181 ® . ЛІЙ 3 7 . Годъ первый. ПОДПИСКА ПРИНИМАЕТСЯ: въ Конторѣ Редакціи, въ ниж немъ этажѣ дома Губернскихъ Присутственныхъ мѣстъ, а так же у всѣхъ Земскихъ Исправни ковъ и Становыхъ Приставовъ Харьковской губерніи. Частныя объявленія при нимаются: за мелкую букву и цы«ру но 1/? коп сер. за каждый разъ. Статьи для напечатанія про сятъ присылать на имя Редак тора. подписная цѣна : Безъ доставки 6 4 доставкою и пе]і ссылки. и пересылкою. За годъ 3 руб. сер. ‘2 р. 50 к. с. —нолгода 1 р. ‘25 к. 1 р, 60 к,— Выход. три раза въ недѣлю: по /Понедѣльникамъ, Средамъ и /Пят ницамъ, исключая Свѣтлой не дѣли,— Губернскія Вѣдомости: Безъ переплета , 3 р. сер. Въ переплетѣ , 3 р. 85 к. За доставку на домъ или пере сылку по почтѣ въ годъ 50 к. І Щ І І Ь Ш і , Подписавшіеся на оба изданія вмѣстѣ платятъ за пересылку или доставку того и другаго не 1 р., а только 50 к. с. і. ХРОНИКА. ‘ Мѣры къ выгоднѣйшимъ оборотамъ капиталовъ,—/Под держаніе жизненныхъ средствъ,—Четырехъ—процентные непрерывно—доходные билеты,— Цѣнность билетовъ.— Мѣсто и время полученія процентовъ.-/Передача биле товъ,—Билеты безъ передачи по устугіочноц надписи н— передача ихъ.—.Возобновленіе утраченныхъ билетовъ.— /Преимущества непрерывно-доходныхъ билетовъ.—Вы ставка сельскихъ произведеній,—Защнщеніе диссертаціи.— Телеграфъ. Внимательное къ общимъ выгодамъ поавительство, въ мѣрахъ въ выгоднѣй шимъ оборотамъ напитаювъ, еще съ 20 іюля і857 гола, уменьшило проценты на вносимые въ банковыя установленія капиталы, съ тѣмъ, чтобъ дать этимъ капиталамъ движеніе, болѣе соотвѣтствен ное пользамъ государства. Въ слѣдствіе такихъ распоряженіи, значительные ка питалы, остававшіеся без<ѵДѣйствія въ (Танкахъ, поступили въ оборотъ на раз ныя предпріятія, промышленность ожи вилась, и цѣль правительства достигнута. Но нѣкоторые вкладчики, не могущіе или не желающіе пустить слои капиталы въ коммерческій или промышленный обо ротъ, у меньшеніемъ процентовъ отъ кре дитныхъ установленій, поставлены въ зат руднительное положеніе. Но вниманію въ выгодамъ п такихъ капиталистовъ, для поддержанія пхъ жизненныхъ средствъ, правительство учредило (19 марта 1859) выпускъ четырехъ-ироцентныхъ государ ственныхъ непрерывно доходныхъ бале товъ, п мы спѣшгмъ ознакомить жите лей Харькова съ новымъ учрежденіемъ (*), нолезиымъ въ особенности для людей не предпріимчивыхъ, предпочитающихъ всякимъ оборотамъ содержаніе своихъ ка питаловъ нъ кредитныхъ установленіяхъ. Государственные непрерывно -доход- (*) Подробнѣйшія !сі)ѣлѣнія будутъ помѣщены въ одѣ омъ изъ слѣдующихъ Харьк. Губ. Вѣд. ( П р и б . къ Х а р ь к . Г у б , В ѣ д.) ,- 299 – ные билеты выдаются на 250, 500, I т., 5,000, (0,000 и 100,000 рублей, валъ на налично вносимыя деньги, такъ и на билеты кредитныхъ установленій. Капа талы и билеты можно представлять во всѣ приказы общественнаго призрѣнія, въ сохранныя кассы, также въ банки: заемный и коммерческій и въ конторы: Кіевскую и Одесскую. Капиталы ваосят ся на вѣчное время, и на нихъ выдают ся государственные четырехъ-процент- ные непрерывно доходные билеты. Не прерывный доходъ но означеннымъ би летамъ уплачивается предъявителю биле та въ Государственной Коммиссіи ГІога тенія Долговъ и въ уѣздныхъ казначей ствахъ всѣхъ губернскихъ городовъ, еже годно съ 1 мая по 1 іюня и съ I нояб ря по 1 декабря. Владѣлецъ государ ственнаго непрерывно – доходнаго имен- наго билета можетъ передать его друго му лицу по уступочной надписи, которая свидѣтельствуется въ палатахъ граждан скаго суда, въ уѣздныхъ казначействахъ или же у городовыхъ маклеровъ, а для находящихся за границею удостовѣряет ся россійскими консулами. На капиталы, внесенные на вѣчное время, или съ условіемъ возврата въ опредѣленный срокъ, выдаются «государственные не прерывно-доходные билеты, безъ пра ъа передачи по уступочной надписи,» да бы преждевременно не нарушить условія вкладчика. Передача же ихъ производит ся посредствомъ трансферта или перево да самаго капитала по государственной долговой книгѣ, согласно тѣмъ условіямъ, съ которыми вкладъ внесенъ въ кредит ное установленіе, съ тѣмъ однакожъ, чтобы капиталы не была раздробляемы на части менѣе суммъ, опредѣляемыхъ нарицательнымъ достоинствомъ непре рывно-доходныхъ билетовъ. Для это го владѣлецъ представляетъ нменный билетъ въ Коммиссію Погашенія Долговъ съ письменнымъ объявленіемъ о переда чѣ всего или части капитала. Объ утра тѣ билетовъ подается объявленіе въ Ком миссію Погашенія Долговъ, которая дѣ лаетъ публикацію объ утерѣ билета на счетъ утратившаго, и по истеченіи 18 мѣсяцевъ выдаетъ другой. Если прежде объявленія объ утратѣ билета съ пере даточной* надписью сдѣланъ по ней трансфертъ на имя предъявителя, то прежній владѣлецъ имѣетъ право вѣдать ся судебнымъ порядкомъ съ тѣмъ, кто воспользовался его билетомъ неправиль но. Общее запрещеніе на имѣніе не рас пространяется на непрерывно доходные билеты, если только они не предъявле ны владѣльцемъ но подрядамъ и другимъ сдѣлкамъ съ казною, или въ обезпече ніе иска, на удовлетвореніе кредиторовъ или при спорѣ наслѣдниковъ о правахъ на тѣ билеты. Билеты переходятъ въ наслѣдникамъ—по законамъ и по духов нымъ завѣщаніямъ безпошлинно. Рав нымъ образомъ передача билетовъ по уступочнымъ надписямъ совершается безъ пошдинъ. Владѣлецъ этихъ билетовъ можетъ переписывать капиталы въ одинъ билетъ, на имя .одного и нѣсколькихъ лицъ и семействъ или обществъ, и дѣ лать распоряженія на случай смерти, о чемъ объявляется въ Коммиссіи Погаше нія Долговъ. Кураторамъ конкурсной массы предоставляется право требовать перевода на свое имя капиталовъ, до за коннаго раздѣла между кредиторами. Би леты эти принимаются казною въ залогъ и частными людьми и допускаются въ Коммерческомъ Байкѣ и по Конторамъ къ учету процентовъ. По истеченіи 20 лѣтъ правительство объявитъ способъ в порядокъ выкупа билетовъ. ,- 300 – Въ половинѣ августа, вовремя Успен ской ярмарки, въ Харьковѣ предположена выставка сельскихъ произведеніи и домаш няго скота, для губерній: Черниговской, Курской, Кіевской, Полтавской в Харь ковской. 9 ‘мая, въ залѣ зданій Ветеринарнаго Училища, исправляющій должность про фессора Училища Пороховъ будетъ пу блично защищать диссертацію «о трени рованіи лошадей», написанную имъ на полученіе степени Магистра Ветеринар ныхъ Наукъ. Спѣшимъ обрадовать жителей г. Харь кова интереснымъ извѣстіемъ. На дняхъ откроется въ Харьковѣ телеграфная стан ціл, и мы будемъ имѣть возможность по сылать депеши во всѣ города Россійской Имперіи и Европы, гдѣ существуютъ телеграфныя станціи. Въ непродолжитель номъ же времени устроится телеграфное сообщеніе съ г. Полтавою, и если въ настоящее время телеграфная линія отъ Харькова до Кременчуіа еще не готова, то мы можемъ іелеграФоровать въ Кре менчугъ чрезъ Москву и Кіевъ, безъ всякаго замедленія, потому что для элек тричестна почти не существуетъ ^про странства, плата же за депеши взимается не но пространству, иройденному^элек- трическвмъ токомъ, но по прямому бли жавшему разстоянію между телеграфны ми станціями; слѣдовательно, посылаю щій депешу изъ Харькова въ Кременчугъ черезъ Москву и Кіевъ не потеряетъ ни лишнихъ денегъ, ни времени. ТелеграФ ная станція устраивается на Клочковской улицѣ, въ домѣ титулярнаго совѣтника Извоженьева подъ Л? 322, что противъ Покровскаго монастыря. IV. Актъ нъ Х арьковской губернской гимназіи . 2-і Го ноября 1Я58 ГОДА (*). Въ нате время, когда всѣ явленія в вопросы общественной жизни подвер гаются внимательному, серьёзному из слѣдованію, неоднократно былъ подни маемъ вопросъ о педагогическомъ значе ніи актовъ. Многіе безусловные поклон ники иовизны, изгоняющіе старое не потому, чтобы оно было дурно, а пото му только, что оно старо, не придаютъ ровно никакой важности актамъ на томъ основаніи, что они рѣдко могутъ слу жить точною повѣркою и мѣриломъ для оцѣнки относительнаго достоинства того ила другаго изъ учебныхъ заведеній. Приверженцы этого мнѣнія обыкновенно говорятъ,, что акты представляютъ гораз до больше внѣшняго блеску, нежели сколько имѣютъ дѣйствительнаго значе нія, и что слѣдовательно эти ежегодные отчеты, отдаваемые ученымъ сословіемъ обществу—слишкомъ невѣрное средство къ тому, чтобы общество получало воз можность судить, въ какой мѣрѣ то или другое заведеніе достигаетъ своихъ учеб но-воспитательныхъ цѣлей. Не принимая на себя изслѣдованія тавого обширнаго вопроса во всемъ его объемѣ, мы позво лимъ себѣ сказать здѣсь нѣсколько словъ въ защиту актовъ, — въ защиту прекра снаго обычая, соединяющаго въ торжё- (*} Статья эта была помѣшена въ «Журналѣ лл* Воспитанія» въ извлеченіи, сдѣланномъ ре дакціею журнала; но такъ какъ она заключаетъ въ себѣ нѣсколько данныхъ, це лишенныхъ мѣстнаго интереса. , то міи уочлв вв лишнимъ помѣстить её вполнѣ,—въ’томъ виГѣ, какъ оіна была представлена въ редакцію «Журнала для Воспитаніе». ,— 301 – ственномъ празднествѣ два поколѣнія, гдѣ выражается такое живое участіе съ одной, и такое пылкое, благородное стремленіе выказать свои молодыя силы- съ другой стороны. Мы хотимъ говорить обь актѣ, котораго были свидѣтелями, и намъ кажется, что нѣсколько словъ но этому случаю объ актахъ вообще не бу дутъ неумѣстны. > Первое, что намъ представляется въ настоящемъ вопросѣ,—это то, что про тивники актовъ даютъ имъ слишкомъ тѣсное, исключительное значеніе, упуская изъ виду тѣ дѣйствительно прекрасныя и полезныя стороны, которыя заключаются въ нихъ. Никто не станетъ оспаривать того, что акты, въ смыслѣ повѣрки ус пѣховъ учащихся, не имѣютъ особенной важности. Если все на этотъ разъ нол- лотовлено, выучено, прорепетировано, то очевидное дѣло, что публика мало имѣетъ возможности судить не только объ успѣ хахъ н выдержкѣ воспитанниковъ, но даже и о самой внѣшности заведенія, которая въ торжественный день акта принимаетъ обыкновенно праздничный видъ. Но если акты не имѣютъ особен наго значенія съ этой стороны, за го они представляютъ другія существенныя выгоды, которыя стендъ того, чтобы обратить на нихъ серьёзное вниманіе. Независимо отъ актовъ и неофиціальнымъ путемъ общество всегда имѣетъ возмож ность повѣрять и оцѣнивать, на какой степени стоятъ то ила другое изъ учеб ныхъ заведеній, и въ какой мѣрѣ каж дое изъ нихъ соотвѣтствуетъ своему наз наченію. Но дѣло въ томъ, что-одна тор жественность, блестящая обстановка ак товъ, независимо отъ всего другаго, са ма по себѣ имѣетъ большое значеніе. Одни приготовленія къ нему (особенно если акты совершаются правильно, т. е. ежегодно) заключаютъ въ себь много воз будительной силы не только для воспи танниковъ, но и для самихъ наставни ковъ. Учитель приготовляетъ къ акту рѣчь, которую онъ долженъ произнести въ присутствіи многочисленнаго собра нія, передъ лицомъ судей и цѣнителей, -понимающихъ дЬло; самолюбіе его затро нуто самою, такъ-сказать, торжествен ностію его положенія; онъ не позволитъ себѣ сдѣлать дѣло какъ-нибудь. Чтобы хорошо напасать, онъ конечно долженъ предварительно изучить тотъ предметъ, о которомъ хочетъ писать, и вотъ онъ чи таетъ сочиненія, относящіяся къ избран ному имъ спеціальному вопросу, вдумы вается въ йего, обсуживаетъ его со всѣхъ сторонъ, словомъ сказать — изучаетъ его. »Р иготовлянсь въ акту, учитель позна комился спеціально съ цѣлымъ отдѣль нымъ вопросомъ своей науки. Сдѣлалъ ли бы онъ это такъ, просто, — не имѣя настоятельной необходимости пригото вить рѣчь, — неизвѣстно. И такъ, вотъ уже одна выгода. Не говоримъ уже о томъ, что сравнительное достоинство рѣ чей служитъ отчасти мѣриломъ для оцѣн ки личныхъ достоинствъ преподавателей — въ общественномъ мнѣніи Что же ка сается воспитанниковъ, то для нихъ ак ты имѣютъ еще большее значеніе. Необ ходимость являться передъ обществомъ, особенно оереіъ многочисленнымъ со браніемъ, даетъ дѣтямъ необходимую смѣлость, искореняетъ въ нихъ застѣн чивость а робость, сообщаетъ наконецъ развязность въ самыхъ пріемахъ. А пу бличная раздача наградъ, полученіе ме далей а похвальныхъ ластовъ такъ тор жественно, въ присутствіи родителей или родственниковъ, знакомыхъ и наконецъ лицъ постороннихъ —не есть ли эго одно изъ сильнѣйшихъ и самыхъ дѣйствитель- ,— 302 – ныхъ средствъ пробуждать въ дѣтяхъ чувства благороднаго самолюбія а сорев нованіа?“^Да эго.уже одно стоатъ того, чтобы поставить акты въ числѣ главнѣй- шахъ и самыхъ благодѣтельныхъ мѣръ къ тому, чтобы дѣйствовать на развитіе въ дѣтяхъ благородныхъ чувствъ а стрем леній. Награда, получаемая частнымъ об разомъ, въ присутствіи однихъ только наставниковъ а ближайшихъ начальни ковъ-лицъ, которыхъ одобреніе или пох вала бываетъ для воспитанниковъ явле ніемъ частымъ, а для многихъ обыкно веннымъ, никогда не можетъ такъ дѣй ствовать на нравственное чувство дитяти, служить такимъ вѣрнымъ ручательствомъ его дальнѣйшихъ успѣховъ, какъ откры тое, торжественное одобреніе передъ цѣ лою массою публики, въ присутствіи всѣхъ товарищей. Эго—своего рода тріумфъ! За чѣмъ же пренебрегать такою простою практическою мѣрою, если результаты ея могутъ быть такъ благодѣтельны? Намъ могутъ замѣтить ори этомъ, что та поль за, которую могутъ приносить акты, удовлетворяя благородному самолюбію дѣтей, легко можетъ также переходить въ нравственный вредъ, преждевременно развивая то чувство, которое врождено человѣку и которое потомъ развиваетъ и воспитываетъ жизнь. Пи — во первыхъ ак ты въ нашихъ учебныхъ заведеніяхъ ни когда, или по крайней мѣрѣ очень рЪд ко бываютъ слишкомъ торжественны, парадны: въ большей или меньшей сте пени всѣ они имѣютъ семейный харак теръ; присутствующіе на нихъ родители или родственники составляютъ самую мно гочисленную часть публики; число посю- роннихъ посѣтителей не бываетъ велико. Во-вторыхъ, существующія у насъ дѣт скія награды (похвальные листы и кни ги) вовсе не заключаютъ въ себѣ того тщ еславія, эффектности, какъ напр. во ф ранцузскихъ ш колахъ, гдѣ на то р ж е ствен н ы хъ актахъ дѣтям ъ надѣваю тъ на голову вѣнки, въ которы хъ очень часто, по окончаніи акта, родители привозятъ ихъ въ публичны я собранія и въ т е атр ъ , выставляя таким ъ образомъ дѣтей какъ бы на показъ передъ публикой а слѣдовательно заранѣе подавляя въ нпхъ чувство скромности. Говоря о значеніи актовъ, нельзя не упом януть о том ъ, что они служатъ луч ш имъ и вѣрнѣйш им ъ средствомъ взаим наго сближенія родителей воспитанниковъ съ наставниками и начальниками заведе ній: а эта выгода стоитъ чего-н и будь, потому что безъ этого сближенія, безъ чувства взаимнаго довѣрія и уваженія съ той и другой сторон ы все дѣло воспита нія не мож етъ имѣть прочнаго о сн ова нія, необходимаго залога всякаго у с п ѣ ха. —Всѣ эти мысли, вы сказан ны я нами о значеніи актовъ, невольно пришли намъ въ голову, когда мы взялись за перо съ тѣм ъ, чтобы описать одинъ изъ актовъ, на которомъ намъ привелось п рисутство вать. В ы сказан ны я нами истины к о н е ч но нисколько не новы, все эго— вещ и данно извѣстны я, и если иЫ позволили себв остановиться на нихъ нѣсколько минутъ, то это только потому, что въ н астоящ ее время, какъ мы замѣтили в ы ш е, акты находятъ сильны хъ противни ковь не только между безусловными п о клонниками новизны , но и въ кругу ис тинно образован н ы хъ людей и даже у ч е н и к ъ педагоговъ. По крайней мѣрѣ намъ доводилось ие разъ слы ш ать филиппики противъ актовъ. Подобный вопросъ з а служиваетъ конечно внимательнаго н а у ч наго изслѣдованія и разрѣш енія со с т о рон ы какого нибудь оиы тнаго иедагога. ,- 303 – Ые чувствуя въ себѣ силъ для подобна го труда, мы могли ограничиться только бѣглыми замѣтками и нѣсколькими возра женіями. Переходимъ къ предмету нашей статьи. 23-го ноября 1858 года Харьковская губернская гимназія праздновала свой годичный торжественный актъ въ при сутствіи г-на Начальника губерніи, попе чителя округа, многихъ почетныхъ лицъ города, городскихъ гражданъ, равно какъ и многихъ студентовъ,—бывшихъ воспи танниковъ заведенія. Онъ начался ровно въ ть часовъ, по совершеніи Боже ственной литургіи, ари окончаніи кото рой законоучитель гимназіи, священникъ Т. С. Павловъ сказалъ прекрасное, при личное дню слово. Обращаясь къ воспи танникамъ въ иростыхъ, доступныхъ возрасту ихъ выраженіяхъ, проникну тыхъ всею силою и теплотою у бѣжденія, законоучитель объяснилъ дѣтямъ важ ность лежащихъ на нихъ обязанностей и ту, ничѣмъ не оцѣнимую нравственную оользу, которую они пріобрѣтаютъ при усердномъ, добросовѣстномъ исполненіи ихъ. За литургіею послѣдовало молебствіе, по окончаніи котораго преподаватели и воспитанники перешли въ назначенную для акта гимназическую залу, куда въ скоромъ времени собрались и гг. посѣ тители. Хоръ пѣвчихъ, составленный изъ воспитанниковъ гимназіи, стройно про пѣлъ молитву «У Іарю небесный », и за тѣмъ начался самыіі актъ Онъ открыл ся привѣтственною, обращенною къ по сѣтителямъ, рѣчью, которую произнесъ одинъ изъ воспитанниковъ гимназіи отъ лица своихъ товарищей. За этимъ послѣ довала рѣчь учителя Русскаго языка, Лебедева, подъ заглавіемъ: «Лермонтовъ, какъ лирикъ».— Извлекаемъ здѣсь основ ныя мысли и положенія автора. Пред ставивши во введеніи бѣглый обзоръ дѣятельности поэтовъ, предшествовав шихъ Лермонтову и особенно кори+ея русской поэзіи—Пушкина, авторъ указы ваетъ какъ характеристическую и пре красную черту русской литературы—ея постоянное, неизмѣнное сочувствіе всѣмъ общественнымъ интересамъ и вопросамъ. Ставши на эту точку зрѣнія, онъ дѣлаетъ обзоръ лирическихъ произведеній Лермон това, анализируя ихъ со-стороны ихъ общей поэтической идеи. Указавъ на ея односторонность, авторъ подвергаетъ кри тической оцѣнкѣ самую, такъ сказать, философскую сторону идеи—ея нравствен ное значеніе, и старается доказать, что основное чувство поэзіи’ Лермонтова — страданіе, пораждаемое нравственнымъ безсиліемъ воли и невозможностью осу ществленія лучшихъ стремленій, уже не встрѣчаетъ отзыва въ массѣ современ наго намъ общества, когда и собствен ное сознаніе его и глубоко-гуманныя стремленія правительства раздвинули та кія широкія границы для мысли, дали такой просторъ всякому живому убѣжде нію, всякому начинанію,которое клонит ся къ пользѣ и благу общественному. Переходя въ художественной оцѣнкѣ по эта, авторъ старается охарактеризовать стихъ, языкъ и художественную манрру Лермонтова. По окончаніи рѣчи, оркестръ, составленный исключительно изъ воспи танниковъ гимназіи, съигралъ увертюру изъ оперы Моцарта: «Свадьба Фигаро », и за тѣмъ послѣдовало произнесеніе нѣ которыми воспитанниками прозаичеевнхъ я стихотворныхъ отрывковъ на русскомъ, французскомъ и нѣмецкомъ языкахъ и чтеніе сочиненій. Вслѣдъ з > этимъ учитель Лёвенштейнъ произнесъ на Французскомъ языкѣ рѣчь, подъ заглавіемъ: «Виг Г ёсіи- саііоп еі 8ііг Г іпзігисііоп сіе Іа іоипеззе» ,- ЗОІ – (’). Прекрасная по мысамъ и блестящая по изложенію рѣчь учитедя Лёвенштей- на была принята съ общими, едвногла- снымв похвалами. Многихъ живыхъ, за- трогивающихъ вопросовъ коснулся онъ въ своей рѣчи; много теплыхъ, патріоти ческихъ словъ вылилось прямо изъ ду- шй. За рѣчью г-на Лёвенштейна слѣдо валъ отчетъ о состояніи гимназіи и ди рекціи училищъ. Нъ числѣ наградъ, роз данныхъ отличнѣйшимъ изъ учениковъ, упомянемъ о двухъ медаляхъ, получен ныхъ окончившими курсъ воспитанника ми гимназіи (нынѣ студентами),—золо той, полученной А. Рындовсквмъ в се* ребрянной-С. Ивановымъ. Отличнѣйшіе ученики другихъ классовъ были награж дены похвальными листами и книгами. Къ каждому изъ воспитанниковъ, полу чившихъ награду, г. попечитель обра щался съ словами, въ которыхъ выража лось желаніе, чтобы полученіе награды послужило для воспитанниковъ поощре ніемъ въ будущихъ трудахъ, залогомъ дальнѣйшихъ успѣховъ. Нельзя всоомнать безъ чувства особеннаго удовольствія, съ какимъ живымъ восторгомъ принимали дѣти эги поздравленія и съ какою любо, вію подходили они къ г. попечителю. Замѣтимъ здѣсь, что всѣ сочиненія, про изнесенныя учениками на актѣ, были предварительно читаны на литературныхъ бесѣдахъ, введенныхъ съ прошлаго ака демическаго года въ гимназіи нынѣшнимъ ея директоромъ, съ разрѣшенія г-на по печителя округа. Считаемъ нужнымъ сказать^нѣсколько словъ объ этихъ бесѣ дахъ, назначенныхъ исключительно для учениковъ VI а VII классовъ. Въ опре дѣленные, свободные отъ лекцій дно, (*) Въ переводѣ ѳта рѣчь будетъ помѣщена въ слѣдующемъ No . по назначенію г на директора собирают ся гг. учители и воспитанники высшихъ классовъ. Лучшіе ученики читаютъ свои сочиненія, предварительно разсмотрѣн ныя учителемъ словесности, при чемъ каж дому изъ воспитанниковъ предоставляется полная свобода опровергать, или, напро тивъ, защищать тѣ или другія мысли сочи ненія и дѣлать свои замѣчаніе относи тельно слога и языка. Само собою разу мѣется, что всѣ эти диспуты молодыхъ словесниковъ совершаются при непосред ственномъ участіи со стороны препода вателей, которые даютъ направленіе спору, указывая на болѣе интересныя стороны предмета, или разрѣшая спор ные вопросы въ тѣхъ случаяхъ, когда воспитанники не могутъ сдѣлать это са ми. Не нужно говорить о тѣхъ благодѣ тельныхъ послѣдствіяхъ, которыя долж ны имѣть подобныя собранія на разви тіе умовъ и литературное образованіе мололаго поколѣнія. Не будемъ расто чать похвалъ подобной мѣрѣ: дѣло слиш комъ ясно говоритъ само за себя. Да будетъ намъ только позволено здѣсь отъ лица всѣхъ, кому дороги успѣхи роднаго слова, выразить искреннюю благодар ность какъ высшему, такъ и непосред ственному начальствамъ, обратившимъ вниманіе на такой важный педагогиче скій вопросъ. Передъ концомъ акта одинъ изъ воспитанниковъ гимназіи про изнесъ обращенную къ посѣтителямъ благодарственную рѣчь, и велѣлъ за тѣмъ хоръ гимназическихъ пѣвчихъ про пѣлъ народный русскій гимнъ: и Боже, Царя храни», чѣмъ и заключался актъ. Особенное вниманіе гг. посѣтителей об ратили опыты воспитанниковъ въ музы кѣ Съагранныя увертюры— Р^осіигпе Шо пена и СагпаѵаІ Йе Ѵеціяе ШульгоФа прослушаны были съ замѣтнымъ у до- ,ЗОЯ – вольствіемъ гг. посѣтителями^ что мно гіѳ изъ нихъ высвазали молодымъ вир туозамъ по окончаніи игры въ самыхъ лестныхъ для нихъ выраженіяхъ. Въ заключеніе нашей статьи уиомя немъ объ одномъ обстоятельствѣ, вото рое произвело въ массѣ публики живѣй шее впечатлѣніе. За нѣсвольво часовъ до начала акта, г. директоръ гимназіи получилъ изъ Петербурга письмо отъ почетнаго попечителя Харьковскихъ гим назій, ваммеръ юнкера Двора Его И мпе ратсрсваго В еличества , князя Ѳедора Григорьевича Голицына, вмѣстѣ съ ико ною Св. Александра Невскаго, которою его сіятельство благословлялъ воспитанна ковъ гимназіи. Икона эта освящена прн мощахъ Св. Благовѣрнаго Вел. Князя Александра Невскаго. Приводимъ нѣ сколько словъ изъ этого письма въ г. директору, именно то мѣсто, гдѣ князь Ѳедоръ Григорьевичъ проситъ передать воспитанникамъ слѣдующее: «не смотря на то, что въ настоящее время нахо жусь далеко отъ милыхъ сердцу моему дѣтей, я мысленно не престаю быть съ ними. 23 числа я вознесу здѣсь также мою молитву къ Господу, у гроба Свя таго Ьлаговѣрааго Великаго Киязя Алек саидра Невскаго, дабы заступничествомъ его Господь сохранилъ и благословилъ маь продолжать съ любовію выполненіе предъ Царемъ и отечествомъ возложен ныхъ на нихъ обязанностей». Каждый, прочитавшій ‘ эти строки, со гласится, что примѣры такой глубокой преданности своему долгу, такого по столннаго памятованія о немъ несостав ляютъ обыкновеннаго явленія. Не мо жемъ удержаться,, что бы не замѣтить при этомъ случаѣ, что князь Ѳедоръ Григорьевичъ, занимая должность почет наго попечителя, въ теченіе своей служ бы дѣлалъ такія пожертвованія въ поль зу обѣихъ гимназій, которыя вельзя от нести къ разряду обыкновенныхъ. Не говоря уже о томъ, что домовая церковь 2 й Харьковской гимназіи выстроена исключительно его сіятельствомъ, значи тельное количество бѣдныхъ учениковъ содержится ори пансіонѣ І-й Харьков ской гимназіи на отпускаемыя имъ сум- мы; а его частыя и весьма цѣнныя по жертвованія въ пользу заведеній, устрое ніе дѣтскихъ праздниковъ и т. род. ясно свидѣтельствуютъ объ его дѣятельной, просвѣщенной ревности и заботливости о процвѣтаніи ввѣренныхъ его попече нію гимназій. Д■ Павловъ. VI. ЧАСТНЫ Я О Б Ъ Я В Л Е Н ІЯ . 1) Въ магазинѣ: «& чгазъзъа и>ш д о іщ » Ю. ТОМАССЕНА ПОЛУЧЕНЫ ДАМСКІЯ СОЛОМЕН НЫЯ ШЛЯПКИ, ЛЕІП Ы , Ж а КОНЕ- ТЫ, ПИКЕ , ОБДѢЛКИ ДЛЯ ПЛАТѢ – ЕВЪ , БУРНУСЫ , ТАЛЬМЫ , МАИ- ТИЛІИ. ПРІѢХАВШ ІЕ. Изъ г. Вовочеркаска . прап. Бу дно; г Біьлго рода, штаб капит Му хановъ; г. Богодухова, тит. сов. Будниковъ; г . Изюма, капит. Добро хотовъ. , … ВЫ ѢХАВШ ІЕ. *■ <*то оыньоооа’) ,+д Бъ *. Піевъ, ген магоръ Рубашкинъ, гтат. сов. Петровъ-, г. Курскъ, поруч Прибытковъ; >. Чугусвъ , ротм Стапковичъ, Печатать позволяется: Ценсорт» А , З ернинъ . Релактор-ъ М . ІЦ ИТОНЪ.