ХАРЬКОВСКІЯ ЧАСТЬ І О Щ І Ы І А Я Л* 6. С У Б Б О Т А , § З В ? А Я Я 8 Д Н Я , 1858 ГОДА, и а ш ® , Д7ідд. (на церквоска.іи Святогорской пустыпп Изюмскаго уѣзда Харьковской губерніи;. [. Небо, небо! какъ пріятно На тебѣ, на необъятномъ Йодѣ Божіихъ чудесъ, Взоры утвердить земные! Звѣздъ твоихъ дремучій лѣсъ, Ихъ лучи перелнвпые, Эта кроткая луна, Облаковъ неуловимыхъ, Въ видѣ горъ и моря зримыхъ. Разноцвѣтная волна, Съ зыбью пѣны бѣлоснѣжной, Океанъ лазури нѣжной— Ненаглядно хороши, Наслажденіе души! Часто въ скорби неизбѣжной Нашъ съ тобоіі вступаетъ взоръ Въ молчаливый разговора,. II. Ты красуешься зарямн Надъ горами и морями; Солнца яркіе лучи Все живить ты посылаешь; Днемъ блюдешь насъ, в въ ночи Грѣшныхъ чадъ не оставляешь; Для смиренья нашнхъ душъ Шлешь ты (на поля и доыы) Тучи, молніп н громы, Грады, ураганы, сушь. Теплой же мольбѣ внимая, Трудъ нелегкій поощряя, Орошаешь ты поля, Земледѣльца веселя, Всю природу оживляя,— ,58 – Чудной же игрой лучей Прелесть придаешь ты ей. ІН. Небо, небо голубое, Гдѣ ты, небо, что—такое? Близко такъ тебя я зрю, Наклоненное на землю; Въ высь глубокую парю, Необъятное объемлю; Таины самыя твои Такъ легко обозрѣваю! Но напрасно истощаю Всѣ усплія мои Подойти къ тебѣ, родное! Чуждо все тебѣ земное…. Ты отъ рукъ моихъ летишь, Даже помысловъ бѣжишь; Все пространство міровое Тщетно иролетаетъ умъ: Ты уходишь и отъ думъ! IV. Стаиу-ль въ уровень съ лупою— Ты меня покроешь тьмою; Только звѣзды заблестятъ, Полунощныя лампады, Л ишь предѣлъ твоіі отдалятъ Отъ меня ихъ миріады! Устремлю-ль полетъ къ звѣздамъ— Бездна все тебя уноситъ, Тщетно мысль предѣла проситъ, Тщетно льну къ твоимъ поламъ, Небо—Творчая порфира! Только безконечность міра, Лить безчисленность міровъ Для стремительныхъ умовъ Открываетъ зыбь эепра; Солнцъ безчисленныхъ лучи— Искры малыя въ ночи! V. Млечный путь я пролетаю, Сферы новыя встрѣчаю, Всѣ кружатся и летятъ, Путь другъ другу уступая, Къ цѣли нѣкоей спѣшатъ, Бездны мрака озаряя, Славятъ Вышняго Творца! Всеобъемлющей пучины Лѣтъ бреговъ, нѣтъ середины; Нѣтъ начала, нѣтъ конца! Бездна только возрастаетъ. Гордый умъ изнемогаетъ, Тщетно званія полетъ Далѣ все его влечетъ— Небо дерзкихъ убѣгаетъ! Лишь смиренному оно Зрится разоблачено. VI. Дайте крылья Херувима, Дайте очи Серафима, Пролетѣть и обозрѣть Небо, эту безконечность, Небомъ слезы отереть; Дайте вѣки, дайте вѣчность, Къ ризѣ Божіей прильнуть, Краемъ неба опахнуться, Въ жизни новой ужь очнуться, Въ новомъ небѣ отдохнуть За дверьми того чертога, Гдѣ престолъ Христа и Бога! Но увы! вина моя… Небо то утратилъ а! Всѣмъ близка туда дорога, Кто не зналъ грѣховныхъ бурь Въ сердцѣ чистомъ, какъ лазурь. VII. Такъ! и отъ земли Святые Въ своды неба голубые Могутъ ясно прозирать; Сквозь сверхъ-умственныа бездны Инъ являетъ Благодать Божьей славы тронъ надзвѣздный. Сонмы Ангеловъ снятыхъ, Лики вѣрныхъ чадъ Христовыхъ! Видъ небесъ духовныхъ—новыхъ, Судъ послѣдній дѣлъ земныхъ, Злымъ п добрымъ воздаянье, Вѣчной жизни созерцанье, Близко, близко предстоятъ! Духи чистые гремятъ Трисвятое величанье! Слава Божія сама — Свѣтъ и пища ихъ ума! с. и . а *. ,59 – П а • • • • • ву. (‘Въ день имянинь.) Вотъ годъ, какъ съ вамп пировали Друзья съ бокалами въ рукахъ; Они васъ лестью осыпали, Желали счастье и всѣхъ благъ… Теперь овп собрались вновь Съ днемъ ангела поздравить васъ, Сулятъ вамъ радость и любовь, И сыплютъ много громкихъ Фразъ. И я пришелъ въ числѣ другихъ, Но не затѣмъ, чтобъ вамъ польстить; Да, Фразъ заученныхъ, пустыхъ Я вамъ не стану говорить. Желаю вамъ, что бъ вы сеіі годъ Въ здоровьп, счастьи провели; Что бы безъ бурь и непогодъ Дни вашо мирно протекли. Харьковъ. 15 Генваря 1858 г. (Статья 3~я о воспитаніи) (*). взгллдъ НА ОБУЧЕНІЕ ЧТЕНІЮ И ПИСЬМУ. Успѣшное обученіе грамотѣ требуетъ пред» карательнаго развитія силъ учащагося. Но кажется не слѣдуетъ слишкомъ долго зани маться предварительнымъ развитіемъ дитяти и слишкомъ далеко отстранять самое обуче ніе, потому что самое обученіе можетъ слу» жить и средствомъ къ развитію. Безъ пра вильной организаціи школы, при частныхъ случаяхъ обученія грамотѣ, оказывается на стоятельная необходимость соединить пріемы Для развитія силъ дитяти съ самимъ процес (*) См. НеоФ. ч, 44 в 50 Хар, Губ. Вѣд, за 1857 годъ.- сомъ обученія. Намѣреваясь составить под робное руководство для обученія грамотѣ, предлагаю теперь общій планъ этого руко водства. Въ первые дна знакомства, само собою разумѣется, учителю необходимо обратить вниманіе на то, что бы сколько только воз можно полнѣе постигнуть своихъ учениковъ и сообразить, какъ вести ихъ къ предполо женной цѣли. Не смотря на то, что это правило можно назвать даже слишкомъ общеизвѣстнымъ, едвали оно всегда руководитъ гг. учителей; и нѣтъ ни малѣйшаго сомнѣнія, что отъ яс наго пониманія нуждъ дитяти и правильна го соображенія, что нужно сдѣлать для его развитія, совершенно зависитъ весь ходъ дѣла. Само собою разумѣется, что разрѣше ніе этой задача не такъ легко, какъ, можетъ быть, оно покажется съ перваго раза. Не съ высоты педантическаго величія должно смотрѣть на этотъ предметъ, а съ дѣтскимъ простодушіемъ, проникнутымъ са мою чистою, самою неподдѣльною любовью должно начать съ нимъ первую бесѣду. Дѣ ти слишкомъ чутко постигаютъ натянутость нѣжностей педанта: они можетъ быть не всегда въ состояніи постигнуть истинную привязанность къ нимъ, но вѣрно угадаютъ натянутую нѣжность. Послѣ перваго знакомства слѣдуетъ поза ботиться пріучить дитя обращать вниманіе на себя и на окружающіе его предметы. Общимъ правиломъ при всѣѵь урокахъ должно, кажется, положить: Всякое правило есть выводъ изъ Фактовъ, и потому давать дѣтямъ Факты в доводить ихъ до того, что бы они сами сознали нужное иравало, в только въ случаѣ нужды помочь имъ высказать его. Гакъ, напримѣръ, что бы заставить ученика обращать вниманіе на са маго себя, не слѣдуетъ доказывать учени камъ пользы этого обращенія, хотя учитель могъ бы, положимъ, доказать это ощутителіу- ,60 но, понятнымъ языкомъ, а лучше прямо об ратить вниманіе ученика на самаго себя. Распросы о его прошедшей и настоящей жизни съ самыми приличными замѣчаніями будутъ и занимательны, и поведутъ къ цѣли. Что бы заставить ученика обращать вни. маніе на окружающіе предметы нужно прямо начать разсматривать ихъ, пользуясь, конечно, удобными случаями. Имѣя въ виду возбужденіе любознательно сти въ ученикѣ, учитель не долженъ спѣ шить удовлетвореніемъ возбужденныхъ воп росовъ, но заставлять его самаго подумать и описывать притомъ свойства разсматривае маго предмета; при случаѣ-же, изъ свойствъ выводить его значеніе и, если можно, проис хожденіе. Всѣ эти разговоры будутъ имѣть двоякую цѣль: знакомство учителя съ ученикомъ и развитіе послѣдняго. Параллельно обученію чтенію должно втти и обученіе письму, а обученіе письму тре буетъ предварительнаго развитія гибкости ру ки Кромѣ того, при большей пли меньшей многочисленности учениковъ, необходима ко манда, такъ какъ это одно изъ важныхъ средствъ ввести порядокъ въ школѣ и зани мать въ одно время всѣхъ учениковъ пред метами не очень занимательными. Поэтому съ перваго же дня можно начать различныя движенія руки и пальцевъ подъ команду. При этомъ учитель непремѣнно долженъ объяснить ученикамъ для чего необходимы эти упражненія. Обученіе грамотѣ кажется лучше всего на чать съ цифръ. Нужно прежде всего довести учениковъ до сознанія необходимости запи сывать свои понятія письменными знаками, и сейчасъ-же сообщить способъ этого за писыванія; а числа въ этомъ отношеніи пред ставляютъ большое удобство, потому что цѣлое понятіе означается однимъ знакомъ. Далѣе показать, что значительная часть лашихъ словъ есть названіе предметовъ, а что съ каждымъ словомъ у насъ раждается какое побудь представленіе, не говоря этого. Упражненіе. (Сначала по одиночкѣ, а потомъ съ командой). Учитель показываетъ вещи, ученики называютъ; потомъ учитель описываетъ вещи, ученики называютъ; на конецъ учитель называетъ вещи, ученики описываютъ. Подробныхъ и въ особенности точныхъ, логическихъ описаній требовать вовсе не слѣдуетъ. При этомъ постепенно переходить отъ вещей къ отвлеченнымъ по нятіямъ, но всякому ощутительно извѣст нымъ (горе, радость). Выбрать слова односложныя, которыя раз нятся только одною гласною: ахъ, охъ. Твердо напечатлѣть, что ахъ означаетъ радость, охъ— горе. Потомъ довести до того, что бы они ясно отличали А отъ О; показать, что различіе словъ, а слѣдовательно и представленій (нѳ называя) зависитъ отъ перемѣны голоса. Эти два слова имѣютъ ту выгоду, что ихъ можно сейчасъ-же примѣнить къ дѣлу. Воз будивъ желаніе передать кому нибудь ра дость или горе, показать, какъ это сдѣлать. Представляя слова сначала односложныя, а потомъ двусложныя, довести до того, что бы ученики легко отличали, какія гласныя въ извѣстномъ словѣ, и вакія въ другомъ, съ нимъ сходномъ по согласнымъ, показывая всякій разъ значеніе того и другаго слова. Во время упражненія ученики замѣтятъ, что гласныхъ основныхъ пять. Заставивъ, въ видѣ забавы, разсказать части рта, объяснить происхожденіе голоса и сред ство 5-рнаго его измѣненія. При этомъ мож но употребить сравненіе голоса человѣка съ голосомъ животнаго, и показать, почему именно только человѣкъ можетъ произносить пять гласныхъ, а животныя не могутъ этого сдѣлать, и, слѣдовательно, почему оно не мо жетъ говорить. Природа очень послѣдователь на, и учителю не составитъ большаго труда объяснить своимъ ученикамъ, что гласныя А, Е, И, О, У образуются постепеннымъ. ,61 Переводомъ тубъ изъ совершенно открытаго Положенія въ боіѣѳ сжатое, при одномъ в Томъ же источникѣ голоса—дыханіи. Потомъ слѣдуетъ повторить различеніе гласныхъ въ словахъ, съ прибавленіемъ опи санія положенія губъ для встрѣчающейся Гласной. Оовазавъ какимъ образомъ мы читаемъ, Показать имъ буквы сначала составныя, по томъ написанныя на дощечкахъ, а потомъ Заставить написать пройденныя буквы. Затѣмъ слѣдуютъ разныя упражненія или ва подвижномъ букварѣ или на пескѣ. На примѣръ, пишется или выставляется буква и подбираются слова, въ которыхъ бы встрѣ чалась требуемая буква, или, на оборотъ, дается слово, опредѣляется его значеніе, при удобномъ случаѣ разбирается названный предметъ, □ спрашиваются гласные звуки слова. Ііереыя соединенія буквъ (звуковъ) явля ются въ видѣ двоегласныхъ: ай, ей, іи, ой, уй, л, ѣ, ю, е. Поэтому нужно объяснить краткое й. Для этого выставить или написать а, и и заставить произносить эти двѣ буквы быст рѣе и быстрѣе, пока не скажетъ ай; тогда онъ пойметъ краткое и; потомъ спрашивать, что будетъ съ е, й и проч., съ о—й и у — й; далѣе показать, что это й можетъ стоять или впереди или послѣ гласной, и предста вить, разумѣется, примѣры (чтобы не обре менять памяти дѣтей ненужными знаками, мокко сначала писать л=йа, ѣ—йе, ю—йу ). Приступая гл> изученію согласныхъ, нужно научить отличать въ словахъ тѣ звуки, кото рые мы хотимъ изучать. Упражненіе. Какое различіе между: ахъ— махъ, ой—мой , ай май и проч. Потомъ заставить одного произносить. на примѣръ, ахъ и махъ, а другихъ смотрѣть на его ротъ, что онъ будетъ съ нимъ дѣ лать. Начинать съ буввц м . Обративъ вни маніе на то, что въ двух* сравниваемыхъ словахъ гласныя одинаковы, я что различіе зависитъ отъ положенія губъ, объяснить, что это закрытіе губъ служитъ для прекращенія (перебиванія) голоса. Употребивъ сравненіе съ музыкальнымъ инструментомъ, показать сходство перебвранія струнъ пальпами съ пе ребиваніемъ губъ. Показать, что перебивать голосъ можно не только губами, но и другими органами. Такъ: приложить конецъ языка къ нёбу— р, языкомъ ничего не дѣлать—а, ды шать горломъ—а:; также дышать, только под нять конецъ языка вверхъ,— ш; языкъ къ зу бамъ— д. Когда замѣтили, сколько и какія могутъ быть положенія органовъ, показать и заучить буквы для каждаго положенія органовъ а приступать къ составленію словъ изъ этихъ согласныхъ по подвижному букварю. Снача ла слова изъ простыхъ слоговъ, потомъ изъ обратныхъ, и наконецъ изъ смѣшанныхъ, припомнивъ сходство съ й. Чѣмъ далѣе впередъ, тѣмъ менѣе (сравни* тельно) нужно имѣть дѣло съ буквами и бо лѣе заниматься сообщеніемъ механической ловкости рукъ, что бы дать время, такъ ска зать, остыть и затвердѣть въ памяти замѣ ченнымъ буввамъ и ихъ сочетаніямъ. Когда все это твердо замѣчено и ученики пріобрѣли уже раздѣльное понятіе о каждой пройденой буквѣ и ея значеніи, перейти къ изученію ос тальныхъ согласныхъ. Но тутъ можно оста вить положеніе органовъ. Прежде оно нужно было для сообщенія смысла обученію; те перь этотъ пріемъ становится лишнимъ по тому, что все вниманіе будетъ обращено на составленіе слова, и слѣдовательно понятія, выраженныя слонами, будутъ источникомъ разумности обученія. И потому можно пря мо прибавлять по одной согласной буквѣ, отыскать ее въ словѣ, заучить ея Форму, и сей-часъ-же употреблять ее въ дѣло. Впрочемъ, не мѣшаетъ при случаѣ обра тить вниманіе на положеніе органовъ, но не слѣдуетъ забывать, что положеніе орга новъ есть только средство: замѣтить звукъ 2 ,62 — буквы. Д ія этого можно показать,”что каж д о е изъ этихъ пяти главныхъ препятствій можетъ быть производимо слабо, сильно и ъесьма сильно, и что отъ этого выйдутъ но вые звуки X, Г, К, Ш, Ж, 3, С, р, Л, н, Д, т, В, Ф, М, Б, П. Всѣ эта объясненія должны быть подкрѣп лены .достаточнымъ количествомъ примѣровъ. Самые примѣры нужно подобрать такъ, что бы на каждую букву было 2, 3 слова, которыя разнятся только требуемою буквою, и на такихъ словахъ нужно болѣе останав ливаться, что бы яснѣе сообщить дѣтямъ представленія этихъ словъ, и сознательнѣе убѣдить, что различіе представленій зависитъ отъ различія буквъ. Показать у потребленіе ь. Наконецъ буны ч—тш, ц—тс, щ=шч. Ъ можно до времени совершенно выбро сить. Что касается различнаго начертанія буквъ, то оно должно быть сообщено когда учени ки пріобрѣли довольно ловкости въ чтеніи. Ст* II* З….скил. Харьковъ. 21 Генваря 1858 г. о йоотоинотеѣ ілыала относительно прививанія чумы рогатому ско ту , какъ средства предохраненія его отъ падежа. (*) Въ настоящее время возбуждена мысль о прививаніи рогатому скоту болѣзни его, на- (‘) Эта статья прислана для напечатанія въ Гу бернскихъ Вѣдомостяхъ изъ С.-Петербурга ври письмѣ отъ 15 Генваря настоящаго года. Ред. зываеиой чумою, съ цѣлію введенія общей предохранительной мѣры противу падежей. Мысль эта не нова, а составляетъ только подражаніе той, которая, начиная съ Англіи, была испытываема виродолжевіе почти цѣ лаго столѣтія во всѣхъ другихъ европейскихъ государствахъ, и потомъ, по убѣжденіи въ несообразности ея предположеній съ дѣйстви тельностію, предана почли совершенному Забвенію. Она имѣетъ тѣ основанія, что главнѣйшіе падежи рогатаго скота возникаютъ собственно отъ повальной болѣзни чумы; что чума развивается исключительно только въ южныхъ и юговосточаыхъ степяхъ наше го отечества; что она, какъ болѣзнь чрезвы чайно заразительная, распространяется оттуда во всѣ прочія страны и мѣстности чрезъ за несеніе ен различными путями, видимыми и невидимыми; что эга болѣзнь имѣетъ совер шенное сходство съ брюшнымъ тифомъ лю дей; что этотъ послѣдній, ііо особенному его свойству, не повторяется въ другой разъ въ жизни человѣка, если только онъ перенесетъ его благополучно, и что поэтому искусствен ное привитіе брюшнаго тифн коровъ или чу мы посредствомъ ослабленной чумной мате- ріи непремѣнно должно уничтожить въ жи вотномъ расположеніе къ этой болѣзни, по добно дѣйствію привитой/ оспы Шаткость или несообразность этихъ осно ваній обличается слѣдующими свѣдѣніями, почерпнутыми изъ многолѣтнихъ практиче скихъ наблюденій я опытовъ, п изъ практи ческаго изученія основныхъ началъ ветерц. нарной наука въ современныхъ понятіяхъ. 1. У насъ почти всякую повально губи тельную болѣзнь рогатаго скота, появляющую ся въ различныхъ мѣстностяхъ осенью и весною, по одному преданію, приняли назы вать чумою, и считать ее заносною; между тѣмъ какъ при тщательномъ изслѣдованіи эта мнимая чума оказывается только обыкно венною простудно — горячечною злокаче ственною болѣзнію заразительнаго или не заразительнаго свойства. ,- 63 – 2. Повальныя скотскія болѣзни и падежа ‘возрождаются сами по себѣ повсемѣстно, пре имущественно осенью а весною, отъ обьікно венной естественной причины—простуды, «ь эпоху линянія шерсти. 3. Осеннія и весеннія иростудныя болѣз на рогатаго скота непремѣнно дѣлаются по вальными и нерѣдко заразительными, вслѣд ствіе ихъ злокачественности или, вѣрнѣе сказать, вслѣдствіе относительной физической слабости тѣла рогатыхъ животныхъ въ сравненіи съ тѣломъ лошади; но зараза ихъ, какъ газообразное тѣло, какъ летучее веіце ство, не распространяется на дальнія окрест ности, а ограничивается весьма не большимъ кругомъ той мѣстности, гдѣ она проявлается, напримѣръ однимъ скотнымъ дворомъ или однимъ селеніемъ, и нотомъ быстро йена рвется или улетучивается. 4. Въ прогонныхъ гуртахъ каждая отдѣль ная ско ти н а , вслѣдствіе путеваго изнуренія и вліянія неблагопріятныхъ перечьнь агмос Феры, легко подвергается тифозной болѣзни и дѣлается источникомъ Заразы для цѣлаго гурта, а иногда и для попутныхъ селеній. 5. Собственно чумою рогатаго скота гер- ман кіе ветеринарные писатели первые наз вали ту особенную повальную болѣзнь, ко торая, по ихъ мнѣнію, будто бы исключи тельно развивается въ нашемъ степномъ р<* гатомъ скотѣ. И дѣйствительно, эта болѣзнь хотя и принадлежитъ къ роду обыкновен ныхъ простудныхъ (катаррадьныхъ) осеннихъ и весеннихъ болѣзней, но по своему особей ному типу всегда можетъ быть названа име немъ чумы, по той причинѣ, что она въ раз витіи своемъ проявляется настоящимъ брюш нымъ тифомъ , и что она въ такомъ характерѣ свойственна только южнымъ и юговосточ нымъ странамъ. Однакожь современные гер манскіе ученые ветеринары (напримѣръ Ноіі д друг.) не раздѣляютъ уже мнѣнія преж нихъ ветеринаровъ на счетъ первоначальна го. мѣсторазнптія пумы. Они, изучая патоло гическую анатомію глубже ихъ, прямо убѣ дились въ той истинѣ, что брюшной тифъ или чума коровъ въ ихъ странахъ также раз вивается самобытно и отъ тѣхъ же причинъ, какъ и въ нашихъ южныхъ и юговосгочвыхъ губерніяхъ. 6. Заразительное начало чумы состоитъ также въ тонкомъ, газообразномъ, летучемъ веществѣ, легко-исааряющемся, и потому за раза сама по себѣ не распространяется на дальнія пространства, а ограничивается весь ма небольшою мѣстностію, подобно заразѣ другихъ осеннихъ и весеннихъ простудныхъ болѣзней рогатаго скота. 7. Предлагаемое прививаніе болѣзни, на основаніи вышеупомянутой аналогіи, должно относиться только къ брюшному ТИФу коровъ или къ чумѣ, если только предполагаемое предохранительное его дѣйствіе вполнѣ бу детъ доказано опытами; но отнюдь не къ каждому виду повальныхъ болѣзней, произ водящихъ падежи, и потому оно ня въ ка комъ случаѣ не можетъ служить общею пре дохранительною мѣрою нрогиву всѣхъ скот скихъ падежей. 8 Т ифъ человѣка, полагаемый въ острой болѣзни крови, по современныйь наблюде ніямъ и понятіямъ основательныхъ врачей, не признается болѣе за такое явленіе, кото рое донынѣ опредѣлялось быть у недѣлима го одинъ только разъ въ жизни, ц потомъ но возраждаться вторично; а напротивъ найдено, что приключеніе его также возможно въ дру гой разъ, какъ и прочихъ болѣзней. Слѣдо вательно и прививаніе чумы, предполагаемое по аналогіи, должно подвергнуться той же критикѣ. Цѣль этой статьи состоитъ въ томъ, чтобъ разъяснить настоящій вопросъ въ тѣхъ пра вильныхъ понятіяхъ, какія открываются прі* тщательномъ изученіи здоровой и больной натурьі домашнихъ животныхъ, и какія су ществуютъ въ современномъ мнѣніи боль шинства ученыхъ европейскихъ ветеринаровъ. Вообще я считаю себя обязаннымъ доложить просвѣщеннымъ сельскимъ хозяевамъ, что ,— «I — нлся о прививаніи чумы схвачена весьма по верхностно, безъ критическаго взгляда на внутреннюю органическую сущность болѣзни, на свойство ея заразительности,и главное на точную причину болѣзни. Членъ Лебедянскаго общества сельскаго хозяйства магистръ О. Пашкевичъ. Сознаюсь откровенно, что недавно я былъ въ большомъ восторгѣ, когда узналъ, что одна изъ моихъ статей, помѣщенныхъ въ Губернскихъ вѣдомостяхъ, читается многими не безъ удовольствія. Хоть въ этомъ-то соб ственно нѣтъ еще ничего такого, особенна го, потому что статья и напечатана для того, чтобъ ее читали; но все таки, изволите ли ва дѣть, пріятно, для самолюбія удовлетвори тельно, тёмъ болѣе, что статью мою читали (замѣтьте, съ удовольствіемъ) не только вы писывающіе вѣдомости, но даже и тѣ гостю да, которые, по странному обыкновенію, при выкли и въ чтеніи, равно какъ и во всемъ, одолжаться у своихъ сосѣдей и знакомыхъ. Стаю быть, думаю себѣ, статья моя хоро ша, когда ее читаютъ даже люди, читающіе на чужой счетъ! Какъ хотите, но для автор скаго самолюбія въ этомъ есть много, очень много пріятнаго, лестнаго, утѣшительнаго, тѣмъ болѣе, что я не изъ числа тѣхъ писа телей, которые стараются, во чтобы ни стало, втереться съ своею статейкой въ одно изъ столичныхъ изданій. Я полагаю, что если въ Губернскихъ вѣдомостяхъ печатается хоро тая, дѣльная статья, то она легко можетъ быть перепечатана и въ какихъ нибудь сто личныхъ изданіяхъ. Вся разница, слѣдова тельно, только въ томъ, что въ столицахъ за статьи платятъ деньги, а здѣсь не могутъ этого дѣлать; по за то, я считаю, для писателя бо лѣе чести, если онъ старается быть полез нымъ безъ всякаго денежнаго вознагражде нія. Вѣдь это не то, что было прежде, ко гда наши Губернскія вѣдомости имѣли самый ограниченный кругъ читателей; нѣтъ, теперь совсѣмъ иное дѣло! Кругъ читателей значи тельно увеличился… Хоть подписчиковъ на вѣдомости, если правду сказать, тоже нѳ слишкомъ много и въ настоящее время, но количество читателей на чужой счетъ до то го увеличилось, что гг. подписчики рѣшитель но не имѣютъ отъ нихъ покоя. То и дѣло, что бѣгаютъ, а многіе, имѣя лошадей и по- рядочиые экипажи, даже ѣздятъ, или же по сылаютъ съ записками людей попросить по читаться такой-то нумеръ вѣдомостей, въ которомъ напечатана такая-то статья Нѣко торыя изъ извѣстныхъ мнѣ особъ даже пре кратили выписку вѣдомостей собственно изъ- за того только, чтобъ имѣть больше покоя, избавившись отъ нападеній читателей на чу- зіой счетъ. Странная, право, манера у этихъ господъ читателей на дурницу . Ну чтобы, ка жется, стоило, взять каждому изъ нихъ да и выписать для себѣ вѣдомости; такъ нѣтъ, чи тать-то мы мастера на чужой счетъ, а если нужно приплатиться за это удовольствіе хоть пустошью, такъ насъ тамъ и нѣтъ, тамъ к(ы на попятный дворъ Отлично, господа! Это, что называется, и дешево, и здорово, и. ро дителямъ пріятно! Положимъ, столичные жур налы и газеты большею частію дороги, н выписывать ихъ для многихъ, можетъ быть, въ самомъ дѣлъ не по средствамъ; но Губерн скія вѣдомости стоятъ вѣдь всего только 3 р. 50 к. с. съ пересылкой по почтѣ ила съ доставкою на домъ. Сумма самая пустая, ко торою ничего вестовтъ пожертвовать въ поль зу собственнаго развлеченія в въ пользу из.та- вія!.. Что, напримѣръ, значатъ эта пустая сум ма для купца или вообще всякаго торговаго человѣка и помѣщика? Ровно ничего! А между тѣмъ она могла бы въ годъ принести по крайней мѣрѣ 1000°/о на 100. Купцу, имѣющему молодыхъ сыновей, прика- ,„<ъ ; оего онн , і в вре- , 5му прю- /гда бы она ѣздили Богъ авади тамъ добра .ь бы хозяинъ иногда ..отолковать: что, дескать, 6’ пишутъ, гдѣ, что и какъ _ Сѣдомъ свѣтѣ, что новаго и ин тереснаго по нашей губерніи, нѣтъ-ла какой Ььігодной покупки , что нашъ театръ? и проч. й проч. Вотъ это быдо бы очень дѣльно и Полезно!… Ну хорошо ли это: самъ хозяинъ отправляется куда нибудь на вечерь поиграть Ьъ картишки, поѣсть до-сыта, да напиться До-иьяна, а сыновья и прикащпки, глядя на Хозяина, тоже цѣлую ночь до самаго разсвѣ та рыскаютъ Богъ знаетъ гдѣ __ а тамъ, Смотри, не за горами и торговая несостоя тельность!.,. Или, напримѣръ, неугодно ля Самъ зайти въ любую экономическую конто Ру. Гамъ вы уводите, если впрочемъ заста йете, одного, двухъ иля даже трехъ носарей, Съ брюзгльши лицами, полусонныхъ, полу йли даже совсѣмъ пьяныхъ, ничего не дѣ Дающихъ…. Читать, конечно, дѣло не бар ское, благородную голову набивать всякою дрянью не слѣдуетъ, времена драгоцѣннаго Тратить на пустяки не для чего: вѣдь нужно же каждый день хорошенько поразмыслить о ч е м ъ нибудь и н о м ъ , болѣе пріятномъ, усла дительномъ…. а вотъ бы, по крайней мѣрѣ, Писарю, вмѣсто того, чтобъ шляться по де ревнѣ да пьянствовать, можно бы позаняться Чтеніемъ, и притомъ съ такимъ условіемъ, Что бы онъ каждую недѣлю въ извѣстный день приходилъ къ барину съ докладомъ; йотъ, дескать, баринъ, пишутъ, что тамъ-то будетъ такая-то продажа, а вотъ тамъ на такое-то число назначены выгодные торги, Пойманъ бродяга, который, по описаніямъ примѣтъ, долженъ быть нашъ Нанько, а къ такому то приблудилась лошадь, кажется та самая, что, назадъ тому двѣ недѣли, бѣжала со двора у пьянаго прикащика сосѣдней де ревни, вышелъ такой-то указъ, пишутъ о ре визіи и проч. и проч., а тамъ пожалуй вскользь и о городскихъ новостяхъ…. Тоже было бы не дурно и болѣе нравственно!.. Да что и говорить! Не мѣшало бы и дру гомъ сословіямъ въ свободное время поза няться этимъ пріятнымъ и полезнымъ дѣ ломъ…. Вотъ бы именно было д е ш е в о , з д о р о во и р о д и т е л я м ъ п р і я т н о і Харьковъ. 5 Февраля 1858 г. V. ОТЪ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМІИ НАУКЪ. На основаніи положенія о наградахъ , гл а-< Фа Уварова, Непремѣнный Секретарь И мпе раторской Академіи Наукъ имѣетъ честь до вести до свѣдѣнія отечественныхъ ученыхъ и писателей, что на соисканіе въ нынѣшнемъ году означенныхъ наградъ историческія и драматическія сочиненія будутъ принимаемы лишь по 1-е мая сего года, а что тѣ сочи ненія, которыя будутъ доставлены Академіи послѣ сего срока, отложатся до конкурса слѣ дующаго года. Учрежденіе наградт* ГраФа Уварова имѣетъ цѣлію поощрить Русскихъ писателей въ за нятіямъ Русскою и Славянскою исторіею, въ обширномъ значеніи слова, и драматическою словесностію. Къ соисканію наградъ допус каются писанныя на Русскомъ языкѣ ориги нальныя сочиненія, какъ напечатанныя, такъ и о д о б р е н н ы я ц е н с у р о ю рукописныя, относя щіяся къ политической исторіи Россіи п другихъ Славянскихъ странъ, къ исторіи церкви, законодательства, древностей, языка, ,- (>(> словесности, искусствъ и ху :лествъ въ тѣхъ же странахъ, а равно драматическія произ веденія. Изъ историческихъ сочиненій не допускаются: 1) сочиненія, переведенныя съ иностранныхъ языковъ; 2) простыя соб ранія актовъ, грамотъ, или вообще необра ботанныхъ матеріаловъ; 3) книіи, изданныя по распоряженію правительства; іі ) грамаги- ки, словари н вообще учебныя пособія; 5) послѣдующія изданія книгъ, которыя уже бы ли удостоены наградъ въ одномъ изъ пред шествовавшихъ изданій; 6) сочиненія дѣй ствительныхъ членовъ Академіи. Изъ драма тическпхъ сочиненій допускаются только ори тональныя, писанныя прозою иль стихами, трагедіи, драмы и комедіи, имѣющія не ме нѣе трехъ дѣйствій и относящіяся, по своему содержанію, къ отечественной исторіи, въ жизни нашихъ предковъ или къ современно му Русскому быту. Изъ печатныхъ сочине ній, соотвѣтствующихъ означеннымъ усло вічмъ, будутъ пронимаемы для конкурса 1858 года лишь вышедшія въ свѣтъ съ I го мая %8# года по 1 е мая 18Гх8 года. ГІредстав денныя авторами, для соисканія наградъ Графа Уварова, р у к о п и с н ы й , сочиненія , если будутъ приняты въ конкурсъ, какъ соотвѣт ствующія означеннымъ условіямъ,— пи въ кацомъ случаи» не возвращаются досто.вив ѵіимъ оныя и сдаются для храненія въ Ар хивъ Академіи. Къ сему непремѣнный Секре тарь долгомъ считаетъ присовокупить, что желающіе ближе ознакомиться съ нынѣ дѣй ствуюгцимъ Положеніе^’наградахъ ГраФа Уварова, одобреннымъ фбщимь Собраніемъ Академіи 3-го мая 1857 года, могутъ найти оное въ академическомъ мѣсянословѣ на сей 1858 годъ, гдЬ публикованы также и задачи, предложенныя И м п е р а т о р с к о ю Академіей) Наукъ для соисканія поощрительныхъ наградъ ГраФа Уварова. Жагзат. цельмана си., сего Февраля разъ большая ра. и шитыхъ вещей по <. и будетъ продолжаться . Ооесскіи фабрикантъ имѣетъ честь извѣстить почтен лику и и покупателей , что складъ ческихъ его товаровъ , продававшихся донынѣ по ярмаркамъ, теперь открытъ постоянно на Николаевской площади , въ домѣ і ранов• скаго , рядомъ съ магазиномъ Пономаревыхъ , при чемъ особенно рекомендуетъ рисовое мы ло и помаіу изъ гусинаго жира Рысзвое мьі‘ ло-3 р. 60 коп за дюжину, помада изъ гу‘ синаю жира за дюжину—- і2 руб. При этомъ же находится большой евладъ золотыхъ ве щей, серебрянныхъ , золотыхъ и стѣнныхъ часовъ. О тъѣзжаютъ за границу : Англійская подданная Маріанна Вишней —во Францію. — 2. О П Р ІШ В Ш Х Й ВЫШ НИХЪ. Отъ 30 Г енваря по 6 Ф евраля прибыли : Изъ г Стараю-Оскола , от полк. Червонный; г Змісва, от подполк. Лихачевъ; г. Полта вы , стат сов. Шандриковъ; г. Бѣлгорода, предв. двор князь Салтыковъ; г. Волчанска , от. полк. Дибичъ; г. Копстаптинограда , от. маіоръ Кохановскій. ВЫѢХАЛИ: і Въ і. Ахтырку, стат. сов. Черезовъ; г. Бѣлгородъ , маіоръ Фонъ-Викенъ; г Ново-Сер « пуховъ , полк. Миллеръ; г. Екатеринославъ , стат. сов. графъ Сиверсъ; г. Ново Екатери нославъ, ген. маіоръ Горбачевъ; г. Корочу, полк. Савойини; г. Старобѣ.гьскъ, подполк, Му сипъ’Пушкинъ и полк. Траувенберіъ. Иеч. оозвол. 8 Февраля 1858 г. И . Л а в р о в с к і й . Редакторъ Щитовъ.