ во всякомъ случаѣ при­ шелъ утромъ, сейчасъ же послѣ появ­ ленія тѣни; пришелъ несомнѣнно подъ первымъ впечатлѣніемъ встрѣчи съ призракомъ отца, послѣ безсонной но­ чи, чѣмъ и объясняется его нѣсколько ненормальный видъ, о которомъ го­ воритъ Офелія. Но при дворѣ, кото­ рый изображенъ Шекспиромъ въ „Гам- летѣ“, при дворѣ, въ которомъ вра­ щались такіе утонченно благородные аристократы, какъ Полоній, Г’ильден- штернъ, Розенкранцъ, Іорикъ, у прин ца не могло не быть камердинера. Такъ неужели же вы полагаете, что этотъ камердинеръ допустилъ-бы, что­ бы его принцъ цѣлый день бѣгалъ съ спущеннымъ чулкомъ? — Но… — Пожалуйста, не перебивайте ме­ ня. Тутъ не можетъ быть никакихъ „но”. Потрудитесь молчать. Извольте- ка доказать мнъ, что у Гамлета не было камердинера, и что поэтому принцъ могъ бѣгать растрепанный и съ спущеннымъ чулкомъ. Можете вы мнѣ доказать это? — Нѣтъ. — Ну, такъ и отсидите за голую ПЕЧАЛЬНАЯ МЕТАМОРФОЗА. Петербургскій театралъ Б., на-дняхъ возвратившійся изъ за границы, раз­ сказываетъ о грустномъ превращеніи, постигшемъ одну нашу балетную тан­ цовщицу, лѣтъ 15 тому назадъ поки­ нувшую Маріинскую сцену и затѣмъ имѣвшую одно время за-границей ус­ пѣхъ, въ качествѣ исполнительницы характерныхъ танцевъ. Въ Парижѣ, въ Ниццѣ, въ Монте- Карло, въ Эксъ, эта балерина блиста­ ла и была всегда окружена поклон­ никами. Б. съ удивленіемъ увидѣлъ недавно имя балерины на афишкѣ второсте­ пеннаго цирка въ Ліонѣ, гдѣ онъ былъ проѣздомъ. Вечеромъ онъ отправился въ циркъ. Послѣ лошадей, гимнастовъ и клоу­ новъ, на аренѣ появилась сильно пос­ тарѣвшая артистка и подъ жидкіе ап- плодисменты исполнила нѣсколько не­ затѣйливыхъ танцевъ. Въ антрактѣ Б., который когда то былъ представленъ балеринѣ, поже­ лалъ съ ней повидаться. — Гдѣ уборная г-жи Иксъ?—спро­ силъ онъ. Вторая конюшня налѣво!—ука­ залъ ему служитель. Дѣйствительно, уборной балеринѣ» служила конюшня, съ землянымъ по­ ломъ. Къ стойлу было прикрѣплено маленькое зеркало и передъ нимъ стоялъ стулъ. Изъ разговора съ артисткой, Б. уз­ налъ, что она, потерявъ поклонниковъ и проигравъ много денегъ въ рулетку, теперь принуждена за самое скромное вознагражденіе выступать на эстра­ дахъ провинціальныхъ кафе-шантановъ и цирковъ. — Сейчасъ мнѣ платятъ сорокъ франковъ за выходъ, но скоро, вѣ­ роятно, и того давать не станутъ!—съ грустью замѣтила артистка. Какое блестящее начало и какой пе­ чальный конецъ карьеры! Типографія и фото-цинкографія „Южнаго Края,” Сумская ул., д. А. А . Іозефовича. икру Гамлета подъ арестомъ трое су­ токъ. А затѣмъ, по окончаніи вашихъ гастролей, можете выѣхать изъ Праги. Кунстъ, разумѣется, не могъ пред­ ставить пражской полиціи доказатель­ ства о неимѣніи принцемъ Гамлетомъ камердинера, но и подъ арестомъ, за кончивъ свои гастроли, онъ не си­ дѣлъ, а просто тайно выѣхалъ изъ Праги, какъ дѣлалъ это въ другихъ городахъ изъ-за долговъ.