ХАРЬКОВСКІЯ ГЖІШИМ Ш І І И П . ЧАСТЬ НЕОШІЦІАЛЬНАЯ. J V 19 . ауззсть. гл а л 17 днл, 1858 ГОДА. 1ІЕСТАЛ0ЦІШ , Ф Е І Ш И Г Г Ь н швейцарскія школы для бѣдныхъ, устроенныя по основнымъ положеніямъ послѣдняго. (Продолженіе). Первые практически – педагогическіе опыты Фелленберга начались съ 1801 года. Къ агрономическому учебному за веденію скоро присоединилось и воспи тательное заведеніе для высшихъ сосло вій, которое, пользуясь превосходнымъ органическимъ устройствомъ, процвѣ таетъ до послѣдпяго времени (1845 г.). Воспитательное заведеніе для бѣдныхъ мальчиковъ должно было показать при мѣръ, какими средствами дѣти самыхъ низкихъ классовъ народа, дѣти нищихъ и бродящихъ бездомовпяковъ, или же безпріютные сироты могла быть приго товлены къ дѣятельной жазии, какъ спо собные и здоровые люди, при незначи тельныхъ жертвахъ со стороны общест ва. Фелленбёргѣ, отчасти при помощи полиціи, собиралъ къ себѣ дѣтей подоб наго рода, часто прямо съ большихъ до рогъ, назначалъ имъ особенное по мѣщеніе въ ГоФвейлѣ и давалъ пмъ ,учителя; который занимался ихъ об разованіемъ, упражненіемъ въ агроно мическихъ занятіяхъ, и горячими заботами о своихъ питомцахъ заступалъ для нихъ мѣсто отца и матери. Разумѣется, вы боръ подобнаго рода личности былъ не легокъ. Поэтому Фелленбергъ постоян но ц дѣятельно заботился объ образова ніи учителей. Такъ, въ 1808 году, съ согласія начальства, собралъ онъ въ ГоФвейль 40 школьныхъ учителей для Слушанія нормальнаго курса. Успѣхъ былъ такъ великъ, что Малый Совѣтъ Б*-рна припужденъ былъ благодарить Фелленберга и просить его продолжать свою дѣятельность на этомъ поприщѣі Однако, когда въ слѣдующемъ году Фел ленбергъ опять началъ приглашать учи телей для той же цѣло, имъ было запре щено, подъ страхомъ лишенія мѣстъ, участіе въ курсѣ Фелленберга. Совѣтъ считалъ противнымъ государственному чблагоразумію предоставлять частному че ловѣку такой обширный кругъ дѣятель ности, потому что эти наставники, имѣя, примѣрно, въ своихъ школахъ 6000 дѣ тей, могли обнаруживать близкое посред ственное вліяніе, по крайней мѣрѣ, на 18000 жителей. Большой Совѣтъ мало цѣ нилъ планы Фелленберга и отвергнулъ его предложеніе—дать школьному уст ройству въ Бернѣ новое направленіе, спасительное для народа. Фелленбергъ, хотя стѣсненный въ своей дѣятельности, по возможности продолжалъ трудиться На поприщѣ образованія школьныхъ учи телей. Уже заграницей обратили випѵіа віе на его предпріятія, особенно съ 1808 года. Короли, герцоги и князья посѣща ли ГоФвейль. Нашъ покойный Государь Александръ Благословенный, въ собствен норучномъ письмѣ, призналъ Фелленбер га кавалеромъ ордена Св. Владиміра. Однако онъ долгое время не могъ найти способнаго учителя для своей гоФвейль- ской школы. Наконецъ, когда въ 1809 г. онъ читалъ курсъ образованія для школьныхъ учителей, идея Фелленбер- говой школы для бѣдныхъ такъ порази ла одного тургауэнскаго школьнаго учи теля, что онъ предложилъ своего сына для ея выполненія. Эготъ послѣдній былъ Іоганнъ Яковъ 13 1 ;рJ и (родился въ 1790 г.). Онъ, подготовленный въ теченіе многихъ мѣсяцовъ сампмъ Фелленбер- гомъ къ трудному и важному дѣлу, лЬ- тоиъ 1810 г. приступилъ къ разрѣшенію задача своего наставника. Берли совер шенно понялъ мысли и планы Феллен берга, который отъ учителя народной школы требовалъ не столько знанія, сколь ко дѣла. Главнѣйшимъ занятіемъ маль чиковъ школы Верли было замедленіе н относящіяся сюда второстепенныя рабо ты, Содержаніемъ обученія была рели гія, чтеніе, письмо, счисленіе, пѣніе и наглядное обученіе. Такимъ образомъ умственное образованіе, равно какъ а развитіе чувства и вкуса, не были упу щены изъ виду, даже при чисто прак тическомъ направленіи п цѣли заведенія. Бремя отсутствія полевыхъ работъ на полнялось заинтіяип по предмету ремеслъ н пскусстиъ. Берлн 24 года выполнялъ это высокое призваніе и былъ для бѣд ныхъ питомцевъ не только учителемъ и надзирателемъ, но также воспитателемъ, отцомъ и братомъ. Дѣятельность его была проникнута такою энергіей, посто янствомъ и такимъ талантомъ въ дѣлѣ воспитанія и обученія, что заслуги его пріобрѣла всестороннее и безусловное ,признаніе. Первою заботу онъ обратимъ на тѣлесную чистоту и здоровье ввѣрен ныхъ ему дѣтей, которые были 6 — 12 лѣтняго возраста. Вторая цѣль его трудовъ состояла въ томъ, чтобы привязать дѣтей къ полезной дѣятельности и отучить ихъ отъ бродячей жизни, какую веди большею частію ихъ родители. Поэтому Верли бралъ своихъ питомцевъ на поля, покрытыя хлѣбомъ и овощами, на луга, показывалъ имъ какъ они должны разводить растенія и ухаживать за ними и такимъ образомъ возвращать своему благодѣтелю по край ней мѣрѣ часть несомыхъ имъ издер жекъ. Часто можно было видѣть Верли, въ средЬ 20—2 і его воспитанниковъ, какъ онъ, подобно имъ, съ непокрытой головой, часто босой, .вмѣстЬ съ дѣтьми очищалъ поле отъ камней о плевелъ, во время жатвы собиралъ падавшіе во лосья, боронилъ и унавоживалъ поле, а зимою щипалъ шерсть, приготовлялъ ко ноплю или плоды для кухни; словомъ, отправлялъ всѣ мелочныя занятія домо водства. Малютки съ истиннымъ удо вольствіемъ а радостію соревновали сво- ему другу-наставнику и старались какъ можно болѣе приблизиться къ нему. Эгп обыкновенныя занятія Перли приправ лялъ бесѣдою, приличною дѣтскому раз витію и цЬлп заведенія. Онъ разсказы валъ омъ занимательныя и поучительныя исторійки, наставлялъ ихъ въ дѣлЬ, ко торое было у нихъ подъ руками, опи сывалъ имъ качества и свойства земли, природу и полезность того’ или другаго рода растеній, назначеніе п примѣни мость извѣстнаго земледѣльческаго ору дія, предлагалъ имъ на разрѣшеніе про стыя задача ио предмету счета, мѣры, грамматики, или же обращалъ ихъ внима ніе на чудеса божественной мудрости, благости и всемогущества, проявляющія ся въ природѣ. Утромъ, бъ полдень а вечеромъ Перли училъ дѣтей читать, пи сать, считать и пѣть, былъ при нихъ почти неотлучно. Въ 1813 г. въ школѣ его было 23 воспитанника, а въ І8 2 і г. число ихъ простиралось до G0. Питомцы этого заведенія, предназначенные въ на ставники школъ для бѣдныхъ, облегчали дѣло воспитанія такъ, что Перли могъ быть, какъ и всегда, общимъ для питом цевъ наставникомъ, отцомъ и другомъ. Эги кандидаты на званіе учителей, при обученіи и ручныхъ работахъ, употреб лялись, какъ увѣщатели, чтобы, уча и учась, облегчать дѣло и въ тоже время приспособлять себя къ самостоятельному управленію подобными заведеніями. О со беннаго вниманія заслуживаютъ дна ори гинальныхъ учрежденія во внутренней жизни школы Перли, которыя, при ода. накихъ условіяхъ, достойны общаго под ражанія,—это именно братство взаимной заботы (Pflegpbruederscliaft) и отправ – леніе учениками маленькихъ школьныхъ должностей (Aemlliverwaltung’. Первое учрежденіе особенно примѣнимо въ тѣхъ школахъ, гдѣ воспитанника слишкомъ рѣзко расходятся въ возрастахъ; состо итъ оно въ томъ, что каждому старшему воспитанноку, испытанной надежности, поручается младшій его сотоварищъ, чтобы первый, какъ братъ, наблюдалъ за намъ относительно чистоты тѣла, платья, отклонялъ бы отъ дурнаго въ словахъ и поступкахъ, ободрялъ бы его въ минуты горя, на-сколько послѣднее доступно ребенку. Оба они называются Pflegebrueder и находятся въ близкомъ ,взаимномъ отношеніи другъ въ другу, гораздо тѣснѣйшемъ, чѣмъ къ осталь- нымъ товарищамъ. Такомъ образомъ ис тинная семейная жизнь проникаетъ въ заведеніе, а черезъ это необыкновенно усиливается и вліяніе главнаго настоя теля заведенія, отца дома. Второе уч режденіе болѣе касается внѣшняго по рядка. Нѣтъ сомнѣнія, что необходимо обращать вниманіе на то, чтобы воспи танникъ не былъ въ невѣдѣніи на счетъ своей работы, чтобы онъ во всякое вре мя опредѣленно зналъ, что долженъ дѣ лать. Для этого необходимо періодиче ское отправленіе различныхъ обязанно стей въ Сферѣ школьнаго домостроя, распредѣленное по силамъ воспитанни ковъ, такъ что отцу дома, главному на ставнику и настоятелю заведенія, остает ся только обязанность надзора. Эго уч режденіе необходимо уменьшаетъ и са мые расходы заведенія, устраняя излиш нюю прислугу.— Съ I S -24 но 1834 г. школа Перли достпг ла высшей степени своего совершенства. Можно положительно утверждать, что въ это время она могла считаться образ номъ всѣхъ подобнаго рода образова тельныхъ заведеній для бѣдныхъ. Число воспитанниковъ дошло почти до 100. Естественно, что Верлп ие могъ уже самъ и во всемъ руководить воспитаніемъ и обученіемъ; поэтому старшіе воспитан ники заведенія, приготовлявшіе себя къ званію учителей народныхъ школъ, от части къ званію воспитателей и сель скихъ хозяевъ, были оставляемы въ заве деніи до 21 года, какъ помощники Верля, для отеческаго надзора надъ воспитаніемъ и образованіемъ меньшихъ своихъ собра тій. Еще прежде было постановлено, что бы безденежно принимаемые бѣдные дѣти до 21 года оставались въ заведеніи, чтобы такимъ образомъ они нѣсколько отслужи вали понесенныя на нихъ издержки. При этомъ, разумѣется, интересъ былъ об щій—и для заведенія, и для воспитан никовъ. Такъ приготовлялъ Be р л и достой ныхъ для себя сотрудниковъ. На вос питательныхъ и учебныхъ собраніяхъ, руководимыхъ имъ самимъ, онъ бесѣдо валъ съ своими молодыми сотрудниками о благоденствіи заведенія въ общемъ и частяхъ. Здѣсь онъ въ высшей степени ласково и искренно дѣлалъ замѣчанія своимъ помощникамъ относительно ихъ ошибокъ въ области воспитанія и обуче нія. Такимъ образомъ, ему дѣйствительно удалось достигнуть того, что его сотруд ники, вмѣстѣ съ своимъ наставникомъ, котораго они считали за отца, заключи ла тѣсный духовный союзъ для разрѣ шенія общей задачи. Во время полевы хъ работъ сотрудни ки Ворли должны были предлагать, ввѣ ренному ихъ надзору, рабочему отдѣле нію все то, что могло бы имѣть тѣснѣй шее отношеніе къ Творцу, ближнему и матери-землѣ. При работахъ не столько обращалось вниманія на скорость, какъ на образцовое ихъ исполненіе. Въ слу чаѣ какахъ нпбудь проступковъ и мало стей, виновники ихъ не только сами по лучали замѣчаніе, но сверхъ того эти проступки были осуждаемы на общихъ вечернихъ собраніяхъ, съ цѣлію всеоб щаго поученія. Впрочемъ, главною цѣ лію утреннихъ и вечернихъ собраній было, яакъ и всегда, возвышеніе сердца въ Богу, развитіе религіознаго чувства. Тѣлесныя наказанія употребляются чрез вычайно рѣдко. Прежде неисправимы^ ,воспитанники оыли увольняемы. Обуче ніе, при постоянно возраставшихъ си лахъ и средствахъ заведенія, распро странялось въ своемъ объемѣ, не пере ступая однакожъ границъ, обозначен ныхъ самою цѣлью заведенія. Такъ шли дѣла до 1834 года, когда Верли былъ отозванъ для управленія тургауэнскою семинаріею для образованія учителей. По этому случаю заведеніе пришло-бы ло на время въ упадокъ отъ недостатка хорошаго руководителя; но Фелленбергъ и здѣсь явился возстановителемъ своей прежней образцовой школы. Огромное богатство вспомогательныхъ средствъ, при разнообразіи вынора буду щаго призванія, распространенное сель ское хозяйство п въ тоже время забота о научномъ образованіи—все это пре дохраняетъ заведеніе отъ односторон ности и духовнаго усыпленіи. Вообще стремленія Феллепберга на правлены къ тому, чтобы не только упрочить свои собственныя школы (по- лоОваго рода какъ ГоФвейль). но чтобы, при носоОіи обществъ или компаній, ос новать многія другія подобнаго же рода школы, чтобы такимъ образомъ открыть своимъ реформаторскимъ идеямъ воз можно-обширную СФеру дѣятельности. Фелленбергъ не ограничивается своею ро диной—Швейцаріей, его стремленія не принадлежатъ но какой націи и ни какой землѣ. Они обнимаютъ въ идеѣ все об разованное человѣчество, Фелленбергъ былъ твердо убѣжденъ, что истинная польза человѣчества тре буетъ, чтобы народъ отправлялъ свое призваніе съ охотою и любовію, а не механически, изъ нужды или изъ ко рысти, что къ этой цѣли нужно напра вить школьное обученіе и все воспита ніе молодаго поколѣнія. Онъ постоянно примѣнялъ къ дѣлу въ высшей степени благотворное свое основное положеніе: работа , правильно руководимая , есть лучшая воспитательница человѣчества въ дѣлѣ нравственности. Собственно въ главныхъ идеяхъ ІІес- талоцци и Фелленбергъ сходятся между собою. Оба они находили, что ручная работа (Haendearbeit), при воспитаніи бѣд ныхъ, можетъ разсматриваться какъ глав ное образовательное средство для ума и нравственности. Однако, въ то время какъ Иесталоцци основнымъ положеніемъ для пародпаго образованія считалъ об разованіе для промышленности (industrie) и ремесла и къ этому главнѣйшимъ об разомъ направлялъ воспитаніе своихъ питомцевъ, направленіе Фелленберга, та кое же твердое и рѣшительное, было въ пользу сельскаго хозяйства. Фелленбергъ былъ твердо и разумно убѣжденъ, что безъ воспитанія къ труду не возможно коренное спасеніе бѣдняка, —и тамъ , гдѣ работа не введена, какъ образовательное средство , на ряду съ теоретическимъ обученіемъ, воспитаніе остается безъ послѣдствій для эюизни. Эго главное по ложеніе Фелленберга. Въ заключеніе нѣсколько словъ о са мой его личности. Онъ постоянно дѣятеленъ н его удо вольствіе заключается только въ перемѣ нѣ работъ. Голова его есть госпожа надъ сердцемъ. Онъ обуздалъ свой пер воначальный горячій темпераментъ а 2 ,привыкъ къ самообладанію, въ слѣдствія чего отличается силою и твердостію воли. Студ. Л. Шимоновъ-. Харьковъ, 1858 г. (Продолженіе слѣдуетъ.) X Р О ІІIIК Л, Прелюдія.—Отчетъ объ уличныхъ удопольствіяхъ.—Н е постоянство погоды іі тріумвиратъ-псиостоянство.—Бла городные спектакли.—Мимоходомъ о театрѣ и о танцов щикахъ,—Искусство продлять жизнь.— Часъ урочный насталъ, и мы берем ся за изсохшее давно позабытое перо, чтобъ дать отчетъ— въ чемъ бы вы ду мало? въ безпорядочно-прожитыхъ дняхъ прошлаго мѣсяца, проведеннаго нами украдкою въ театрѣ на пыльныхъ ули цахъ, въ темныхъ и малоизвѣстныхъ закоулкахъ, о въ университетскомъ саду, гдѣ соловей, непрошенный, но дорогой всѣмъ гость, разиолліио заливается и выводитъ неподражаемыя колѣнца, на лету подслушанный имъ гдѣ-то въ не бесныхъ пространствахъ…. Помимо всѣхъ невзгодъ, завиденъ удѣлъ вѣстовщика, пока бьетъ въ немъ живой родникъ жизни и на все мірское откли кается душа его сочувственнымъ и жи вотрепещущимъ словомъ; но съ утратою этого сокровища, горе ему: остатокъ жалкихъ дней его глухо проходитъ въ мрачныхъ тризнахъ по томъ, что «было да на вѣки быльемъ поросло! ___ » Пр имемся, впрочемъ, за отчетъ. Па улицахъ, углахъ и перекресткахъ все обстоитъ благополучно, по старому, неизмѣнному порядку. Утромъ полусон ное шатанье оо саду; впродолженіе дня положительная ходьба ао дѣламъ серьез ными; вечеромъ все размаекяровывает- ся, и начинаются обычныя столкаовенія и импровизированныя знакомства, час тенько безплодно заводимыя, съ понят ною невыгодою для ногъ вашихъ и осо бенно сапогъ, нерѣдко пріобрѣтаемыхъ цѣною потоваго труда. Погода доселѣ не упостоянилась; баро метръ то повышается, то понижается, и рѣзкостью свонхъ переходовъ возбуж даетъ извѣстнаго содержанія разговоры. 12 апрѣля шелъ дождь на половину съ снѣгомъ, послѣ двухнедѣльной ясной и теплой погоды; 20 числа и въ послѣдую щіе дни, отъ I I до 4, іюльскій жаръ. Послѣ этого немудрено, если вt стовщики весною вполнѣ отдаются dolcc far niente (сладкому нпчего-недѣланію) и болѣютъ безалаберностью. Изъ непостоянства по годы, людей и вѣстовщика въ немъ спле тается каррикатурное тріумвирагъ-не. постоянство (цѣнный матеріалъ для ка кого нибудь Гаварно), всюіу произво дящея безпорядокъ, неустанно болтаю щее подъ втору здороваго и звучнаго смѣха, слывущее душою кружковъ, хо дячимъ Фарсъ- водевилемъ, отголоскомъ мишурныхъ изобрѣтеній ума-пустоцвѣ та …….. .. .. Ничто такъ не миритъ съ жизнію, какь дѣда »ь пользу и облегченіе горь кой доли неимущихъ, сиротъ и всѣхъ юремыаъ, обойденныхъ счастіемъ и ра достями. Мы обыкли удовлетворять згой потребности, только не обществомъ, по извѣстнымъ причинамъ, а отдѣльными, небольшими кружками, попытки кого^ ,рыхъ постоянно бываютъ у насъ болѣе или менѣе успѣшны. Подобныя попытки непростительно было бы не встрѣчать гласнымъ словомъ одобренія ц глубокаго сочувствія. Къ чести и заслугѣ нашего избраннаго общества, въ Харьковѣ бла городные спектакли, лоттереи-аліегри и другія удовольствія съ благотворитель ною цѣлію повторяются довольно часто, и въ эгомъ отношеніи мы можемъ со перничать съ лучшими изъ губернскихъ городовъ. Какъ пріятною неожиданностью мы были обрадованы объявленіемъ, что на Свѣтлой недѣлѣ даны будутъ два благо родные спектакля. Позволяемъ себѣ ска зать нѣсколько общихъ и правдивыхъ словъ объ исполненіи. Выборъ пьесъ какь уже извѣстно читателямъ изъ от чета, напечатаннаго въ пашей газетѣ, былъ довольно удаченъ; игра хорошо была задумана п еще лучше выполнена. ЛІалоудачнымъ показался намъ выборъ безжизненнаго разговора «// дружба и любовь»; впрочемъ, искренно говоря, раз говоръ этотъ веденъ былъ хорошо а съ зам Ьчатѳіьнымъ тактомъ, обнэрушив іііиѵіь въ исполнителяхъ образованный умъ и близкое знакомство съ микроско пическими тонкостями великосвѣтской жизни. Присяжному лицедѣю, не посая щепному въ тайпы большаго свѣта, ед вали удалась бы эта сцена. Талантъ дилеттанта г. Г — нева, одного изъ посто янныхъ участниковъ въ благородныхъ спектакляхъ, гибокъ, разнообразенъ и богатъ задатками природнаго комизма, Г. Г — неву особенно удаются роли, проникнутыя спокойнымъ и серьезнымъ комизмомъ, въ которыхъ нѣтъ мѣста увлеченію. Одна изъ тавихъ ролей, имен но ФарФоровскаго въ водевилѣ « Мотя » , отдѣлана была имъ безукоризненно-хо рошо. Роль Носадулина въ Комедіи безъ названія, вѣрно понятая г. Г —невымъ, не отличалась ровностію исполненія; за то сцена Франта съ Тиоицвамъ была очень хороша; трусость, малодушіе и другія внѣшнія проявленія мелкой и пустой натуры побывавшаго за моремъ господина переданы были артистически вѣрно. Г. Г ~невъ надѣленъ способ ностью проникновенія въ мозгъ и кровь представляемой личности. Многими жи во чувствовалось отсутствіе особы Г -п г ь , принимавшей участіе вь благородныхъ спектакляхъ зимняго сезона. Особа эта, подарившая публику пріятнымъ воспо минаніемъ, отлично выполнила роль Татьяны въ Москалѣ чаравпикѣ. Современный человѣкъ мало сочув ствуетъ драдѣ эффектной и потрясаю щей Стройте намъ, говоритъ онъ, раз лагающія психологическія драмы, взятыя изъ будничной вседневной жизни; освѣ- щайзе ихъ горькимъ смѣхомь; короче — заставьте насъ въ одно и гоже время смѢяіься и пjd кать, вести разладь сь жизнію и заключать съ нею мировую,— я мы отъ души васъ поблагодаримъ. Не смотря на эго, драмы мрачныя и без просвѣтныя пользуются у пасъ заслу женнымъ правомъ гражданства; репер туаръ ихъ довольно сложенъ, а исполни телей-двѣ-три личности, отмѣченныя истиннымъ дарованіемъ. На харьковской сценѣ теперь Фигурируетъ первоклассный трагикъ русской сцены, Н. X . Рыба ковъ. Хотя г. Рыбаковъ служитъ сценѣ слишкомъ 26 лѣтъ, но старая школа не коснулась его самобытнаго талаита; не- старѣющія условія искусства, ясно со ,знаваемыя нашимъ артистомъ, выпол няются имъ согласно съ богатыми сред ствами, которыми одарила его природа. Не гуляетъ у него внѣшняя представи тельность на счетъ чувства и мысли; гдѣ нуженъ плачъ, онъ плачетъ просто, еле зы текутъ у него изъ души и шевелятъ душу зрителя; громкій голосъ его усту паетъ мѣсто тихой рѣчи, когда нужно выразить сѣтоваиіе по утратѣ чего, или глубокую думу, и дѣйствуетъ обратно, вызванный сильнымъ побу жденіемъ. Дик ція у нашего артиста плавная и выра ботанная, пластика—красоты античной. При простомъ исполненіи г. Рыбакова, много выигриваютъ на сценѣ богатыя Эффектами драмы Кукольника. А какъ облагородилъ нашъ трагикъ роль Кина! Ему обязана успѣхомъ на нашей сценѣ драма эта, бездушная по содержанію н мысли, бѣдная драматизмомъ и съ об разами безъ лицъ, если исключить 2 е дѣйствіе, гдѣ въ слабыхъ чертахъ обри сована свѣтлая сторона характера знаме питаго англійскаго трагика. Г. Рыбаковъ изрѣдка исполняетъ и комическія роли. Передъ отъѣздомъ въ Ромны, онъ хоро т о сыгралъ роль Алупкина въ Завтракѣ у предводителя Тургенева. Это большая заслуга, потому что сосредоточенность- главное условіе драматическаго актера; отрѣшеніе отъ этой сосредоточенности и переходъ отъ нея въ противополож ную крайность представляютъ много трудно-одолимыхъ препятствій.— Послѣ Пасхи, мы съ удовольствіемъ встрѣтили на афишѣ Фамилію г ши Рыба ковой, давно уже оставившей харьков скую сцен); она занимаетъ первое ам плуа въ драмахъ, малороссійскихъ пье сахъ, и молодыхъ дамъ и вдовъ въ воде виляхъ. Г-жа Рыбакова таровата на вы чуры въ де кіи и и эффекты; невыгода послѣдняго недостатка огромная: терпитъ глазъ и чувство зрителя вообще и слабо нервнаго въ особенности, а артистка ко ротаетъ свой вѣкъ ни за что, ни про-что. Видно, что прекрасныя чувства сложены въ тайникахъ души г жи Рыбаковой, по тому что нѣжность горнчо-любящей ма тери и глубокая привязанность жены передаются ею , хотя и не вполнѣ естест венно, но въ какихъ то вдохновенныхъ и восторженныхъ порывахъ; пусть полнота чувства и страсти обнаруживаются свобо дно, непринужденно, какъ избытокъ ду ховнаго капитала, которому нѣтъ мѣста внутри. Эффектною игрою можно произво дить Фуроръ только на безусловныхъ пане гиристовъ и то лишь при полной состоя тельности Физическихъ средствъ и ори из вѣстныхъ свойствахъ огрэнизаціи — раше- лсвскомъ складѣ лица, искрометныхъ гла захъ и потрясающемъ голосѣ. Гибельнымъ вліяніемъ Эффекта затемняются л учш іе психическіе оттѣняй, которые п а Рыба кова удачно придаетъ извѣстнымъ положе ніямъ. Благодаря сказанному недостатку, роль Моло.іковой, въ драмѣ Кукольника Ермилъ Ивановичъ Костровъ , вышла у нашей артистки натянутою, хотя и обду манною. Нѣкоторые въ оправданіе при- водили то, что она передавала типъ Ека терининскихъ времемъ, когда въ нашемъ высшемъ обществѣ владычествовала ис кусственность въ обращеніи и во всемъ, за что ни возьмись. Такъ; но вѣдь мы вправѣ, кажется, требовать естественной передачи этой искусственности. Рыба кова хотѣла перенести насъ въ тотъ вѣкъ, извольте видѣть, продолжаютъ нѣкоторые. Желаніе благородное, но, ,сожалѣйuo, неосуществленное: мы, помнится, никуда не переносились, а пре спокойно сидѣли въ креслахъ в видѣли передъ собою оркестръ да театральныя подмостки. Роль Татьяны въ Москалѣ чаривпикѣ г жа Рыбакова возвела въ тмиъ ху дожничеСЕИ-отдѣлаиный; въ ро ляхъ молодыхъ дамъ артистка наша очень хороша; пѣніе ея большинству нра вился и вызываетъ громкія рукоплесканія. Способность постиженія отказывается намъ служить всякій разъ, когда глазу нашему приходится судорожно слѣдить за работою человѣческихъ ногъ, выкпды вающихъ отчаянные антргна, воздушные скачка и такія штука, ала которыхъ п слова не приберешь* Пляска съ множе ствомъ антрша в пируэтовъ скоро при глядынается. Вообще, танецъ, отдѣльно взятый, есть нисшая степень танцоваль- «аго искусства. Другое дѣло балетъ, котораго ілавноѳ достоинство состоитъ не въ по дыманіи ногъ выше го швы и неумѣренныхъ изгибахъ корпуса, а въ граціозномъ положеніи его, рукъ и выраженіи лица, потому что лицо тан цовщика, передающее всѣ оттѣнки страс ти, замѣняетъ елоиа актера. Съ мими ческой стороны, трудъ добросовѣстнаго балстчива далеко тяжело труда актера въ этомъ отношеніи. Попытайтесь-ка безъ словъ, яра слабомъ вооруженіи такими средствами, какъ глазъ, нѣмой говоръ ‘Физіономіи и различныя тѣлодвиженіи,- дать балету характеръ эігохи, ы .юритъ мѣстности и, главное, простой, осяза тельный смыслъ. Мы надѣемся, что не давно появившіеся на надпей сценѣ тан цовшикц Варшавскаго ба ета, гг. Ада Ы’івскі**, Марѵшевскій о Иманипван ной МуП. къ иеѵу кіонится ы іше прелиос ланіе, в постановкою коръ-де-бале, tfe пугаясь слишкомъ недостатка обстановки, на которую мы готовы смотрѣть сквозь пальцы, пошлютъ нашему глазу отдыхъ, мысли-работу, чувству-возбужденіѳ. Въ заключеніе, вмѣсто ловкаго миру* эта и отчаяннаго прыжка, предлагаемъ читатеію изв іеченное нами изъ запаса памяти одного нашего знакомаго-искус ство продлить жизнь, основанное, замѣть* те, на простой ариѳметической выкладкѣ. Разыипа между вставаніемъ въ 5 и 8 ча совъ составляетъ въ десять лѣтъ: 3 года, 129 дней и 10 часовъ; такъ что вставать въ 5 часовъ въ теченіе тридцати лѣтъ все равно, что прожить лишнія десять лѣтъ. Право, иѳ худо было бы многимъ и многомъ изъ насъ приложить, хоть отча сти, къ дѣ >у это немудреное искусство, но …….. Петри Митровичъ. Харьковъ, 2 Мая, 1858 т . г д з з ш д * & 83 і ф ® я э , Спѣшимъ увѣдомить наШихъ читателей, что ГЛАЗНАЯ П РИ М О Ч К А Д О КТО РА Н. В. БѴЯЛ ЬСКАІЧ), о которой помѣ* щена была статейка въ |6 Губерн скихъ вѣдомостей, въ Значительномъ ко личествѣ приготовлена аптекою г. Фосса, что возлѣ Ѵаръкітеклго моста, въ домѣ г-жи Янковской, противъ I й Харьковской іичназіи, и продастся по весьма ѵмѣреи* ной пѣнѣ. м,— Харьковъ, 12 Мая, ,и н о гд а человѣкъ, разставаясь съ лѣни выми мечтами и ребяческимъ увлечені емъ*, принимается за дѣло,—то все его вниманіе должно быть устремлено на то, чтобы трудиться и соображать не только свободно, но и съ чувствомъ уваженія и лобвв въ предмету избранной дѣятель иосГи. Излишняя торопливость и чрез мѣрное желаніе быть оригинальнымъ, иди подражательнымъ въ сужденіяхъ — Мѣшаютъ свободѣ умственнаго труда; меркаіітидьность побужденій — нерѣдко заставляетъ дюдей хвататься за разсуж- денія “Этакихъ предметахъ, которые ими никогда не быдв изучены добросовѣстно и -Глубоко. — Многіе непремѣнно хотятъ говорить обо всемъ ” знаменательно и проводятъ жизнь въ пустословіи, не доставляя суще ственной пользы себѣ и принося вредъ другимъ, потому что невольно сбиваютъ съ толку легковѣрныхъ, передавая имъ частичку своего умственнаго хаоса. По ежели любезный разскащикъ почитается іріятныиъ человѣкомъ въ обществѣ, то легко можно себѣ представить,^ сколько будетъ смѣшонъ этотъ же самый чело вѣкъ на профессорской каѳедрѣ. — Было время, когда въ литературѣ ис кали красотъ вымысла; настало другое — въ.ней желаютъ найти истину. -П реж де писатель долженствовалъ быть правдопо добенъ въ своихъ сочиненіяхъ; теперь онъ долженъ быть правдивъ въ сврвхъ «статьяхъ»; литературная .отдѣлка—эго «статья, другая», и за пей не всегда г,о* нится читатель. л, ц «•, (3. P.J. Выходная посуда для молочныхъ скд новъ —Иассаусское общество сельскаго Хозяйства предлагаетъ сохранять молоко, вмѣсто употреблявшихся до спхъ-поръ ВЫ СО К И ХЪ ГЛ И Н Я Н Ы Х Ъ сосудовъ, ВЪ плос кихъ желѣзныхъ, но хорошо вылужеи* ныхъ чашкахъ. — Произведенные обще ствомъ опыты показали, что изъ G мѣръ молока, собраннаго въ высокихъ сису- дахъ, получалось 2 і’/ 3 лота масла, а то же количество того самаго молока, сбе регавшагося въ плоскихъ широкихъ мис кахъ, даваю 25’/2 лота масла.—Слѣдо вательно, въ плосвихъ чашкахъ, на каж дую мѣру молока, получалось масла ‘/, лотами болѣе, и этотъ излишекъ можетъ окупить очень скоро большую издержку на посуду. Средство исцѣлятъ поврежденія де ревъ. —Для исцѣленія различныхъ повре жденій деревъ вообще и плодовыхъ въ особѳнносги не должно пропускать ран ней весны. Для замазыванія всякихъ ранъ, нанесенныхъ деревьямъ, совѣтуютъ упо треблять зам азку, приготовленную ИЗЪ смѣси дегтя съ мелкоистолоченпымъ уг лемъ. Когда замазка наложена на рану, то сверху посыпается глинянымъ порою- комъ, что препятствуетъ стекаіь дегтю. (Л. дл в?.). БИБЛІОГРАФИЧЕСКІЯ ІІЗВОТІЯ. Нѣсколько словъ о «Театральномъ ы Музыкальномъ . V ВѢСТНИЬ’Ьі. Многія періодическія изданія болѣе или менѣе отличаются извѣстными, разъ на • acfiida принятыми формой, и объемомъ, и , рѣдко расширяютъ кругъ послѣдняго. Театральный и Музыкальный Вѣстникъ представляетъ намъ собою болѣе отрад■ ,Ны/і явленія. Благодаря дѣятельности Редакціи, онъ съ каждымъ гадомъ замѣт но улучшается. Въ 1866 г. въ Театраль номъ и Музыкальномъ Вѣстникѣ, въ на чалѣ ем существованіи, помѣщались: от четы о дѣятельности театровъ, какъ столичныхъ, такъ и провинціальныхъ, критическія замѣтки о замѣчательныхъ Сочиненіяхъ какъ театральныхъ, такъ и музыкальныхъ, очеркъ драматическаго искусства на западѣ, матеріалы вообще для исторіи нашихъ театровъ, статьи о музыкѣ-Антона Коптскаго, біографіи и характеристики театральныхъ и музыкаль ныхъ знаменитостей, легкіе разсказы и повѣсти и многія мелкія изиѣстія; при этомъ было еженедѣльно приложеніе му зыііалышхъ піесъ . — Въ 1867 і ., въ Іеа – тралыюмъ и Музыкальномъ Вѣстникѣ стали помѣщаться , кромѣ вышеозначен ныхъ статеіі, театральныя піесьі и, ска жемъ кстати, всѣ они, отличались вкусомъ и удобствомъ представлять ихъ даже на домашнихъ театрахъ. Но объемъ журна ла нс позволялъ помѣщать въ одинъ разъ тесъ большихъ, капитальныхъ, и потому 7ію піесьи. -«Денежный вопросъ », « Париж скіе нищіе» и проц, должны, были печа * татъся въ нѣсколькихъ нумерахъ по час піямъ.. Это гпо неудобство и навело Ре дикцію иа прекрасную мысль: печатать въ нынѣшнемъ іоду театральныя піесы отдѣльными книжками, которыя полу чаются подписчиками въ видѣ приложенія ежемѣсячно, такъ что выписывающій э тотъ, журналъ, можетъ составить себѣ репертуаръ театральныхъ піесъ, состоя щііі изъ 12 книжекъ въ годъ. Изрѣдка помѣщаемые въ Губернскихъ вѣдомостяхъ незначительные отчеты о театрахъ и вообще о томъ, что проис ходитъ въ театральномъ мірѣ далеко не удовлетворяютъ потребности и духу нас тоящаго времени; почему такой органъ гласности, какъ Театральный и Музы кальный Вѣстникъ, посвятившій себя ис ключительно театру и музыкѣ, чрез вычайно полезенъ и даже необходимъ для каэюдаго образованнаго человѣка. Мц да же думаемъ, что провинціальные театры и актеры обязаны бы имѣть у себя этотъ журналъ, потому что онъ, ознакомляя ихъ съ духомъ игры столичныхъ артис товъ, можетъ вмѣстѣ съ тѣмъ служить имъ лучшимъ учебникомъ на сценическомъ поприщѣ. При всѣхъ возможныхъ достоинствахъ этого журнала подписная цѣпа его чрез вычайно умѣренна: полное годовое изданіе со всѣми приложеніями съ пересылкою во всѣ города 11 р 60 к. сер ; безъ музы кальныхъ приложеній, со включеніемъ театральныхъ піесъ —7 р. 60 к. сер Участіе г. Стелловскаго , извіьстиаш своимъ музыкальнымъ магазиномъ, въ из даніи музыкальныхъ приложеній , не ліа.ю способствуетъ улучшенію этою журнала. Музыкальныя приложенія въ этомъ ю<)у отличаются, кромр> разнообразія и вкуса, въ. выборѣ піесъ , изяществомъ изданія. 70 піесъ музыки классической, салоп ной, для пѣнія, для танцевъ, для начи нающихъ и въ 4 руки, портреты замѣ чательныхъ артистовъ и 12 книжекъ приложенія—заключающихъ въ. себѣ соб раніе театральныхъ піесъ, удобныхъ для постановки , какъ на провинціальныхъ театрахъ, такъ и на домашнихъ спектак лямъ, музыка, которая отъ времени до, времени, будетъ прилагаема къ куплатамъ, помѣщаемымъ въ собраніи піесъ, наконецъ самъ журналъ если брать все это си ,вниманіе, то каждый, выписывающій, Теа тральный и Музыкальный Вѣстникъ, бу детъ непремѣнно въ вышрьіиіѣ, потому юно одни музыкальныя приложенія и тесы Окупаютъ съ избыткомъ издержки на выписку эт по журнала. Со»,рудники, участвующіе въ Театраль номъ и Музыкальномъ Вѣстникѣ, ли тераторы и музыканты, имена кото рыхъ извѣстны образованному міру. Кромѣ Редактора, і- Раппопорта, въ атомъ журналѣ принимаютъ участіе: из тошный литераторъ и музыкантъ г. Сѣ ровъ, извѣстный піанистъ Антонъ Конт скій; литераторы а . Шпилевскій , Сто юнинъ и м. д. ‘уПрилагаемъ къ пашей замѣткѣ содер – жапіе первыхъ 40 нумеровъ Театральнаго н ‘Музыкальнаго Вѣстника за 4S88 г. •Отчеты и критическія статьи о спек такляхѵ, даваемыхъ на Большомъ, Алек сапдринскомгъ и Михайловскомъ Театрахъ и въ Театрѣ-Циркѣ (А. Сѣрова, II. Шпи левскаю, М . Раппопорта и А. П.) —Замѣчательные композиторы – форте- піанисты и вліяніе ихъ на усовершенствова ніе фортепіанной игры (статьи Антона Коптскаго). — Театральныя м музыкаль ныя вѣсти изъ ‘разныхъ городовъ Рос сіи —Письма гізъ Парижа ( К. llemanaj — Иностранный вѣстникъ. — Замѣнитель ныя тьвицы — Русскій художникъ и фран цузская критика (А Сѣрова) — Р ангелъ (біографическій очеркъ ) . — Галлерея опер ныхъ комп’іеистовъ ( А. Сѣрова) — Кор- респондента изъ Кіева (Н . Чернышева). —■■Новоизданныя музыкальныя сочиненія (Ак: Сѣрова) —Любовь Бетховена (раз стазъ) ■ — Аптонъ Ваидикъ (біографическій <очеркъ) — Концерты fA Сѣрова и М. іІ*аппаітрта) . —Лссассоръ (М . Р ) – Кри тическія замѣтки (В . Стоюнина).—Пись мо къ редактору (Ѳомы Діафоріуса) Приключеніе піаниста {расказъ).—М узы кальные анекдоты. — « Десдемона » (К . Звонцовъ)- Музыкальныя извѣстія. При 40 нумерахъ приложены слѣдую• щія музыкальныя піесы: 4. Альбомъ Верди (отрывки изъ Іоанны ди Гусманъ, Травілпы, Риголетто и Тро- ваторе);2 Гепзельта- Valse m61ancolique; 3. Фауста—Studenten роГка mazurka; 4. Верди — Романсъ изъ оперы Луиза Мил леръ; о Гурилева—«Осени*» день», ро мансъ новый; 6 Антона Коптскаго— Ф ан тазія на мотивы оперы «Simon Воссапе* gra»; 7. ШульгоФа—«Chants d’ Amkie» La promesse; 8. Лядова K .— «Мекки», кад риль; 9. Врангеля— «Jdee fixe»; 40. Глин ки JV1. И . — Варіаціи на русскую пѣсню « Среди долины ровны з»; I I – ВаілернітеЯ- na~«Eug(;nie», польки; 12 Ш у іы о *а . «Toast»,- 13. Гепзельта— Этюдъ; 44 Кра уна « Herbstblumen», вальсъ,- 43 Лядова — «f,es Landers», кадриль изъ русскихъ пѣсень; 46 Піульца — Полька мазурка; 17. Дю вернуа- Фантазія на тему Беллини; 18. I юнт’чп Серенада Шуберта. При 4 и 8 нумерахъ вышли 1 и 2 книжки Со >р іиія театральныхъ піесъ или Репертуара і усской сііены. Содержаніе. Спольскій путь, орц>и ■ нальпап драма въ 4 картинахъ, автора « Карьеры» —Приглашеніе па вальсъ коме дія въ \ о (А Дюма сына). — Выгодная партія, орипін вод въ I О. (А . И ) — Находчивость, комедія водевиль въ і О. ( Чихи о ) — Вдпгуиіка Сусанна (Veuve au camelia;. сцены изъ парижской жизни ,и . Въ литографіи Редакціи Россійской В о енной Хроники, по В ысочайшему повелѣ- нію, печатаются хромолитографическимъ способомъ {въ краскахъ) рисунки обмун дированію и вооруженію россійскикъ войскъ въ настоящее царствованіе , начиная съ іб Мая iSSS іода. Изъ означенныхъ хромолитографиро- ванныхъ рисунковъ поступили въ продажу первыя двѣ тетради, заключающія, каж дая, 6 рисунковъ съ описательнымъ тек стомъ . — Всѣхъ тетрадей будетъ около 48-ми. Цѣна каждой тетради, съ текстомъ, безъ пересылки: 4 руб сер’, за пересылку же прибавляется : вѣсовыхъ за У фунтъ и 50 коп. сер. за укупорку. Изданіе это можно получать въ лито графіи, состоящей въ С.-Петербургѣ, на углу Невскаго проспекта и Адмиралтей ской площади, въ домѣ наслѣдниковъ Греффа. ОТЪ РЕАКЦІИ, .Вышелъ съ печати и поступилъ въ про. даэюу Списокъ чинамъ гражданскаго уп> равденія Харьковской губерніи на 1868 і. Цѣпа за экземпляръ 76 к. с .— Желающіе адресуются съ требованіями въ Редакцію Губернскихъ вѣдомостей. ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. *) Въ имѣніи титулярнаго совѣтника Павла Петровича Щербинина, селѣ Фи липовомъ , въ о верстахъ отъ і. Харькова, отдается въ оброчное содерэісаніе два деревянныхъ дома: оба о пяти комна тахъ, съ мебелью и полисадникомъ, съ отдѣльною кухнею, очагомъ и конюш нею;—о цѣпѣ можно узнать въ Филипово- бабаевской экономической конторѣ села Бабаевъ. — 1. 2) Воовь-открмтыіі магазинъ Лкобсона «AU BON МАІТСНЁ» на Николаевской площади, въ домѣ Бовалева, рядомъ съ магазиномъ Г . Чонгради, въ Харысовѣ, снабженъ всегда полнымъ выборомъ новѣйшихъ заграничныхъ шелковыхъ, шерстя ныхъ, полотняныхъ и бумажныхъ товаровъ, которые продаются по необыкновенно сходнымъ цѣнамъ. Заказы и. иногороднихъ исполняют ся со всею аккуратностью и въ ско ромъ времени .— 1. В. Якобсонъ. 3) AVrS АСХ PARENTS. Monsieur Cathrein maitre de langues de- meurant maison Jankovski, vis a vis du l-ergym nase, prendra encore quelques jeunes gardens chez lui, aussi pendant les vacances pour les preparer; les’ sur* veiller sans cesse; beur enseigner des prin> cipes mauraux et les instruire dans le Iran- ^ais, l’allemand et le latin; de meme dans les autres objets necesaires, sera son but constant. — 1. А) Г . Беноа, учитель музыки и препода ватель опой въ му ясскихъ и ж енскихъ харьковскихъ пансіонахъ, желаетъ про ,вести вакаціонное время на дачѣ или въ деревнѣ и употребитъ ею на преподава нье уроковъ пѣнія и музыки па фортепіа но, флейтѣ, скрипкѣ и віолончели, а так- же — па практику въ языкахъ нѣмец комъ и французскомъ. При немъ будетъ находиться воспитанница ею, папсіопер ка 2 іо класса старшаю отдѣленія, дав но извѣстная своею трою па фортепіа но. Посла, каникулъ г Беноа. какъ и въ прежніе годы, будетъ принимать къ се бѣ на квартиру гимназистовъ съ усло віемъ заниматься съ ними музыкой на любомъ инструментѣ и новѣйшими лзы коми Желающіе адресуются: къ Кон стантину Ивановичу Беноа, въ собствен номъ домѣ, на Благовѣгценской улицѣ, близъ Стараго института. Здѣсь же на все лѣто отдается въ наемъ о гиести комнагпахъ домъ съ садомъ и со всѣми службами.— 3 . S J Продается за весьма выгодную цтьпу новый, деревянный па каменномъ фунда ментѣ, о семи комнатахъ, крытый ж е лѣзомъ домъ , съ надворнымгі постройка ми, на Петинской улицѣ, въ 4 й части г Харькова подъ J\? 629.—о. О т ъ ѣ з ж а ю т ъ за г р а н и ц у : 4J Дѣйствительный студентъ Андреи Брукъ,—въ Германію, Францію и Белъ гію. — 4. – 2) Помѣщица Клара Ивановна ІИ азу pen- ко, съ нею дочь ея Александра, а так же дочь коллелсскаю совѣтника Юлія Ефимовна Бубликова, дочь коллежскаго совѣтника Глафира Кубарева и крестьян ка Ефросинья Давыдова,—въ Германію и Францію.—2. 5) Саксонскійподданный Карлъ Гот либъ Сытте,—въ Константинополь —2. 4) Датская подданная Емилія Грамъ,— въ Данію.—2. S J Австрійская подданная Аделаида Манцони,—во Францію. —2. 6) Неаполитанская подданная Эвелина Скотти,—въ Пруссію и Францію —2. 7) Ф ранцузаая подданная Виктора• па Кокерелъ-во Францію.- 3 . 8J Биртемберіская подданная Нелина Геѵнрихъ,—въ Германію, Бельгію и Фран цію — 5. 9) Ректоръ Харьковскою Университета, дѣйствит. статскій совѣтникъ Карлъ Карловичъ Фойгтъ, —въ Германію и Фраи цію. — З. 10) Отставной ротмистръ Алексѣи Ан дреевичъ Савичъ и штабъ лекарь надвор ный совѣтникъ Михаилъ t асильевичъ Бѣлицкій, — es Германію, Францію и Италію,—3 . 11) Дворянинъ Ахтырскаю уѣзда Иванъ Христіаповичъ Шлинкъ, — въ Германію, Италію, Францію и Англію. —3 . О І І Р І Ш В І Ш 1 і вышнихъ Отъ 8 по 15 Мая п р в б ь ш і : Изъ л . Богодухова, подп. Яновъ; і. Змгева, по лк. Замятинъ; С.-Петербурга, полк. Коростовцовъ; г. Чугуева, коллеж. ассес. Буховецкгй; г. Новаго -Оскола, маіоръ Сомовъ.. ■ В Ы Ѣ Х А Л И : Въ дер. Постояновку, полк. Зегеловъ; г. Чуіуевь, іепер.-магоры: КоЗляпиііовъ, Ж и харевъ и генер. отъ кавалеріи Баронъ Оффенберіъ; г. Ново – Екатеринославъ, генер – лейт Баронъ Каульбарсъ. ііеч. иозвоА. 17 Мая 1858 г. Н . Лавровскій. Редакторъ Щитовъ.