ХАРЬКОВСКІЯ т ЦЕОШМЦІАЛЬНАЯ. Л 55. о у е в с т а , о з н т л е р л 5 д а л » 1859 ГОДА. О ЧУМЪ РОГАТАГО СКОТА И МѢРАХЪ ПРЕДУ ПРЕЖДЕНІЯ И ІЕЧЕЫІЯ ЭТОІІ БОЛѢЗНИ. Чума рогатаго скота ость болѣзнь, свойст венная только атому ролу животныхъ. Въ этой болѣзни развивается сильнѣйшее заразительное начало, которое, бывъ перенесено на здоро выхъ (этого же рола) животныхъ, развиваетъ вѣрно и скоро эту опустошительную болѣзвь, но, къ счастію, на другіе роды жпвотныхъ вовсе не дѣйствуетъ. Главныя явленія этой болѣзни слѣдующія; горячечное состояніе, обнаруживающееся дро жаніемъ во всѣмъ тѣлѣ и неравномѣрною тем пературою въ разныхъ частяхъ онаго, трясе ніе головою, уменьшеніе, а потомъ и совер шенное прекращеніе аппетита, истеченіе изъ глазъ и носа жидкости сначала водянистой, а потомъ слизистой, переходящей въ гноевилв>ю и даже окрашенную кровью. — Испражненія сна чала бываютъ скудны и тверже натуральныхъ, но (іодъ конецъ болѣзни дѣлаютса жидкими такъ, что развивается сильнѣйшій поносъ съ изверженіями водянисто-слизистыми темнаго цвѣта, ииогла окрашенными кровью, н всегда очень непріятнаго запаха. Иногда въ этой бо лѣзни замѣчается сыпь въ полости рта и на вымени въ видѣ маленькихъ красноватыхъ пя тенъ или поверхностныхъ язвинокъ, или же плоскихъ пузырей, величиною отъ зерна Фасо ли до квадратнаго дюйма и больше; всякая сыпь замѣчается преимущественно на беззубомъ краѣ десенъ и на внутренней поверхности вер хней губы. Бываетъ иногда у больныхъ жи вотныхъ большая чувствительность ноасвиаы, которая обнаруживается преимущественно ори давленіи рукою этой части тѣла, ирп чемъ м- ногда животное угибаетса очень сильно. Изъ явленій, послѣ смерти замѣчаемыхъ, самыя вѣрнѣйшія обнаруживаются въ нолоств ,- 283 Срюганоіі, а именно: желчный пузырь сильно растянутъ и наполненъ водянистою желчью; четвертый желудокъ, то есть сычугъ, снаружи сѣро-красноватаго цвѣта, а внутри багрово-виш- неваго, иногда съ черными точками около его исхода, то есть перехода въ 1 ’ 2 -ти-перст- ную кишку; во всѣхъ тоикихъ кишкахъ замѣ чаются слѣды тоже сильнаго воспаленія, въ во дѣ большихъ или меньшихъ пятенъ краснова таго цвѣта. Иногда распространяется сплошная красиота по всему сычугу и большей части внутренней стороны (слизистой перепонки) тон• кихъ кишекъ, и на ней бываетъ выпотѣиіѳ пластической л и м ф ы , въ видѣ пятенъ бѣлова таго или желтоватаго цвѣта разной величины, на подобіе оспинъ, которыя въ особенности находятся при исходѣ желудка и на свободной кривизнѣ кишекъ. Мѣры противу этой губительной болѣзии у- нотреблаются двоякія: однѣ для предупрежде нія развитія болѣзни, а другія— для са лече- иія, когда болѣзнь уже развилась, Что касается первыхъ, то есть предохрани тельныхъ, то сущность ихъ состоитъ въ томъ, чтобы не допускать зараженія здоровыхъ жи вотныхъ, то есть предупреждать переходъ за разительнаго начала отъ больныхъ животныхъ па здоровыхъ. Потому, при появленіи этоіі болѣзни въ какой либо мѣстности, жители оной обязаны сколь возможно ограничить свои со общенія съ близъ лежащими, еще благополуч ными мѣстами, въ случаяхъ же крайнихъ упо треблять для азвоза очищониыхъ (окуренныхъ) лошадей, а не быковъ. Жители мѣстъ, окру жающихъ пораженную заразою мѣстность, дол жны, само собою разумѣется, еще болѣе из бѣгать сообщенія съ мѣстами зараженными, а такъ какъ зараза, отдѣлившаяся отъ больныхъ животныхъ по причинѣ своей чрезвычайной летучести и тонкости, можетъ приставать ко всѣмъ предметамъ ихъ окружающимъ, то и не обходимо избѣгать сообщенія не только съ больнымъ рогатымъ скотомз,, ио и съ другими животными, бывшими съ ними въ соприкосно веніи, а также съ людьми, находившимися при нихъ, и совсѣми предметами, бывшими подъ млівніемь заразы, какъ сѣно, солома, кожи и яроч. Ежели болѣзнь, по смотра на всѣ предосто рожности, проникнетъ въ какую либо мѣст ность, тогда первымъ дѣломъ должно быть са* ипо тщательное наблюденіе за заболѣвающимъ скотомъ, который иужпо отлучить отъ здоро ваго. Эго дѣлается такъ: тщательно пересма тривается весь рогатый скотъ, тамъ находя щійся, и всѣ животныя, которыя покажутся подозрительными, оставляются на томъ же мѣ стѣ, гдѣ болѣзнь обнаружилась, а здоровыя животныя перегоняются въ другое мЬсто, гдѣ еще не было болыіаго скота и куда зараза еще но могла проникнуть. Люди, ухаживающіе за больными ж и в о т н ы м и , пи подъ какимъ предло гомъ не должны сообщаться съ тѣми, которые смотрятъ за здоровымъ скотомъ; а равно и все служащее въ пищу для больныхъ живот ныхъ, напр. сѣно, солома и др , даже пастби ща, водопои, збруя, посуда и пр., отнюдь во должны быть употребляемы для здоровыхъ жи вотныхъ вмѣстѣ съ больными. Тщательный ежедневный пересмотръ и отлу ченіе здоровыхъ отъ больныхъ ЖИВОТНЫХЪ должно соблюдать по самый конецъ существо ванія эпизоотіи. Помѣщенія, ьъ которыхъ на ходились больныя животныя, должны быть, до введенія здоровыхъ, очищены самымъ тщатель нымъ образомъ, согласно Х111 Т. Св. Зак. ки. ІІ раз. ѴН ст. 1724. Во многихъ мЬстахъ оказало отличную поль зу, какъ предохранительное средство, лапаніе здоровымъ еще животнымъ горько-желѣзныхъ ленешекъ, составляемыхъ слѣдующимъ о 6 ра> зомъ: взять (изъ кузницы) желѣзныхъ окалинъ, приведенныхъ въ порошокъ, 1 лотъ, поварен ной соли У 4 лота, травы полыня или трилист ника и корня аира или косатика 1 1/а лота; все это смѣшать съ водою и мукою къ Форму тѣ ста и давать въ продолженіи 10 дней но два раза по одной летчикѣ всякому животному, Что касается леченія уже развившейся бо лѣзни, то до енхъ поръ извѣстны намъ самы ми полезными слѣдующія средства. Съ самаго начала болѣзни уменьшить количество грубой пищи, а вмѣсто ее давать пойла, приготовлен ныя изъ муки и воды съ самымъ незначитель нымъ количествомъ поваренной соли. Болтуш ка эга, или пойло но должно быть густо и должно быть приготовляемо всякій разъ свѣ жее. Гдѣ есть барда—очень хорошо давать свѣжую барду до совершеннаго еще охлажде нія оной, въ количествѣ до 3-хъ водръ въ сут ки. Очень хорошо также употреблять слизи стый декоктъ, приготовленный изъ сѣмена льпанаго, свареннаго съ водою такъ, чтобы дококтъ этотъ не былъ очень густъ, а состав ляетъ жидкость водянисто-слизистую. Когда за мѣчаются иснражаонія сухія или очень густыя, ,- 284 то хорошо давать -іьндвое, ковоп-і явное или же подсолнечное масло, въ количествѣ около бутылка для стараго и большаго животнаго, уменьшая количество соотвѣтственно разному возрасту и величинѣ животнаго. При развитіи сильнѣйшей степени болѣзни, очень полезно давать камФору, которая приго товляется слѣдующимъ образомъ: берется по рошокъ камфоры (‘), въ соотвѣтственномъ ко личествѣ, который растирается вз> ступкѣ съ яичнымъ желткомъ, употребляемымъ въ та комъ количествѣ, чтобы приходилось на золо тникъ камфоры 1 яичный желтокъ; къ этой смѣсн добавляется или вышесказанный слизи стый декоктъ изъ сѣмени л годнаго, или же слабый настой ромашки такъ, чтобы на всякій золотникъ камфоры приходилось около фунта, то есть двухъ стакановъ декокта нли настоя, и смѣшавъ все надлежащимъ образомъ, давать по утру, въ полдень и вечеромъ: громаднымъ животнымъ по стакана жидкости на пріемъ, а другимъ уменьшаются пріемы соотвѣтственно возрасту и величинѣ животнаго, такъ что мо лодымъ телегамъ, имѣющимъ не болѣе нѣ сколькихъ мѣсяцевъ, дается этой жидкости не болѣе полустакааа па пріемъ. — Сели же бо лѣзнь уменьшается вь своей силѣ, то и пріемъ лекарства нужно уменьшать на половину, а по томъ уменьшать постепенно до самаго исхода болѣзни. Д и р е к т о р ъ Х а р ь к о в с к а г о В е т е р и н а р н а г о у ч и л и щ а 11 Г а л и ц к і й . ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНІЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХЪ ЗАКОНОВЪ. Нѣтъ ни одного общества, точно также, какъ пѣтъ ни одного человѣка вполнѣ счастливаго и совершеннаго; однако всякій человѣкъ, какъ а Всякое общество, стремится къ возможному у- лучшенію и возможному довольству. Къ чему же привело насъ это стремленіе? стали ли мы лучше и счастливѣе, чѣмъ были прежде? Если отбросить поэтическую сторону прошед шаго и изучить поглубже бьіНЧ^ и нравы ва- тихъ предковъ, Тб вѣрно никто не станетъ (*) Чтобы приготовить порошокъ, камфора смачнвает- Ья спиртомъ пли водкою н растирается въ ступкЬ. отвергать, что теперь мы во многомъ стада и добрѣе, и умнѣе, а слѣдственно — и счастливѣе. Счастливѣе сраинительно,— эго правда; но сча стливы ли мы вполнѣ? Развѣ и теперь не ви димъ на каждомъ шаГу, въ каждомъ обществѣ, и слабости, и порока? развѣ пе видимъ посто янную борьбу истины съ ложью, добра со зломъ? Къ счастію, доброе начало часто по бѣждаетъ злое, и истина торжеЬтвуегъ надъ ложью; но всегда ли побѣда остается на сто ронѣ добра в правды? Сколько мы вялимъ зло употребленій в пороковъ, какъ въ обществен ной жизни людей, такъ и въ частной! Отъ ог- ного поступка порочнаго человѣка страдаютъ иногда сотни людей,—все это очевидно и гру стно; но какъ помочь этому? какъ искоренить зло? Глубокое презрѣнье ко злу, и строгое нака заніе порочныхъ, — вотъ первое средство, кото рое само собой представляется воображенію; но дѣйствительно ли оно? Презрѣніе ко злу всег. да внушалось людямъ, а порочныхъ все-таки много. За проегтнокъ всегда быд’і опредѣляемо наказаніе, я проступки все еще бываютъ. Зна читъ, это средство не дѣйствительно, г.трахъ наказанія не исправить: онъ заставитъ только хитрѣе и ловче вести свои дѣла. Положимъ даже, что. можетъ быть, исчез нетъ одинъ какой-нибудь видъ порока, но за то явится два другихъ, еще хуже прежнихъ. Люди корыстолюбивы и жестокосерды. Богачъ тратитъ деньги на прпхоти, и жалѣетъ коп ѢИ* ку для бѣдняка. Какъ же заставить богатаго быть щедрымъ? Ыаснльпо, — невозможно, пото му что, если человѣкъ знаетъ, ‘чго можетъ по чужой валѣ лпшигьея того, что пріобрѣлъ иногда тяжкимъ трудомъ, и лишиться — для ко го же?—очень часто для лѣнтяя й мота, —то не станетъ нн работать для пріобрѣтенія, на сберегать. А какъ скоро исчезнетъ бережли вость и трудолюбіе, то исчезнетъ и богатство. Бѣдные пе станутъ богаче, а богачи сдѣлаются бѣдняками. Отъ эгой перемѣны, конечно, ни какое общество не станетъ счастливѣе Можно, конечно, дѣйствовать на богатаго убѣжденіемъ, доказывая ему, что пользоваться эгоистично своимъ добромъ дурно, но какая изъ этого бу детъ польза? Во первыхъ, ’ не всѣ убѣдятся, а во вторыхъ, всѣмъ Извѣстно, что рѣдко даро выя деньги идутъ въ прокъі даже напротивъ то го, большею частію приносятъ положительныя вредъ, потому что пріучаютъ человѣка къ лѣ ни и безпечности, и—что ете гораздо хуже,— ,доводятъ его рано иди поздно до презрѣніе кч самому себѣ. Можетъ да человѣкъ, который аваетъ, что ѣстъ чужой хлѣбъ, восвтъ чужое илатье, живетъ въ чудомъ донѣ, и санъ по себѣ не можетъ доставать себѣ ни хлѣба, ни пдатьа, на жилья, —который сознаетъ, что ещ на что не годенъ, кромѣ того, чтобъ вдавать ся в съ благодарностію брать плоды чужихъ трудовъ,—можетъ ди такой человѣкъ уважать себя? а чего можно ожидать отъ человѣка, ко торый утратилъ чувство собственнаго достоин ства? Много во всакоиъ обществѣ есть тем ныхъ сторонъ; вездѣ много гора, много стра- давій; всѣхъ не пересчитать, точно также, какъ не пересчитать и всѣхъ тѣхъ мѣръ, ко торыя употреблялись для облегченія этвхі> страданій, для уничтоженіе зла. Достигли ди ати мѣры желаннаго результата?—нѣкоторыя достигли, большинство нѣтъ; а если и достиг ли, то только ва время, замазали, «сдв можно такъ выразиться, нѣкоторыя злоупотребленія, во не уничтожили нхъ: сѣмя осталось, и че резъ нѣсколько времени снова дастъ ростокъ. Отъ чего же происходитъ недѣйствительность этихъ мѣръ? Причинъ, конечно, много, но одиа изъ са мыхъ сильныхъ это та, что большею частію возстаютъ противъ какого-нибудь одного рода злоупотребленія, забывая, что ртр не брдѣо,, какъ вѣтви, которыя сколько не руби, все та- кп будутъ, аока существуетъ невредимъ стволъ. Къ этому то стволу всѣхъ пороковъ в злоу потребленій и должио обратиться, рѣшивъ, какъ вырвать его съ корнемъ изъ аемли, какъ уничтожить, какіа необходимы дла этого ору. діа, и кто изобрѣтетъ ихъ. Ови изобрѣтены уже давно, но мы не только не хотимъ упо треблять идъ, а напротивъ того, часто оттал киваемъ ИХЪ отъ .себя, видя въ нихъ орудія гибели, а п,е спасенія? Орудія ати, могущія вырвать корень зла изъ общества , — р а з д ѣ л е н і е т р у д а и с в о б о д а т о р г о в л и . Дла многихъ этр можетъ показаться стран нымъ, и даже просто не идущимъ КЪ дѣлу; ко въ дѣйствртсаыттм оно таи».- Нѣкоторые ркдр жутъ, .какое дѣло ДО свободы торговли ДОРѢ* ^ которой пьяница или деспотъ мужъ? яр кое дѣло ребенку, котораго сѣкутъ еле ос тавляютъ нѣсколько часокъ одного къ торной кямцадѣ*—Мятъ, которая плачетъ надъ 6 >оль- яымъ .уоебрнкрм’ъ, станетъ ли думать объ эко номическихъ истинахъ, да “ чѣмъ одѣ могутъ помочь ег.о д:ррк>? хрестааримъ# Р» которыми дурно обращается господинъ, ила которые доходятъ до крайней бѣдности, потому что нѣкоторое время остаются безъ мѣста или безъ работы, какое имѣютъ отношеніе къ раз дѣленію труда? и какое наконецъ дѣло до сво боды торговли хорошенькой дѣвушкѣ, которая собиралась на Садъ, и должна была остаться дома, аотому что ррртнитз не принесла ей во врема платье?—Какъ бы ни показалось этр страннымъ, а реѣ эти лица ве имѣли бы та кихъ непріятностей,, еслибъ свобода торговли и раздѣленіе труда примѣнялись въ болѣе ши рокомъ объемѣ. Этими двумя законами объу- словливается не только яра наша общественная жизнь, но ,о,|іи ироникаютъ даже въ мядѣ.ЙЩІе оттѣнки нашей частной жизни. Они имѣютъ вліяніе ва нащь обѣдъ, на воспитаніе вашихъ лѣтей, ва ихъ книгц, игрушки, на даши наря ды, на наши удовольствія, ваше расположеніе луха, и наконецъ даже да вящс семейное счастье. На этихъ двухъ законахъ основывает ся не только матеріальное благосостояніе всѣхъ народовъ, нр ихъ благосостоавіе нравственное, то есть—счастье. Все это отчасти можно доказать примѣромъ. Въ какой странѣ всего болѣе примѣненъ за конъ раздѣленія труда, и ,|\дѣ меньше всего стѣснена торговля?—въ Англіи, Какой вародъ пользуется относительно большимъ бдагосо- стоапіемъ, а слѣдственно и нравственный!, до вольствомъ?— Англичане, ,<Лдн умны, образова ны, богаты, дѣятСЛЬНЬЬ И дрРМ’Ь того одарены также и Физической силой,—во отчего же про изошли всѣ эти качества?—все таки отъ раз дѣленія труда и свободы торговли. Представимъ себѣ какую ввбудь идеальную отраву, жители котярой наслаждаются всѣми благами цивилизаціи: личной свободной, хоро шими путами сообщенія, пароходами, желѣз ными дорогами, лорцгдмн матеріями, изящной МЯбЯЛМр. рронзяеденірмн искусствъ ч хМѴг жествъ; —въ дтцХ страдѣ оррцвѣтяютъ науки, женщины ие только де угнѣтены, напротивъ ддѣютъ почти одинакочыя драда Р1» .МДЖ.ЧДЦЗ- МП, и о расширеніи ДТДХЪ ДРАЧЪ заботХ^!* многія, о дѣтьми И нодчиненрымн рбраща^Т- ря ЪРРТ*Рд рвр-іДЧІР ,9ЧМЯКІад > ,МNo9И»етн«> Д Д^ЯЧрнаа Недаяисть и нрезрѣдіе цддрго ;ррг .МЧ«А , *> ЛШЧПЗ Ш П Ш9*° уиерьиретм сглаживается. Возьмемъ такую страну в обне семъ ее крѣпкими стѣоами. Никакая перемѣна ве оказываетъ вдругъ своего вліянія, а(р 9 ]ч>- му въ иашемъ идеальномъ государствѣ сначала ,286 все влетъ по прежнему, и жители могутъ поз дравить другъ друга съ тѣмъ, что ови богаты по прежнему, но теперь богаты своимъ соб ствеввымъ добромъ в совершевво не зависатъ отъ другихъ народовъ. Черезъ нѣсколько времени, однако, начина ютъ являться нѣкоторыя неудобства: чаіі, са харъ, кофе—быстро исчезаютъ и потому, чтобъ сохранить на возможно долгое время, цѣны на нихъ возвышаются съ каждымъ днемъ, и ѳти предметы становятся доступными только очень богатымъ людямъ, а бѣднымъ приходится до вольствоваться молокомъ. Кушавья не приправ лены болѣе прянвостами, н отъ этого ковечво далеко не такъ вкусны, какъ были прежде. Матеріи не такъ уже красивы, потому что не> достаетъ, многихъ красокъ, которыя прежде привозились изъ очень далекихъ странъ. На мѣсто мебели изъ краснаго дерева начинаетъ являться дубовая. Богаче не сталъ никто, во за то многіе стали гораздо бѣднѣе, потому что цѣны на нѣкоторые предметы сильно иодня- лп«ь. Предположимъ, что въ этой странѣ лючва чрезвычайно плодородна, что въ ней много зо лота и серебра, но мало желѣза. Эго ьешь о- чень возможная; нѣтъ такой страны, которая изобиловала бы рѣшительно всѣмъ: всегда че го-нибудь да недостаетъ. Сломались или по портились рельсы на желѣзной дорогѣ, вспор тплась машина на каиой-нибудь Фабрикѣ, —надо желѣзо, а такъ какъ его мало, то оно стоитъ дорого; что же дѣлать? Уменьшить линіи же лѣзныхъ дорогъ, которыя, по случаю дорого ввзны желѣза, стоютъ болѣе, чѣмъ сколько приносятъ дохода, в замѣнить на Фабрикахъ машинную работу ручной. Оно и кстати: по случаю прекращенія внѣшней торговли, число различнаго рода торговцевъ уменьшилось, ос талось много свободныхъ рукъ, в ови могутъ найти себѣ работу ва Фабрикахъ, Конечно, пе всякій можетъ быть хорошимъ Фабричнымъ, н отличный купецъ можетъ быть плохимъ рабо тникомъ; но что же дѣлать? все же лучше, чѣмъ сидѣть, сложа руки, и слѣдственно не пріобрѣтать средствъ, къ существованію. Ручная работа, даже при большемъ количе ствѣ работниковъ, идетъ гораздо медленнѣе, а между тѣмъ каждый работникъ долженъ ѣсть, » в не станетъ работать, если его не будутъ кормить, если не дадутъ ему жалованья, а чѣмъ больше работниковъ, тѣмъ больше издержекъ на содержаніе ихъ; вырвботываетсн менѣе, слѣдственно вещи становятся дороже, в черезъ это трудно вывести заключеніе, чтобъ жители стали богаче. Кромѣ того, ручпая работа и- мѣетъ еще ту невыгоду, что часто требуетъ большой Физической силы: машину иногда мо жетъ привести въ дѣйствіе женщина п даже ребенокъ, а по Физической слабости многія ручныя работы недоступны женщинамъ; и вотъ множество женскихъ рукъ остаются безъ дѣла, женщина утрачиваетъ возможность прі обрѣтать своимъ трудомъ средства въ жизни, и черезъ это становится въ зависимое положе ніе отъ того, кто Физически сильнѣе п можетъ работать. Кругъ дѣятельности женщины стѣ сняется все болѣе и болѣе, на нее начинаютъ смотрѣть какъ па обузу въ жизни, какъ на ра бу или на игрушку. Изъ этого выходитъ пре зрѣнье къ жепщвнѣ, в нетолько угнетеніе, но совершенное порабощеніе ея. Каігь скоро яв ляется преимущество грубой силы и презрѣнье къ женщинѣ, — благоразумное воспитаніе дѣтей становится невозможнымъ: человѣкъ, который смотритъ на женщину, какъ на рабу, необхо димо долженъ самовольно обращаться и съ своимъ ребенкомъ; ребенокъ слабъ, сше сла бѣе женщина, и потому въ подобномъ обще ствѣ пользуется еще меньшими правами; роди тельская власть, пли лучше сказать, отцовская власть доходитъ постепенно до того, что о- тецъ считаетъ себя вправѣ располагать буду щностію п даже жизнью своихъ дѣтей! Воз можна ли при такомъ порядкѣ вещей личная свобода? не является ли на каждомъ шагу за висимость одного лица отъ другаго, рабство женіцпиы въ отношеніи къ мужчинѣ, рабство дѣтей въ отношеніи къ отцу, рабство слабаго въ отношеніи къ сильному? Можно ли допу стить мысль, чтобы при такомъ положевіи дѣлъ процвѣтали наука и искусства? онѣ не возможны: во первыхъ, никому онѣ ненужны, а во вторыхч,, отъ грубой работы н грубыхъ нравовъ тупѣетъ умъ, и—въ третьихъ нельзя же рисовать безъ красокъ! Вотъ къ чему при вели насъ эти стѣеы, которыми мы обнесли наше величественное государство! Нельзя ска зать, чтобъ результаты была очень блестящи, и стремиться къ нимъ наврядъ ли кто захо четъ. Такъ не лучше лп разрушить ѳти стѣаы, в, авось, къ намъ возвратится прежняя циви лизація со всѣмн ея благодѣяніямв? Это не болѣе какъ вымыселъ,—правда, — по онъ очень близко подходитъ въ дѣйствительно сти, и примѣромъ этого отчасти можетъ слу. жить Катай. А вѣдь мы только говорили о 2 ,287 свободѣ торговли, и даже не коснулись- раздѣ* леяія труда. Что же была бы если бъ ыы не только обнесли стѣнами идеальиое государство, во еще поставили бы въ законъ всѣмъ жите лямъ, чтобъ каждый былъ самъ, дла себа и плотникъ, и докторъ, и сапожникъ, и ученый, токарь, п каменщикъ и т. д. Тогда до какихъ результатовъ дошли бы мы?—Но оставимъ вы мыселъ и обратимся къ дЬйствительности. Раздѣленіе труда п свобода торговли имѣютъ вліяніе безъ исключеніи на всѣхъ и на все. У матери боленъ любимый ребѳиокъ, раздѣленіе труда и свобода торговли имѣютъ вліяніе и на вто, ц дѣйствительно могутъ утѣшить бѣдную мать. Раздѣленіе труда дастъ возможность нѣ которымъ людямъ заняться сиеніа.іьио изуче ніемъ дѣтскихъ болѣзней, а слѣдственно и о- тыскать средство къ исцѣленію, а свобода торговли доставитъ изъ самыхъ отдаленныхъ странъ цѣлебныя травы и минералы. Жена терпитъ отъ дурнаго поведенія мужа, но и тутъ утѣшить ее могутъ раздѣленіе труда а свобода мѣвы: благодаря имъ развивается про- свЬщеиіе, — а вмѣстѣ съ невѣжествомъ исче заетъ и грубость. Кромѣ того, чѣмъ сильнѣе раздѣленіе труда, и чѣмъ менѣе стѣснена тор говля, тѣмъ скорѣе человѣкъ можетъ найти себѣ занятіе ііо вкусу, и слѣдственно не быть празднымъ и пріобрѣсть себѣ большее благо состояніе. Л сколько несправедливостей и до машнихъ ссоръ бываетъ часто но причинѣ бѣдностні Дайте нѣсколько больше благосостоя нія, и въ домѣ водворится миръ и любовь, и. сколько непріятностей можио было бы избѣ жать, если Сы въ каждомъ семействѣ было правильное раздѣленіе занятій! Сь помощью этихъ двухъ экономическихъ истинъ, люди могутъ избирать себѣ спеціальныя занятія какъ въ ремеслахъ, такъ а въ наукахъ. Зай мутся ли спеціально воспитаніемъ дѣтей, то докажутъ,.что дѣтей сѣчь но должно, и спе ціалисты доктора это подтвердятъ: иоть и до- ребенка касается раздѣленіе труда, а свобода мѣны доставитъ ему. иолезвыа. книги и иг рушки. Нѣтъ ни одного случая въ жизни, какъ въ общественной, такъ и въ частиоіі, въ которомъ не играло бы главную роль раздѣленіе труда и свобода мѣцы: при неиь цивилизація и воз можное счастье, белѣ нихъ—невѣжество и по могъ, а. слѣдственно—и страданіе* У к . П . Э я ,. П р о с т ы я с р о д с т в а от ъ о д ы ш к и , —Одышка бы ваетъ отъ разныхъ случаевъ, а потому и при чины ея весьма различны. Опа бываетъ упор ною только въ двухъ случаяхъ: ори болѣзнен ной ь состояніи легкихъ и ири желудочной и грудной водянкѣ. При сильной одышкѣ полез ны слѣдующія средства: а) возьмите травъ ис сопу, багульника, корней клещинника (Агит) п бедрѳнцоваго, цвѣтовъ оижмы, каждаго по *2 золотника. Этотъ наборъ положите въ кос- трюлю и налейте на него нолторы бутылки во ды, варите до тѣхъ ииръ, пока останется от вара только 1 бутылка; всыпьте въ отваръ чи стой золы Іі4 золотника, и нѣсколько разъ вскипятите, затѣмъ снимете съ огня, процѣ дите и слейте въ бутылку для употребленія. Принимаютъ его по 5 разъ въ сутки, по пол ной десертной-ложкѣ, въ конопляномъ сокѣ, б) Возьмите корней:лакричнаго, аириаго, мыль, нанковаго, девасильнаго, коровячняго, крайни, наго, цикорнаго, горлецоваго (ВІЗІОГІа); сѣ мянъ: анисовыхъ, морковныхъ, укропныхъ, крапивныхъ, каждаго но 2 золотника, столки, те все въ порошокъ, смѣшайте получше и раз дѣлите на 48 частей. Эго будутъ порошки, ко торые слѣдуетъ принимать 5 разъ въ сутки, и запивать чаемъ. Надо замѣтить, что не всѣ упомянутыя тра вы непремѣнно необходимы при составленіи порошка; напротивъ, можно пользоваться тѣми, которыя находятся подъ рукою; главное со стоитъ въ томъ, чтобы онѣ составляли ту же мѣру и тотъ же вѣсъ, в) Въ Ч «унтахъ медо вой сыты вскипятите 16 золотниковъ корня де вясила, обращеннаго въ порошокъ, и корна копытпика 1 золотникъ и также въ порошкѣ. Когда отваръ прокипитъ, снимите съ огня, процѣдите и перелейте въ бутылку для упо требленія – Ирина мать егц должно 8 разъ въ день по столовой ложкѣ, г) Возьмите суше ныхъ мокрицъ, а лучше живыхъ, такъ, чтобы ихъ было 3 золотника вѣсомъ, разотрите ихъ и смѣшайте съ четырьмя рюмками простуже наго чая—изъ травы иссопа. Принимаютъ это лекарство 4 раза въ день по рюмкѣ. Каждый разъ, предъ употребленіемъ взбалтываютъ. Принимать надобво нѣсколько дней сряду, д) Въ упорныхъ случаяхъ одышки небезполезно прикладывать къ икрамъ: тертый хрѣнъ, гор чицу, толченый чеснокъ, пда лѣтомъ, свѣжіе цвѣты лютика (Папішсиіаз). Послѣднее при кладываютъ весьма осторожно в недолго дер,- ,- 288 – жатъ на ногахъ. Если же одышка временная п сдѣлалась, напримѣръ, отъ Засоренія желудка н отъ полноты ѳгоі то надобно принять хоро шее слабительное, и повторить его черезъ день; а послѣ пить отваръ изъ 6 золотниковъ вязо. вой и средней калиновой корки. Эта болѣзнь чаще замѣчается ночью, а потому, кто подвер женъ ѳтоіі болѣзни, тотъ ве долженъ много ужинать, п не ложиться иа спину вверхъ ли цомъ; самый правильный и здоровый сонъ вз> правомъ боку. X дЛ. вс, ‘ ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1 ) Изъ Кіевскою И мператорскаго Университета Св. Владиміра , при была въ г. Харькова акушерка новой методы наука Каролина Брушкеаичъ, которая имѣетъ диплома са отли чіема (сит. ехітіа Іаисіе,) со всѣми правами и преим]іцествами , присво е иными сему званію Можетъ ле- чить по акушерской части оісенскія и дѣтскія болѣзни и дѣлать аку шерскія операціи. Жительство и- мѣетъ на Вознесенской площади, близъ Вознесенской церкви , въ домѣ Чекановской, подъ Л? 182, 1 части 1 квартала . — I. 2 ; ПРОДАЕТСЯ БИБЛІОТЕКУ со* стоящая изъ 3000 томовъ разныхъ со чиненій на французскомъ языкѣ, за весь ма сходную цѣну,. Желающихъ пріобрѣ сти ее приглашаютъ адресоваться въ> домъ Вертера ; на Николаевской плогца• диі, къ, книгопродавцу Мензбиру;—I. отъѣзжая въ Англію съ цѣлію вывезти оттуда разныхъ домашнихъ животныхъ, какъ то барановъ, овецъ, коровъ, лоша дей и свиней, предлагаетъ свои услуги желающимъ имѣть означенныхъ живот• пыхъ и покорнѣйше проситъ адресовать ся въ ею квартиру, •состоящую въ г. Харьковѣ , па Михайловской площади, въ домѣ г. Іоника—Г. Каули , уже болѣе и10 лѣтъ акуратно выполняя подобныя порученія оля многихъ извѣстныхъ рус скихъ владѣльцевъ, позволяетъ себѣ на дѣяться, что и въ настоящее время не будетъ лишенъ такихъ же порученій, ко торыя онъ обязывается выполнять съ всегдашнею акуратпостію.—2. а ) иностранецъ , хорошей фамиліи. кончившій курсъ въ Политихпичсскомъ Институтѣ, въ Дрезденѣ ,, изучившій практически сель . ское хозяйство и управлявшій имѣніями въ Саксоніи и Пруссіи , желаетъ взять имѣніе въ арендное содержаніе или полу чить мѣсто управляющаго имѣніями. О своихъ познаніяхъ въ сельскомъ хозяйст вѣ, скотоводствѣ и овцеводствѣ, какъ и о поведеніи имѣетъ лучшія свидѣтель ства. Адресоваться въ контору Гофма на на Моховой, противъ зданія универ •• ситета въ Москвѣ , — 2. 3) На Конторской улицѣ въ домѣ Бо- родаевскаго продаются новыя дрожки на лежачихъ рессорахъ , и двѣ лошади хоро шей ѣзды, безъ пороковъ – и съ хомутами, – 2 . б ) Довѣренность, данную мною і 857 г. сентября 30 дня Харьковскому \\ гиль діи’ купцу Ивану Ѳедорову, сыну Журав ,- 289 леву, симъ уничтожаю и прошу ее счи тать недѣйствительною. Вдова надворнаго совѣтни ка Надежда Масдоввчъ.— 2. 7) і в д і ш т т ОРАНЖЕРЕЙНЫ за излишествомъ продаются въ селѣ новѣ, помѣщика Квитки, по самой деь,. :- вой цѣнѣр спросить садовника Кирилла . — 2 . Ъ) Содержательница женскаго учебно- воспитательнаго заведенія въ г. Харьковѣ, жена заслуженнаго профессора И мпера торскаго Харьковскаго университета, статская совѣтница Варвара Алексан дровна Чернянна, «5 преОупрежОеніе слу ховъ о томъ, что оу Ото бы опа намѣ ревается прекратить существованіе со держимаго ею съ І8Ч0 года пансіона ,— поставляетъ долгомъ извѣстить, что она не только не намѣрена этою сдѣлать . а напротивъ: движимая усердіемъ къ дѣлу отечественною образованія, не преми нетъ . во время настоящею своего пребы винія за границей, воспользоваться, для усовершенствованія своего пансіона, всѣмъ запасомъ наблюденій, какой можетъ быть почерпнутъ ею при осмотрѣ жен скихъ учебныхъ заведеній въ чужихъ кра яхъ. Къ этому г жа Черняева находитъ нужнымъ присовокупить, что, отъѣзжая за границу въ срединѣ минувшаго іюня мѣсяца, и намѣреваясь возвратиться не позже послѣднихъ чиселъ сентября сего і8 59 года , она поручила свое заведеніе особѣ, въ полной мѣрѣ заслуживающей довѣрія публики и начальства.^-2. О тъѣзжаютъ за границу : * і «) Прусскій подданный Іоганъ Гинцъ, – и Пруссію — к Австрійскій подданный Людвигъ Лу дъ еъ женою Амаліею,—въ Австрію. Австрійскій подданный Соломонъ Берштейнъ,—въ Австрію.— 2. ‘*) Австрійскіе подданные Василій Фо минъ, Степанъ Богомоловъ и Варфоло- мей Макаровъ,—въ Молдавію — 3 Г о) Русскій подданный Бердичевскій 2 гильдіи купецъ Леонъ Зайденбергъ,-въ Ав стрію , Пруссію, Саксонію, Англію и Фран цію.— 3. бу Губернскій секретарь Александръ Григорьевичъ Фидлеръ ,—65 Германію, Францію и Англію . —3, 7 ) Севастопольскій 1 й и Харьковскій 2 й гильдіи купецъ Александръ Аемеръ съ слугою, Сардинскимъ подданнымъ Фран суа Мартини,-во Францію —і. Ну Помѣщикъ подпоручикъ Андрей Мат вѣевичъ Красовскій съ женою Анною Пе тровною,—въ Германію, Францію, Швей царію и Италію .— 3. О І І Р І Ш Ш Ш Ъ I I в ы ш н и х ъ , О тъ 29 августа по 5 сентября прибыли: Изъ С.-Петербурга, подполк. Мечни ковъ; г. Москвы, коллеж. ассес. Карпо вичъ; г. Мелитополя, поруч. Литвинов- скій. ВЫВХАЛШ Въ г. Изюмъ, генералъ маіоръ Вержа- ноескгй-, г. Купянскъ, поруч. Сухинъ ; г. Курскъ, коллеж. ассес Попандопулло. Печ. оозвоа . 5-го сентября 1859 г, Ценсоръ А Зернинъ. Редакторъ Щитовъ.