ХАРЬКОВСКІЯ No С 7 Б Б О Т А, 1 9 . М А Я 14 ДЛЯ, I « 4 9 ГОДА. ЧАСТЬ НЕОФФИЦІАЛЬНАЯ. I ОПЩЕПОЛЕЗИЫЯ СВѢДѢНІЯ. О ВОСПИТАНІИ /| ЪТЕІІ. ( О кончаніи . ) младенческомъ возраетг. шіечаг.ііпіія бы аиютъ самыя глубокія. о.і і.довзтс.іьно, оші имь Ютъ вліяніе на нги) жизнь Ззиыые, *ио ді;іаеі ь д іг.і. ког■ »(»<»е еще нс рМВОрпТІ.І’ Оно \ 411 ГС Я Пріф і Д і ‘ М) СПоСМ) я іы кт, н.і и г>і|»”«ь і к ню бу де г і. г прпііь горазг лучіп • нежели ученые на чу і.дмхъ языкахъ. которымъ учигзсь – ни съ труд.иь и уже въ •«♦вершенномъ возрасти Дитя. нм.р.чя памяти сдова, я.імг.члетъ самый МЫі’.и ихъ и т«»тъ предметъ, который онн •аначаюгъ; для этого ии>гда оно смотритъ на •сгествеМ іо {ііцжеіпе тѣлъ, которыя Показы Ваюгь пмь то, о чемъ говорится; иногда же Поражлсгея частымъ повтореніемъ слова для ••іычеиіл одного и тоГо-же предмета. Мо ігь у дѣтей даетъ имъ удивительную спв- еооп іеть къ принятію разнообразныхъ иаечаъ* «гній, кь различію ихъ и къ соединенію киж* гп> еъ его предметомъ. З.імѣтимъ еще. что дитя любитъ тог«, ктв его ласкаетъ, и не терпитъ принужденія; нв яер таки должно какъ можно рѣже исполнятъ г >тъ часъ сго желанія; развк только по проше ствіи немногаго времени. или занявъ его внниа- ііе другимъ предметомъ. Этимъ средствомъ ны научите ребеика быть ограниченнымъ въ желаніяхъ, и чрезъ атм избавите его отъ ха» .«актера ныть настойчивымъ; разумѣется, онъ идетъ плакать, не получимъ желаемаго, но не іезижоіітесь: ваше средство отучитъ его да* же отъ гдезъ. Старайтесь ребенка удадять, сколько возмож* не, отъ непріятныхъ сценъ домашней жизни; но если онъ уже нечаяішо нхъ видѣлъ, то ножи» видомъ в голосомъ живо представить <*му людей, предававшихся гнѣву, и иа-обор .тъ, сообразныыъ-же видомъ и голосомъ изобразить ему поступка благоразумные я скромные. ,- п о М< жетъ быть, мпогнмъ ага ма тесть пока жется пустою, иестоюшею вниманія, но ею, повѣрьте, не должно пренебрегать. Способъ издалека предупреждать дѣтей производитъ не примѣтно послѣдствія, много облегчающія бре мя воспитанія. Если ещ е сомнѣваются въ томѣ , какую ве дикую власть падь людьми имѣютъ эти иред разеудки дѣтства, то пусть разсудятъ, кань живо ц’ сладостно для насъ, даже въ совер шенномъ возрастѣ, воспоминаніе о томъ, чт* мы любили въ младенчествѣ нашемъ Страща ютъ дѣтей* привидѣніями и духами, чій ді.п ствуя очень-сильно на ихъ ещ е нтжнми мозгт Только ослабляетъ его. Пріучаютъ и\ъ, любить или ненавидѣть только то. что любятъ иди ье- иа: платъ суевѣрныя ихъ кормилицы или няньки Е ли бъ. вмѣсто всего этого, стара ніеь всегда представлять имъ Д«броДѣте.іЬ въ пі лів.іека- тс.іыіа.мъ а порокъ въ отвратительномъ в н ді, то это предупрежденіе п р і у ч и л о бы ихь въ послѣ.ктвіи къ исполненію всѣхъ д-.броді. толей Н (Противъ т о ю , говорятъ ИМЪ О смер ти для того Только, чт< бь ихъ устрани Тк, 1! иерееказывають о мертві ц.*хь. и звращающих ся ночью Н’ дъ ужасными видами. – это т > ьк ослабли ть душу и дѣлаетъ го боя іднв ю , .Для того, чтобы дать время укрѣпиться **р Ганамъ, не’ должно много з.пи ч ті. дн»я ‘чс кіемъ; избѣгать вее-гб. ч»о «тж гті. с і . л Н іо в < з ‘ бѵждать въ пемг* желанія; пі»і\ на .ѵ его мало по ма.іѵ обходиться безъ тѣхъ вещей, которыхт омо слишкомъ желало. Если дитя отъ природы имѣетъ доброе серд це. то можно сдѣлалъ его Послу щмм.иъ. тернѣ ливммъ, постояннымъ, веселый к и сіі«коіінммъ. Когда же этотъ первый возрастъ оставляютъ въ пренебреженіи, то дитя получаетъ безпо койный правъ на всю жизнь свою; кровь его волнуется, составляются привычки; тѣ.іо, еще нѣжное, и душа, еще неимъющія никакой нм къ чему наклонности, преклоняются ко злу; сердце его дѣлается іу чаютъ ихъ лепетать* все, что пмъ НМ вхдѵмаетця, п говорить о. т.>к,.\ь в ещ а х ъ : к о торыхъ они еще р.іЗ.іпмпть не іюіутъ. Отъ м ог они н .лу ч.погт ириЬычку, на исю нхъ жизнь стающую- и:- еу днтт. обо всемъ торопливо ш Гіи рить то. очень не ииѣіоть яснаго поятія. Забава, доставляемая намь-лепетаньемъ дѣ тей, іі із изводитъ худыя е д ѣ д т ы я Биля, что смотря гі. на іін ‘Ъ еъ большимъ у д вольст віемь, ут > іі і>нм і.чокмъ вее, иии дкы ем ое, и что о- х іи* нхъ <іу иіаіотъ. дѣти привыкаютъ іуліать, ^ « – і> в і; .поли всегда бу.іуть ьѵю заниматься. “Іат’.і к-іо;* *.му никогда не нротиворг.чатъ, ко- [ т р с’бса.іресіатиоод брян тв, с етавляетъ. ХМ« м< [ь.ч * кія себѣ идеалы. Я ви тѣлъ дѣтей, ко- гоцыя вѵяи*н раза, ког іа кто при нихъ рааго- дтривадь секретя >, Д-ма ш, что гов рятъ ирв н . іхі . Отъ воображали чго все въ нихъ бы ло чрезвычайно и необыки* нсдрю. Никогда ые до.і.кио іі т; зыкать дѣтямъ, что много объ ииѵЪ думемь и удивляемся ихъ разуму. На воир**еы дѣ тей долж но отвѣчать пмь кратко, но ясно и точ н о, присовокупляя иноГ- іа небольш ія сравненія, чтобы они л уч ш е по нимали. Ее іи они сѵ дя гъ о ч ем ъ -н и будь, не зная того хороню , то иадобы > остановит ь нхъ каким ъ-нибудь новымъ вопросомъ, и е приводя ихъ въ ст ы дъ .’ Хвалите и хъ д а ж е за т о . еолй они ииогда въ чемъ сом н ѣ в аю тся, и и сп р аш и ваю тъ о том ъ , чего не жиаіогъ. Этимъ сяо>**- бомъ познакомите ахъ съ.мстмимло ,костью и учтивостію, н не будутъ ші::ть оип дурной нривычьн еиормтьч Когда а а ы ь то ге, чго д ѣ ти начинаю тъ д ѣ й ствовать умомъ, / т о п р е д о с т е р е і н ге и \ ъ о тъ н адм ен ности. Замѣтьте* имъ. что до-врем енем ъ у в и д я тъ оііи сами, , какъ иедоста.точно ихъ на с т о я щ е е с у ж д е н іе , а что они б у д у т ъ р а з с у ж дать хор і.и і» только тогда. когда получатъ опы т ыоеть, Д остигнувъ зр ѣ л ы х ъ лѣтъ. П риродное л ю б о п ы тств о дѣ тей пом ож етъ вамъ во> полью виться случаем ъ о б ъ я сн и т ь имъ то, о чемъ они ж е л а ю т ъ зн ать Давайте имъ игруш ки полезны я и заним ательны я, сообр азн ы я съ и хъ возра стом ъ « понятіям и Н е т о р о п и іе с ь занимать д ѣ т е й ученьемъ. Ча с т о ‘ сл уч ал ось видѣть, что п о с п ы л я о с т ь эта пр и тупл яла память и останавливала развитіе пхѣ у м ств ен н ы хъ спос< б іь е т е й . Н ельзя о п р е дѣ л ить точн аго времени для начала учен ья, по т о м у -ч т о э ю з а в и с т ь отъ понятія \.ча и на’- ту р ы Н преніе ы’і, никакъ не ранѣе 6 тн л ѣ п . и то немного. II л езц ѣ е зи ш м .іть пхъ разо.мат – риваьіем ъ новы хъ заним ательны хъ предметовъ ириродьі и ііе к у с с ів .і, р а зы щ е т с я . доету пиы’хг в х ъ пон ятіям ъ , тѣ ееными ды іж е- Іями, м- ха ■ичёскпми у п р а ж н ен ія м и , присное. блочными ДЛЯ ЭТОГО И Грушки МП ІІргиМуШСеіЕСІШп Доли: ио ст а р а т ь ся объ о сн о в а ! елі іюмъ и е п > я в л ен а сер дц а ; х<ггя одн о ди тя не такъ исіі<>|>чено. какъ Д р у г о е — ч іо П роисходитъ <<тъ лучиы го или худш аго Воспитанія и примѣ; а ,— но іс ѣ оин нося і ъ въ с е б ѣ сѣмя порі.ка А потому, в ее, что п р оти в одѣ йствуетъ а п й нъш, или ІІретіЛТСТВ «ТЪ КЪ д СТЦЖіШЮ е я , ДО.ІЖНо бьгіь изгнано изъ воспитанія (дола принадлеж а і ъ в е только уи\щ< иія заб.іаі в е ж и н а г о настав л еп ія въ хр истіанск ом ъ зак-.нѣ, но и т ѣ заба пы котор, я вредны для ума и нравственности. У в аж ай те въ д ѣ т я х ъ природу го р а зд о -б о .іѣ е, н еж ел и искусств о: и ск у сств о п р и н а дл еж и т ъ къ зрѣлы мъ литам ъ. П о сту п а й т е ёъ дѣтьми по д ѣ т с к и , чтобы онв тѣм ъ дол ѣ е пребы ли не о-моичонпыи*. Иные родители быішогъ с ігшікомъ строги ѣъ своымъ дѣтямъ ; ьлысьИяато гь ли ‘бездѣлицу, и есто іо щ у ю никакого вниманія, п наказываютъ, уж асн о, у п о т р еб л я я дл я эт о г о ор у дія наказа нія совсѣмъ ц; чел овѣ ческія, и п .,и этомъ ещ* бранны я, ненрп.ш чиы я слова: не л учш е л і бы ло бы . когда бы могли о б х о ди ть ся да ж е б езъ р о зо гъ и ру іател ь ств ъ ? П овѣрьте, добл аго р е бенка довольно у с – в ѣ с т и т ь ,’ и развѣ только въ крайности ііострапіать. С тарай тесь сколько в о з можно удер ж и в а ть е в й хар а к тер ъ . – , Ч асто бываетъ, что р одители очень пристра стны къ своимъ дѣ тям ъ; и хъ сильная, слѣ пая любовь- не позволяетъ имъ видѣ ь н ед о ст а тк и ) О „ и пороки ді.т сн ; они оыв ю т ь с іішГк >иъ с н и сходи тель н ы КЪ ИХЪ Шіі.СТаМЪ, ЧреЭЬ что іѣ л а ю тъ величайш ій в р едъ дѣ тя ъ Дурныя привычки у к о р ен я ю тся ВЪ ДѢТЯХЪ II о ст а ю т с я на всю ж и зн ь . П. Тере’іенев%. (В. с . г . ю . И.. ЧА ТИЫЯ ІШТДЦШРЯ. • _ г 11 іП.’Ег* \ 1 ОіЧ’.ііШ Х.І ь. нея.г: Упчіереитеть 1 ооьяь.іЯі-гъ. чт . <:ь рі зо ЬШ оіія г. Попечителя Ха.-ы.овск.ііч» У чеб іаго О . >\ г», ц ыіа и м а ш о м у стикъ Уиньед сіич т-.мъ с<>ч и іш о II >р<*>. -ссора В нц -ттй « Ѵгтаіі ‘5 всЬ Іас еіічіеде сііігит^іеае.» вмѣсто п р еж н ей п • 2 руб сс р , наяначепа и« 1 ^уб. сер. за акзем Для оъ. ПР -..•ато гея два каменны е д -мл со ксѣчп пра- іьчдл ж аиш ми къ іііімъ еллж бім лі и садом ъ, бъ условіяхъ,- узн ать въ 3-й части ВЪ ДО»* одь 36 ыъ. у х о зя е в ъ .— і . _ „ ‘ ■ у – ‘ – А 8 Й Съ разрѣ ш енія П равительствую щ аго С е я а ж п р одается, по вольными иыіаиг, дворовое мѣстт пр и надл еж ащ ее ма ю.і Бгнымъ нас тѣ дчикаіъ Харьковскихъ мѣщанъ: Семена в жены е#* Марьи В л д еи к о в ы х ъ , со с т о я щ е е во 2 -к ъ к в ф * ,1^2 тм ѣ 1 А ч«ст« у. Харькова, въ улицѣ Подоль- схсй, въ Троицкомъ приходѣ. О цѣнѣ можно утнать отъ опекуновъ: Харьковскаго купца Ни кв«ора Потапова н мѣщанина Михаила Заха рова, живущихъ въ /-А части, въ Воскреееи- «комъ приходѣ, въ собственныхъ Димахъ. —2. Продаются: донъ съ дворовымъ мѣстомъ въ Харьковѣ, дача лѣсная въ Г» верстахъ отъ Харь кова. съ трактирнымъ заведеніемъ, и хуторъ «ъ шинкомъ и крестьянами, въ 26 верстахъ отъ Харькова, ім выгодной цѣнѣ; объ этомъ мож но узнаіь вь Харьковскимъ К.іан чейсгвѣ отъ Титулярнаго Совѣтника Атииаиичепкова.— 2. Продается строевой дубовый лѣсъ Ахтыр- «каго у ілда въ деревнѣ Доброславовкѣ, въ ну- «гыні. В.ірзоищііоѣ. въ 6 в е р п а х ъ отъ г Ах- ѵырки и недалеко отъ Ахтырскаго монастыря, бывшій іюм і.іімка Петра Войновича и доставшій ИМ аа Долгъ ѴІаіору Всдрагѣ, — 1 съ пол. Деея Я <іь, а съ сѣнокосными полянами—8 десятинъ Т.Ѵѵ квадр. саж. О цыіт. ыожио узнать вь г Кърьк.иь отъ купчихи Михайловой, живущей а * Д ом ѣ Се драги. — 2 . По случаю отъѣзда изъ г. Харькова прода ются ііоѣзженнме экипажи и разныя вещи за «Модіто аѣиу; все продаваемое можно видѣть ■ и цѣнѣ угнать во всякое время въ домѣ пнострэчки Си трестъ, ва Нѣмецкой улицѣ, мод* Л* 2П .—3. С% 6 ео но і 2-г лая прибыли в* иродъ: И зъ е. К онстянтовкіц Генералъ-Ѵ Іаіоръ И у м – новъ; г. Екатеринослава, Подполковникъ К а ронъ Дельвигъ; г. ІЗалокк, Предводитель Дво рянства Кирьяновъ; г. Куиннска, ІІадворныіі Со вѣтника» Ивановъ; г. ІІ иома, Коллежскій Лссо- ю рь Кдратасовъ; г. Волчанска, ѴІаіоръ Павлов скій; г. Чугуеиа, 1 Іодікі.іковніікъ Слвіиідонъ* IV Петербурга, Статскій Совѣтникъ ЖерсГповъ; г. Одессы, Надворный Совѣтникъ Ал<і>сраки; г. Лхтыркн, Полковникъ Кітовнчъ; г. .ІіС едина, Полковникъ Ми анивпчь; г. Ахгыркп, Гі і ера.ГЪ* ѴІаіоръ Кобы.іенъ; г. Воронежа, Подполковникъ Котляровь; г. Волчанска, Надворный Совѣтникъ Колхоиитиноик; г. ІЗмісиа, .ѴІаіоръ Щ ербаковъ ш По іно . іковоіікк Се.інханоиіічь; г. Ганой и а, Пад- ворпыи Совѣтникъ Купріяновъ; г. Валокъ, Пол ковникъ Кузьменко. В ЫѢХ Л Л Я: В ъ г. .’Зміевъ, І р е д в о д и т е л ь Д в о р я п е т в а К о – рои и Рііічк; г. і Ѣ л г о р о д ъ , К о л л е ж с к ій ѴссО- с о р ъ О . р ѣ зк о и Ц р: а н ы я г у б е р н іи , С т а т с к ій С о- в ѣ г і і н . о Ч е р н я е в ъ ; г. К о г о д у х о в ь , К о л л е ж с к ій ѵ .о в ѣ г.л ік к А д а м о . н ч к іі ІѴІаіоръ П ол ы н ау; О. Г р . :,ець. П р е і в о д и т е л ь Д в о р я н с т в а К н я зь Г о.і і ы нк ; е . О .іы н а н у , П р е д в о д и т е л ь Д в о р я н с т в а ч оиалеяск ін , ь .- П е т е р б у р г ъ , П о д п о л к о в н и к ъ Кар• ъ Д е л ь в и г ъ ; г. Ч у г у с в ь , П о д п о л к о в н и к ъ С, л а і д о в і ; г. >>о..чаНбКЪ, Н а д в о р н ы й С о в ѣ т н и к ъ і»о < ѵомитііноик; I . ІЗа.ікн, ѴІаіоръ Я зы к о н Ц Г« VI о.-к ну, С т а т с к іп ( о в ѣ т и и к ъ Ж е р е б ц о в ъ ; Г» Чу» г у е в к , П о д п о л к о в н и к ъ К о т л я р о в ъ . ,МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКІЯ НАБЛЮДЕНІЯ, дѣлаемыя при Х арьковскомъ У ниверситетѣ . М ѣсяцъ и число. Ч асы наблю денія. В ы сота Баром етр при 131К* Т ер м о н .. а. ІІаимен. суточная температ. ІІанбо.і. суточная температ. СО СТО ЯН ІЕ А Т М О С Ф Е Р Ы . 18 4 9 9 ч. утра 593,32. 13,3 7 13,8 Облачно. О коло полудня М ай. 5 — по по 593,76. 13,5 тучи, дождь. 5. 9 — лудни. 593,94. 9,8 9 ч. утра 5 9 5 .8 6 . 12 5,5 15,7 Я вно. 6. 5 — по по 595,91. 15,7 9 — лудни. 595)64. 11,5 9 ч. утра 595,83. 11,8 7 14,6 ‘ Облачно, ясно. 7. 3 — ПО по 5 9 4 ,4 5 . 14,6 9 — лудни* 5 9 4 ,3 0 . 9,5 ___ 9 ч. утра 5 9 4 .0 0 . 11,5 5 ,8 15,2 Я сно, кое-гд ѣ облака. 8 . 3 — по по 5 9 5 ,4 4 . 15 9 — лудни. 593,19. 9,5 9 ч* утра 5 9 4 ,0 9 . 12,5 5 15,4 Ясно. 9. 3 — по по 593,77. 15,4 9 — лудни. 595,90. 8 ,9 9 ч. утра 594,14. 14 5,3 18 Ясно. 10. 3 — ПО по 593,88. 18 9 — лудни. 595,68. 13 9 Ч. утра 595,с а 15 Ѳ|«Э 17,5 Я сно. 11« 3 — по по 596,16. 17,5 9 — лудни. 596,88. 10,5