Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
18
Дата випуску:
10.05.1858
Дата завантаження:
07.02.2022
Сторінок:
12
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ JM s у н г с ‘Г А , ш . л і о д н я , J 0 О ! < О 1 40 О . ® 1 ІЕСТДІ 0 ЦЦ!!, Ф Ш Ш Г О и швейцарскія школы для бѣдныхъ, устроенныя по основнымъ положеніямъ послѣдняго. (Продолженіе). 1.) Ученіе звуковъ (тоновъ). Книга для упражненія въ слогахъ (liuchslabirbuch) должна заключать въ себѣ звуки, состзв* лающіе языкъ, во всемъ вхъ объемѣ. Въ каждомъ семействѣ дѣти должпы уп­ ражняться по этому , руководству ВЪ сло­ гахъ, а матери должны ежедневно повто­ рять ихъ при колыбели, чтобы глубже впечатлить въ памяти ребенка то, что въ послѣдствіи времени онъ самъ дол­ женъ будетъ выговаривать. Такимъ об­ разомъ дѣти егце въ колыбели не нахо- дятъ уже себѣ покоя отъ элементарнаго обученія. Ба, ба, да, да и т. д. такія прекрас* ныя колыбельныя пѣсни, замѣчаетъ меж­ ду прочимъ Раумеръ,которыя непремѣн­ но отгонятъ отъ младенца его ангела- храивтеля. 2 ) Ученіе словъ или , правильнѣе , именѵ» Ознакомленіе дѣтей съ названіемъ cjr* щестаенвѣйшихъ предметовъ. ,30 Языкоученге. Послѣдняя цѣль язы­ ка, по Песталоцци,. переходить отъ тем­ ныхъ воззрѣній къ ЯСНЫМЪ ПОНЯТІЯМЪ: Остальное обученіе Песталоцци раз дѣлянтъ на слѣдующія рубрика; I) зем леописаніе, 2) исторія, 3) Физика’, 4) естественная исторія, 5) антропологія. Каждый изъ этихъ отдѣловъ, въ свыо очередь, распадается на 40 подраздѣле­ ній, которыхъ такимъ образомъ *200. Вообще, Песталоцци старался о томъ, чтобы обученіе начиналось съ чувствен яыхъ воззрѣній, другими словами, что бы въ началѣ оно было строго нагляд­ ное, изъ котораго развивалось бы нако н^цъ ясное понятіе. Очень замѣчательно то обстоятельство, что способъ ебуче нія, употребляемый самимъ Песталоцци, былъ совершенно противоположенъ вы­ сказаннымъ имъ правиламъ. Вообще все такъ называемое наглядное обученіе Нес талоццн п его школы собственно долж­ ны разсматриваться, какъ упражненія въ рѣчи, При этомъ дѣти, разумѣется, бо­ лѣе знакомились съ словами и предложе­ ніями, нежели съ истиннымъ знаніемъ предметовъ. Въ концѣ своей книги «какъ Гертру­ да учитъ своихъ дѣтей» Песталоцци представляетъ процессъ развитія рели­ гіознаго чувства. Онъ говоритъ, что все высокое въ человѣкѣ возникаетъ нзь от­ ношеній между безсловеснымъ ребенкомъ и его матерью. Любовь, довѣріе, благо­ дарность перваго къ послѣдней, со вре­ менемъ, подъ вліяніемъ увѣщаній п убѣж деній матери, переносятся къ Ьогу. Въ этомъ Песталоцци видитъ единственный путь для религіознаго образованія и при атомъ предполагаетъ ангельской чисто xju мать и совершенно невинное дитя. На этомъ основаніи дѣти, рано лишив­ шіяся матерей, по мнѣнію Песталоцци, должны оставаться безъ всякаго религі­ ознаго образованія. О священномъ писа­ ніи въ этомъ сочиненіи Песталоцци нѣтъ и номину. Маіь черпаетъ свою теологію изъ собственнаго сердца. Въ заключеніе оцѣнки книги «какъ Гертруда учитъ своихъ дѣтей» Раумеръ говоритъ, что она «заключаетъ въ себѣ основныя пе­ дагогическія мысли, мысли несомнѣнной истины на ряду съ явными педагогиче­ скими заблужденіями. Теперь слѣдуетъ дѣятельность ІІеста- лоцца, какъ директора и наставника въ основанномъ имъ бургдорфскомъ заведе­ ніи. Здѣшнее обученіе, по извѣстнымъ уже памъ идеямъ Песталоцци, было основа­ но на языкѣ, числѣ и Формѣ. Не суще­ ствовало ни школьнаго плана, ни рас­ предѣленія часовъ,., и и другихъ подоб­ ныхъ, хотя и полезныхъ Формальностей; ихъ не любилъ Песталоцци Вт, заведе­ ніи было 60 мальчиковъ и дѣвочекъ 8;— 15 лѣтняго возраста. Передъ обѣдомъ было ученіе отъ 8 до II, послѣ обѣ іа отъ 2 до 4 часовъ. Всѳ обученіе огра­ ничивалось черченіемъ пли рисованіемъ, счисленіемъ и упражненіемъ въ языкѣ. Занятія послѣдняго рода происходили такимъ образомъ, что Песталоцци произ­ носилъ какую побудь Фразу, а ученики повторяли за іівиъ , и часто случалось, что ничего не понимало, потому что Песталоцци произносилъ слова скоро,., на распѣвъ и неясно, кромѣ того, ужасно кричалъ и не обращалъ вниманія на нра* вольность повторенія ученшами сказан­ ной имъ Фразы. О вопросахъ и повторе­ ніяхъ пройденнаго ие было и рѣчи. ,Песта юцця строго запрещалъ своимъ помощникамъ всякаго рода тѣлесныя наказанія, но самъ маю слѣдовалъ въ своей школѣ этому правилу и часто да­ валъ направо а налѣво пощечины — Плодомъ занятій прочихъ наставниковъ »той школы были э іементарнын книги, появившіяся въ 180 і г., подъ именемъ ІІесталоциа: I) Abe der Ansehauung odor Anshauungslehre der Massverhaeltnisse. 2) Anschauungslehre der Zahienerhaellnisse. Третья элементарная вника принадле­ житъ уже самому Иесталоццй,—это из вѣстиая уже «книга для матерей » (buch der Mutter od-r Anleitung fur Mfiller ihre Kinder bemerken und reden zu lassenj. Что касается до религіознаго образо­ ванія, то приблизительно вѣрное о нехгь понятіе можно’ составить изъ школьнаго донесенія родителямъ воспитанниковъ э тЬго заведенія. Характеръ религіознаго обученія былъ слѣдующій Главная цѣль Состояла въ томъ, чтобы наглядно ожи­ вить въ дѣтяхъ примѣръ Спасателя, Г го Образъ воззрѣній на лолей н на-ихъ взаимныя отношенія, «Мы не оснорв вала различныхъ религіозныхъ заблуж денііі (сказано в-ь донесеніи), но только старались передать дѣтямъ религіозную истину. Мы отыскиваю исноваіпе всЬѵь догматовъ и источникъ всѣхъ релпгюз’ ныхъ мнѣній ль сущности религіи, въ природѣ человѣка, въ его наклонностяхъ, Отношеніяхъ, силахъ и потребностяхъ ___ » До какой степени, замѣчаетъ Рау мер ь, религіозное обученіе пренебрегло дѣтской простотой и теплотой изложенія! Оно нис вольво не характеризуетъ религіозности самаго Иесталоццй, который, впрочемъ, послѣ, въ Цфертеііѣ, обращалъ преимущё- ствешюе вшшаиіе и*1 умствеиное, нежели на христіански нраягтвшіиор образованіе. Въ 1801 г , по внѣшниѵіь причинамъ, онъ долженъ былъ закрыть свое бургдорьское заведеніе! (іь 180Jr . Наполеонъ вѣізыяаіъ шаеіР- царскихъ депутатовъ вь Парижъ. Въ числѣ ихъ былъ и Иесталоццй! Онъ предеглиил ь первому консулу свой ме­ му аръ о томъ, въ чемъ именно нуждает­ ся Швейцарія. Первый консулъ отвѣчалъ, что не можетъ вмѣшиваться въ ученіе объ abed!…. Вь I «05 г. Песгалоцця получалъ въ высшей степени выгодное предложеніе принять подъ свое- вѣдѣній институтъ въ г.-Ифнртенѣ. Съ этого времени начи­ нается новый періодъ въ жизни Пёстя- лоици Его институтъ пріобрѣлъ евро­ пейскую извѣстность. Наставники—ііес- талоццисты были1 вызваны въ Мадригъ, Неаполь и Петербургъ. Пашъ покойный Государь А лк сандр ь і лично • изъявилъ свою малость старику Иесталоццй. Фих­ те нъ номъ и еГо нроіізведеыіяхъ видѣлъ начало обновленія человѣчества.’ Харак­ теристика этою періода (1805-—1810 г.) необыкновенно трудна. Возникла’ днѣ противныя партіи — оДна за, другая про­ тивъ Пестѣіоцца. При ближайшемъ раі- смотрѣиіи, говоритъ между1 прочимъ Рау меръ, видно, что та и другая были нравы и не правы; Нь саМомъ заведеніи учители рѣзко раздѣлились на днѣ пар­ тіи, во главѣ к-чторыхЪ стало Шмидтъ и Подереръ. Послѣдній отличался высшимъ образованіемъ и; чувствовалъ себя’приз­ ваннымъ въ философской обработкѣ |іе-‘ дагогіа Онъ желалъ изъ многознаме­ нательныхъ, но отрывочныхъ педагоги*- чёскикъ мыслей й положеній Песталонна* образовать иолиую в сисгематичесву.иѵ ,теорію. Сначалз Песталоцпп не пони- мзлъ ФплосоФскаго языка Нидерера, но послѣ замѣтилъ въ немъ человѣка, въ высшей степени способнаго ввести эту новую методу въ Обширную область об­ разованія и въ немъ помѣстить ее на почетномъ мѣстѣ. 11 такъ, Шмидтъ п Нидереръ посто­ янно враждовали между собою. Самъ Лесталоцци приставалъ то къ той, то въ другой партіи. Гъ ІН15 г. до самой смерти онъ находился на сторонѣ Шмпд та, хотя подъ конецъ примирился а съ Нидереромъ. Раумеръ говоритъ, что онъ врядъ ли былъ бы въ состояніи предста­ вить вѣрную характеристику этого пе­ ріода, если бы самъ не прожилъ въ э- томъ заведеніи нѣсколько мѣсяцевъ 1809 и 1810 г. Когда Роумеръ прибылъ въ заведеніе Пес­ та лопци, въ йенъ было 105 воспитанни­ ковъ, и только 78 изъ Швейцаріи,осталь­ ные же изъ Германіи, Франціи, Россіи, Италіи, Испаніи и сѣверной Америки. Въ заведеніи жало і5 наставниковъ; многіе изъ нихъ получили въ немъ и воспитаніе. Ни одинъ учитель не имѣлъ своей соб­ ственной комнаты.—Сначала возникла за- .таенная вражда между двумя партіями. О причинахъ ея говоритъ между про­ чимъ и самъ Песталоппи, что зародышъ внутренней порчи заведенія заключался въ неравенствѣ и противорѣчіи склон­ ностей, образа мыслей, силъ и притяза­ ній членовъ этого заведенія между со­ бою. Мало но малу исчезъ духъ брат­ ства. .Іюли, стоявшіе во главѣ этого за­ веденія, были только внѣшнимъ образомъ соединены между собею, обманывая са­ михъ себя на счетъ прочности духовна­ го соединенія. Рамзауеръ, бывшій вос­ питанникъ этого заведенія, тоже гово-* рвтъ, что все измѣнилось къ худшему съ тѣхъ поръ, какъ школьная жизнь по­ теряла свой первоначальный семейный характеръ и выродилась въ конституці­ онную государственную жизнь. Каждая отдѣльная личность легко гтерялась въ массѣ. Ііесталоцци постоянно увлекался мыс­ лію въ самое непродолжительное время распространить счастіе во многія земля при содіііствіи своей методы воспита­ нія п обученія. Институтъ явился боль­ шинству публики, какъ Фактическое до­ казательство пользы и примѣнимости пе­ дагогическихъ идей Песталоцци. Учители этого заведенія, которые бы* ли его воспитанники, работали съ утр£ до вечера. Они не имѣли досуга в свѣ­ жихъ силъ, что бы подумать о собствен­ номъ образованіи, а это было тѣмъ не­ обходимѣе, что большая часть ихъ были самоучки, съ самыми ограниченными познаніями, и слишкомъ рано перешли изъ учениковъ въ наставники. Одною изъ причинъ упадка заведенія былъ также крайне-ошибочный взглядъ Песталоцци на учителя относительно способа препо­ даванія и методическихъ руководствъ. Учителю, по мнѣнію Песталоцци, ничего болѣе не оставалось дѣлать, какъ педан­ тически точно проходить съ учениками руководство, согласно съ предписаніемъ, ничего не прибавляя и не выпуская. Такимъ образомъ, ему нужно было толь­ ко на одииъ шагъ опережать своихъ учениковъ. При такихъ условіяхъ попят­ но все жадное положеніе бѣднаго настав­ ника. <сБъ грустныя минуты, говоритъ Раумеръ, это учебное заведеніе казалось ,ынѣ огромной и шумной Фабрикой об- разова нія.» Цфертенъ. (і810—1825). Этотъ пері­ одъ наполненъ большею частно враждою партій, не всегда благородною и сдер­ жанною. Тогдашнія политическія собы* тін также не оставались безъ вліянія и на заведеніе ІІесталоцци. Нъ 1814- г. онъ получили, Русскій орденъ Владиміра 4 степени. Въ 1818 г. Шмидтъ и Котта заключи­ ли между собою условіе приступить къ полному изданію сочиненій ІІесталоцци. Подноска на нихъ была очень значи тельца- Покойный Александръ Благосло­ венный подписалъ 5000 -рублей. Въ 1825 г. ІІесталоцци, уже 80-лѣт- ній старенъ, возвратился въ свой ста­ рый НейгоФъ., гдѣ онъ ровно за полсто­ лѣтія передъ этимъ, въ 1775 г., началъ первую свою педагоіическую дѣятель постъ, Въ зго время ііепгофъ принадле­ жалъ уже его внуку. Въ досіѣшіѳ годы своей жизни (1825—1827) ІІесталоцци писалъ «Лебе- двіііні лѣніе» и «Приключенія жизни.» ропзведеіпя эги, ци мнѣнію большин­ ства,—меланхолическія н слабыя сер дечныр изліянія старца, проставшагося съ жизнію. Вь этогь краткій нромежу- товь времени ІІесталоцци писалъ также и о воспитаніи аъ обширномъ смыслѣ. Изъ трудовъ его но эгэй части можно видѣть, что онъ до конца жизни остал­ ся вѣренъ идеалу, высказанному еше въ «Лингардѣ иТертрудѣ», и въ это время предметомъ его горячей любви было до­ машнее воспитаніе (Wobnstubenerzie- bung). Онъ умеръ 17 Февраля 1827 г., на 81 готу. Въ заключеніе сдѣлаемъ еще общій взглядъ на жизнь, дѣятельность и оіа* аы ІІесталоцци. Любовь проходитъ чрезъ всю его мно­ готрудную жизнь, принявши одно из­ вѣстное уже намъ направленіе—страст­ ное желаніе помогать бѣдному безпомощ­ ному народу. Эта любовь была страстію его сердца; огонь ея возжигалъ въ немъ сильнѣйшій гнѣвъ противъ тѣхъ, кото­ рые для него была преградой на пути къ цѣди. Впрочемъ, главнымъ препят­ ствіемъ для ІІесталоцци былъ онъ самъ. Онъ, при самомъ ясномъ знаніи людей, былъ неспособенъ руководить и управ­ лять ими; при самыхъ привлекательныхъ идеалахъ становился слѣпъ, какъ только приходилось -ему указывать дорогу къ ихъ осуществленію- Завѣтнымъ, но не исполнившимся жела­ ніемъ ІІесталоцци было основаніе школы сельскаго хозміства для бѣдныхъ. Вса обстановка школьной жизни бѣднаго вос­ питанника, но мнѣнію Песгалоцци, долж­ на была находиться въ полнѣйшемъ со* гласіа съ будущимъ его назначеніемъ для трудовой умѣренной жизни. Эго бы­ ла главная цѣль воспитанія и обученія бѣднѣйшаго класса народа. Однимъ изъ главныхъ средствъ ея достиженія было развитіе силы и ловкости въ питомцахъ школь для бѣдныхъ; поэтому гимна­ стика должна быть разносторонняя и, въ примѣненіи кь каждому воспитанни­ ку, соглашена съ тою Физической силой и дѣятельностію, которыхъ потребуетъ отъ него жизнь внѣ школы. Содержаніе обученія во всемъ своемъ объемѣ долж­ но быть ни что иное, какъ сильное раз­ витіе въ питомцахъ всего того, чѣмъ они дѣйствительно суть в чѣмъ они дѣй­ ствительно должны быть. Таковъ былъ ,идеалъ Песталоццп школы для бѣдпыхъ. Что касается до его практической дѣя­ тельности на этомъ поприщѣ, то мы уже знаемъ, что экономическія трудно­ сти постоянно стѣсняла бѣднаго ІІесга- доіща. Эго обстоятельство смягчаетъ нѣсколь­ ко слова Нидерерз, который гоаоритъ, что «дитя бѣдныхъ родителей, въ гла­ захъ Песталоцци, до«жно было дѣлаться механически-совершеннѣйшимъ орудіемъ для пріобрѣтенія хлѣба.» Скажемъ еще нѣсколько послѣднихъ словъ о личности самого Песталоццп. Ему мало была знакомы удовольствія молодости по причинѣ его бѣдности и скромности характера; въ бѣдности про­ велъ онъ и большую часть своей жизни. Этимъ обсгойгеіьствамъ можно, кажется, отчасти приписать его сосредоточен­ ность, какъ одну изъ рѣзкихъ чертъ ха­ рактеру, его невниманіе въ этикету и утонченнымъ нравамъ высшаго свѣта. Въ лучшіе дои своей жіізнп , но всемъ касавшемся наружности, онъ былъ ци­ никъ по основнымъ правиламъ, въ чер­ нью же дни былъ таковъ уже но необ­ ходимости. Внѣшнему его папизму соотвѣтство­ валъ «если можно такъ выразиться, го­ воритъ Вау мерь, духовный цинизмъ: нерасположеніе къ ариѵ.тократиіескиму образованію.» Онъ чувствовалъ себя при­ званнымъ положить новое, болѣе проч- Мое основаніе высокому зданію образо­ ванія. Онъ хотѣлъ только въ зданія под- переіь верхній ярусъ, не заботясь о послѣднемъ. Песгадоцца хвалился, что въ теченіи 30 лѣтъ не читалъ ни одной киши. Многія неудача въ его жизни имѣютъ своимъ источникомъ недоста­ токъ основательнаго образованія. Въ заключеніе приведемъ слова самого Песталоцди: «друзьяі^будьтѳ лучше меня, чтобы Богъ покончилъ вами свое дѣло, такъ какъ онъ не окончилъ его черезъ меня.» Тѣлесная я духовная порча ниешпхъ классовъ народа вызвала въ Песталсцца идею о единственномъ только способѣ плодотворнаго вспомоществованія бѣд­ нымъ. До него спасительныя средства были превратны: оказывала возможныя пособія староста, тогда какъ дѣтскіе и юношескіе годы часто не обращали на себя никакого внямаиія. Памъ уа;е от­ части извѣстенъ рядъ неудачъ, напол­ нявшихъ педагогическую дѣятельность ігесталоцуги_д<л самой его смерти; поэто­ му путь но его слѣдамъ, съ цѣлію оправдать передъ свѣтомъ основныя его идея, далеко не Смолъ маловажныйь дѣ­ ломъ. Возможность практическаго при­ мѣненія идей Песталоццп должна была подтвердиться Фактами, потому что его экономическое разореніе н банкротство другихъ педагоговъ легко могли привес­ ти къ тому мн1 пію, что подобная судь­ ба есть неизбѣжное слѣдствіе Филантро­ пическихъ стремленій. Филиппъ Эммануилъ Ф. Фелленбергъ, гражданинъ города Берна, ре до іея въ І771 г., и происходилъ г.зъ одной пат­ риціанской Фамиліи. Отецъ его, членъ кантональнаго правленія и профессоръ науки права, заботливо руководилъ вос­ питаніемъ своего сына Мать еще болѣе прилагала стараній по этому предмету.. Она часто говорила своему сыну: «бо­ гачъ ц безъ того имѣетъ много друзей, ,бу.ІБ же ты другомъ бѣдныхъ.» Дѣтство Фслленберга какъ-разъ совпало съ тѣмъ временемъ, когда Филантропическіе тру- ды о идеи Базедова, Изелина, Гир- цера.,.. въ областа народнаго образо- ванія пробуждали всеобщее участіе, а въ благородныхъ и умныхъ матеряхъ находила усердныхъ помощниковъ въ дѣдѣ исполненія. Обстоятельства его мо­ лодыхъ лѣтъ развила въ немъ горячую любовь къ общественнымъ интересамъ. Рано обнаружилось въ Фелленбергѣ разъ навсегда опредѣлившееся направленіе: онъ посвятилъ свою жизнь благу своихъ ближнихъ. Въ 1789 г. Фелленбергъ вступилъ въ Тюбингенскій университетъ. Возвратившись на родину, онъ ревност­ но продолжалъ университетскія занятія, скоро познакомился съ ІІесталоцци, и преобразовательныя идея послѣдняго еще точнѣе опредѣлила направленіе Феллен- берга. Pro путешествія по Швейцаріи, Тиролю и Германіи представила ому жи ну іо картину страданій современниковъ, ^сіо испорченность европейской цццилн- ааиіи. Цо паденіи Робеспьера, онъ от правился въ 1793 г,- въ Парижъ, чтобы ближе взглянуть на взволнованную жизнь франція, и подъ конецъ путешествія ревностно принялся за изученіе грече­ ской литературы в Каптоиоіі философіи . Подобно Песталонци, онъ скоро убѣдил­ ся, что основы семейной а гражданской жйзяя—нравственность и религіозность разрушаются все болѣе н болѣе, что съ каждымъ днемъ усиливается нищета въ нисііыхъ классахъ народа и Что только воспитаніе и улучшеніе его экономиче­ скаго быта есть единственно возможная для него помощь. Бъ 1799 году, послѣ жосьмилѣглилъ приготовленіи къ заду­ манному дѣлу, Фелленбергъ купилъ по*» мѣстьэ ГоФьеиль, къ сѣверу отъ Берна. Здѣсь, въ продолженіе нѣсколькихъ лѣтъ, онъ, словомъ и примѣромъ, старался улучшить сельское хозяйство Швейцарія и наконецъ началъ преслѣдовать свою главную цѣль—улучшеніе народнаго вос­ питанія. Когда Фелленбергъ приступалъ уже къ осуществленію свопхъ идеаловъ, вре­ мя для этого было крайве неблагопріят­ но. Ходъ Французской революціи и об­ щественное состояніе Швейцаріи угро­ жали прочности и цѣлости всякаго зна­ чительнаго предпріятія. По этому слу­ чаю онъ убѣдилъ своего отца перевести часть состоянія въ банкъ С. Амери­ канскихъ штатовъ, в былъ обманутъ пос­ редникомъ этого дѣла, что имѣло чув­ ствительное вліяніе на его матеріальное положеніе. Когда въ 179S г. началась революція а въ Швейцаріи онъ, въ должности квартаркомепдантз, оказалъ важныя услуга во время крестьянскаго возстанія. НріоОрѣкша ГоФвейль, Фелленбергъ окончательно приступалъ къ осуществле­ нію своихъ завѣтныхъ цѣлей—поднятія земледѣлія и улучшенія быта земледѣль­ ческаго класса народа. Приготовивъ все нужное для этой цѣла, онъ снова сбли­ зился съ ІІесталоцци, что бы вмѣстѣ приняться за общее дѣло; по различные характеры и способности скоро раз вода – ноли ихъ. Фелленбергъ жаловался, что ІІесталоцци не обращаетъ вниманія на необходимый экономическій порядокъ. Этотъ недостатокъ ІІесталоцци дѣйстви­ тельно имѣлъ и ому почти исключитель­ но обязанъ своими неудачами. Послѣдній^, къ сожалѣнію, мало понималъ Феллегд* ,берга и жаловался, что онъ расчиты- лаетъ на барышъ а преобладаніе. ГІоэ тому она скоро разошлись совершенно. ІІесталоцца оторавился въ ІІФертенъ (Ивердюнъ), а Фелленбергъ продолжалъ уетропвать свое помѣстье п, по примѣру искуснѣйшихъ агрономовъ, увеличивать его доходы. ІѴь тоже время онъ благо­ творно дѣйствовалъ на окрестныя дерев­ ни частію собственнымъ примѣромъ, частію раздачею агрономическихъ книгъ. Студ. А. 1І1имановъ. Харьковъ, 1858 г. (Продолженіе слѣдуетъ.’) О ХАРЬКОВСКОМЪ КОЛЛЕГІУМЪ. (П р о д о л ж е и і е). 2) Префектъ (15-іі) Харьковскаго ду­ ховнаго коллегіума Михаилъ Швапскій, протоіереи Успенскаго собора. Разсматривая жизнь и дѣянія замѣча­ тельныхъ мужей, какъ наставниковъ Харьковскаго коллегіума, нельзя ни обра­ тить особеннаго вниманія на префекта протоірея ІІІванскаго, какъ на человѣка очень даровитаго н, но тогдашнему вре­ мени, весьма образованнаго, который въ продолженіе 30 лѣтъ съ примѣрнымъ усердіемъ трудился на поприщѣ кодле- гіуыскаго образоіаиія. biorpa+ія его слѣдующая: Префектъ Шванскііі родился въ Чрр- ниговской губерніи и происходилъ изъ древней дворянской Фамиліи. Доказатель­ ствомъ тому служатъ: а) дворянскій Фа­ мильный гербъ,—бѣлый лебедь въ крас­ номъ полѣ, на ѳерху корона, па воронѣ опять лебедь: такъ онъ изображенъ на его портретѣ, и Ь) выданное ему сви­ дѣтельство еще въ дѣтствѣ о дворян­ скомъ его происхожденіи изъ шляхти­ чей, на польскомъ языкѣ, за подписью дворянъ всего Мозырьскаго повѣта. Шпан­ скій воспитывался въ Кіевской духовной академіи, и съ Л35 по 17(H) г. обучал­ ся слѣдующимъ паукамъ: риторикѣ, фи ­ лософіи и богословію, а также языкамъ латинскому, греческому, Французскому и нѣмецкому. Изъ двухъ аттестатовъ, вы­ данныхъ ему но окончаніи фплософскиго и богословскаго классовъ, водно, что онъ въ продолженіе всего саоего ученія въ академіи, при отличныхъ способностяхъ и похвальномъ поведеніи, занимался весь­ ма прилежно и во всѣхъ проходимыхъ наукахъ оказалъ превосходные успѣхи. Съ такою прекрасиою рекомендаціею Шнанскому очень легко было поступать наставь иконъ въ Харьковскій коллегіу мъ, который дѣйствительно нуждался тогда въ подобнаго рода образованныхъ на­ ставникахъ. Долговременныя занятія ею но коллегіуму показали на опытѣ, что онъ былъ однимъ изъ способнѣйшихъ наставниковъ по призванію къ ученымъ занятіямъ, однимъ изъ полезнѣйшихъ дѣя­ телей въ образованіи юношества колле­ гіума—этого древняго и перваго Украин­ скаго учебнаго заведенія. Со времени поступленія ІІІяаисваго на должность наставника коллеііума, т. е. съ 1700 года, оиъ преподавалъ въ ,немъ сначала греческій и нѣмецкій языки, потомъ былъ наставникомъ риторики, а въ 1766 г. опредѣленъ наставникомъ фило ­ софіи , и утвержденъ префектомъ (ин Спекторомъ) Харьковскаго коллегіума, какъ мужъ вполнѣ достойный занять эту почетную должность. Имѣя отъ природы счастливыя спо­ собности и увлекательный даръ сло­ ва, при основательномъ образованіи и врожденной любознательности, Швансвій, какъ наставникъ философіи , снискалъ се­ бѣ истпннувэ любовь и славу отъ всѣхъ слушателей, и имѣлъ счастіе развить способности своихъ питомцевъ, изъ ко­ торыхъ многіе, въ послѣдствіи времени, вышли весьма достойными сынами Ук­ раины, какъ знаменитые слуги отечест­ ва въ церковномъ, гражданскомъ и во- енномъ отношеніи. Изъ префектовъ коллеііума Шванскій первый началъ преподавать Богословіе, которое до этого времени составляло ис­ ключительную принадлежность однихъ ректоровъ заведенія. Пожелавъ принять санъ священника, Шванскій въ 1765 г. былъ рукоположенъ въ іерея въ Успенсвій градскііі соборъ преосвященнымъ І осифомъ (Миткеви • чемъ) Бѣлгородскимъ; въ 1769 г., за ревностное прохожденіе службъ по кол легіуму и назидательныя поученія, про­ изведенъ въ санъ протоіерея. Онъ же былъ главнымъ цензоромъ проповѣдей для всего Харьковскаго уѣзда и толко­ вателемъ Св. Евангелій и Апостоловъ по праздникамъ и воскреснымъ днямъ. За исправное исполненіе разносто­ роннихъ обязанностей а во уваженіе заслугъ по коллегіуму, Шванскому, по указу Бѣлгородской духовной коней сторіи, повелѣно было завѣдывать по духовнымъ дѣламъ всею Харьковскою протопопіею (по Харьковскому уѣзду и Харькову). Въ 1787 г. въ проѣздъ Государыни Императрицы Екатерины І[ чрезъ г. Харьковъ, префектъ протоіерей Шпан­ скій, какъ представитель харьковскаго духовенства, при встрѣчѣ Государыни, произнесъ въ присутствіи всего геиера- литета привѣтственную рѣчь; при чемъ также поднесена была Монархинѣ отъ имени Харьковскаго коллегіума ода съ другими сочиненіями, на разныхъ язы­ кахъ. Въ награду за встрѣчу и искрен­ нее выраженіе чувствъ, высказанныхъ при этомъ случаѣ Матера Отечества, Государыня Императрица пожаловала единовременно на Харьковскій коллегі­ умъ тысячу руб., п на градскій Успен­ скій соборъ тысячу руб., для раздачи по принадлежности. Занимая многія почетныя должности по епархіи и коллегіуму, и проходя ихъ всегда съ честію и пользою, Шванскій по справедливости пользовался особенною милостію и благоволеніемъ своихъ архи­ пастырей Бѣлгородскихъ, съ которыми онъ велъ дружескія переписки, а питом­ цы коллегіума любила его сердечно а почитали какъ рѣдкаго отца. Эгого ма­ ло: любило и глубоко уважало Шпанска­ го, какъ мудраго управителя, и все харь­ ковское духонепство. Даже простой на­ родъ, а особенно жители г Харькова, потали высокое уваженіе къ Шванскому, какъ отличному проповѣднику. Прослуживъ при коллегіумѣ 30 лѣтъ съ великою пользою для училища и со славою для себя, онъ, по слабости здоровья, уволенъ по прошенію отъ 3 ,должности префекта въ 1790 г. пре- освященнымъ Аггеемъ. Но увольненіи отъ должности, послѣ непродолжительной бо­ лѣзни, свѣтило украинскаго духовенства, любимый начальникъ коллегіума и не­ забвенный пастырь Харькова, отошелъ съ миромъ въ вѣчность на 55 году сво­ ей жизни, сопровождаемый до могилы искренними слезами всего г. Харькова. Признательные воспитанники коллегі­ ума не забыли почтить своего любимаго наставники должною памятью и, для грядущаго поколѣнія этого заведенія, списали съ него портретъ, который по­ стоянно находился въ богословскомъ за­ лѣ въ числѣ портретовъ другихъ мужей, имѣвшихъ отношеніе въ коллегіуму. Протоіерей Михаилъ Шванскій скон­ чался Іюля 10 дня 1790 г., погребенъ на городскомъ кладбищѣ, гдѣ нынѣ Пре сговоздвиакенсвая церковь, съ правой стороны церкви. Семейная жизнь его была тиха и счастлива до -ІО года; по­ томъ онъ лишился жены своей, рѣдкой хозяйки, и двухъ сыновей, осталась одна только дочь, которая вышла по­ томъ въ замужество за дворянина Пал­ кина, дѣти и внуки котораго и те­ перь благоговѣйно чтутъ память знаме­ нитаго своего дѣда – Шпанскаго. При Харьковскомъ коллегіумѣ префектъ Шванскій читалъ греческій и нѣмецкій языки 3 года, риторику 2 года; будучи префектомъ, училъ философіи 10 лѣтъ; наконецъ преподавалъ Богословіе 15 лѣтъ; всего трудился ори коллегіумѣ 30 дѣтъ. (Продолженіе слѣдуетъ.) Н З В Ъ С Т І I и з ъ Р А З Н Ы Х Ъ У Ѣ З Д О В Ъ Харьковской губерніи. Сумы, 2 апрѣля .—По обѣщанію мое- иУ писать въ Редакцію Губернскихъ вѣдомостей, я, избравъ досужный часъ, пишу, на первый разъ, хоть о пого­ дѣ. Не знаю, какою она показалась въ другихъ мѣстахъ нашей губерніи, но у насъ никто не можетъ похва­ литься ею, въ особенности же тѣ, ко­ торые на Свѣтлыхъ праздникахъ надѣя­ лись пощеголять новыми нарядами. Въ первые два дня праздника былъ дождь, снѣгъ и, конечно, грязь такая, что хоть не выхода изъ дому. На третій день погода была нѣсколько сноснѣе; но ос­ тальные дна Свѣтлой недѣли, вавъ в пер- вые два, была пасмурны в холодны. Опираясь на пословицу: «каьъ будешь грязь топтать, то будешь и хлѣбъ ѣдать»,—должно полагать, что эта по­ года будетъ имѣть полезное вліяніе ва озимые всходы. Дай-то Богъ, что-бъ предположенія наши вполнѣ оправда­ лись. — Сумы, 6 апрѣля .—Въ г. Сумахъ в апрѣля происходило торжественное пе­ ренесеніе Св. Даровъ и всей цер­ ковной утвари изъ церкви Рождества Богородицы, состоящей въ предмѣстья города, называемомъ «Холодною го­ рою», въ церковь Воскресенія Хрис­ това, чтб ва базарѣ. Перенесеніе это ,совершено было по сдучаю предпри­ нятаго возобновденія Рождественский церкви, въ которой оказалось нѣсколько Значительныхъ трещинъ, угрожавшихъ опасностію. По совершеніи соборнѣ Божествен­ ной Литургіи, духовная процессія, со Св. иконами, хоругвями и прочими лрп на длежностями церкви, въ сопровожденіи многочисленнаго народа, при колоколь­ номъ звонѣ, шествовала изъ Рождествен ской церкви въ Воскресенскую, у входа которой она встрѣчена приходскимъ священникомъ въ полномъ облаченіи, съ кадиломъ въ рукахъ, и сопровождаема была во внутрь церкви. Умилительно было видѣть эту процессію, когда она, пере ходя изъ предмѣстья Холодной горы чрезъ плотину, приближалась и всходила на гору, на которой стоитъ церковь Воскресенія Христова. Намѣстныя Ико­ ны Спасителя и Божіей Матери въ ме талличеекпхъ піатахъ несены были граж­ данами, и въ слѣдствіе отраженія сол печныхъ лучей издавали ослѣпительный блескъ; другія иконы и утварь церков­ ная съ благоговѣніемъ несены были также гражданами и духовенствомъ, а прото­ іереи на главѣ своей несъ Дискосъ со Св. Дарами. Поправка церкви Рождества Богоро­ дицы, конечно, можетъ продолжиться года два и даже болѣе, но надежда на по­ мощь Божію, на усердіе прихожанъ в другихъ доброхотныхъ дателей вну­ шаетъ отрадную мысль, что она будетъ окончена гораздо раньше … Е Я ….К . 0 Т 1 РЕДАКЦІИ. Въ Редакціи Хар. Ѵуб. Вѣд. полученъ 1 экземпляръ табели нумеровъ 4-°/0 обли­ гацій казначейства Царства Польскаго, вышедшихъ въ тиражѣ 26 Февраля (ІО Марта) /&5’8 г , по которымъ платежи капиталовъ съ процентами начнутся съ 20 Марта (1 Апрѣля) сею іода. ЧАСТНЫЯ О Ш ІШ Ш Я , \) Г. Бепоа, учитель музыки и препода­ ватель оной въ му ясскихъ и женскихъ харьковскихъ пансіонахъ, желаетъ про­ вести вакаціонное время на дачѣ или въ деревнѣ и употребить ею на преподава­ ніе уроковъ пѣнія и музыки на фортепіа­ но, флейтѣ , скрипкѣ и віолончели, а так­ же — на практику въ языкахъ нѣмец­ комъ и французскомъ. При немъ будетъ находиться воспитанница ею, пансіонер­ ка 2 го класса старшаю отдѣленія , дав­ но извѣстная своею игрою па фортепіа­ но. Послѣ каникулъ г. Бепоа , какъ и въ прежніе годы, будетъ принимать къ се­ бѣ па квартиру гимназистовъ съ усло­ віемъ заниматься съ ними музыкой на любомъ инструментѣ и новѣйшими язы­ ками Желающіе адресуются: къ Кон­ стантину Ивановичу Бепоа, въ собствен­ номъ домѣ , на Благовѣщенской улицѣ, близъ Стараго Института. Здѣсь же на все лѣто отдастся въ наемъ о шести комнатахъ домъ съ садомъ и со всѣми службами,-2, ,2) Продается за весьма выгодную цѣну новый, деревянный на каменномъ фунда­ ментѣ, о семи комнатахъ, крытый же­ лѣзомъ домъ, съ надворными постройка­ ми , на Петинскои улицѣ, въ j й части г. Харькова подъ JV? 6 2 9 .-2 . О) Продается каменный домъ , состоящій въ г. Харьковѣ, па Екатеринославской улицѣ, принадлежащій статскому со­ вѣтнику Зивѣлейскому. О цѣпѣ и усло­ віяхъ продажи можно узнать въ Почто вЬіі конорѣ у г. Завѣлеискшо.—З . 4J По избѣэісаніе могущихъ случиться недоумѣній и ошибокъ, имѣю честь объя­ витъ, что виноторговля моя, 40 лѣтъ существующая въ г. Рань подъ фирмою: Г. А Ш вейііФ> ртт>, не имѣетъ никакихъ сношеній съ другими винными погребами подобной моей фамиліи, почему прошу не принимать другаго за меня. Г. А. ШнейнФ)ртъ.— 3. О тъѣзжаютъ за границу : •/) Саксонскій подданный Карлъ Гот либъ Ситте, — въ Константинополь – 1 . 2) Датская подданная Емилія Грашъ,— въ Данію. — I. 3J Австрійская подданная Аделаида 31 апцони, —во Францію. — 1. 4) Французская подданная Виктори­ на Кокерелъ- во Францію. -2 . 3J Виртемберіская подданная Цехина Гейприхъ.— въ Германію, Бельгію и Фран­ цію.—2. 6) Отставной ротмистръ Алексѣй Ан­ дреевичъ Савичъ и штабъ лекарь надвор­ ный совѣтникъ Михаилъ Васильевичъ Ііеч. Q03B0J. 10 Мая 1858 г. II. Лавровскій, Редакторъ Щитовъ, Бѣлицкій,—въ Германію, Францію и Италію,—2. 7) Ректоръ Харьковскаго Университета, дѣйсгпвит. статскій совѣтникъ Карлъ Карловичъ Фойгтъ,—въ Германію и Фран­ цію,—2. 8) Дворянинъ Ахтырскаю уѣзда Иванъ Христіановичъ Шлинкъ, — въ Германію, Италію, Францію и Англію. — 2- 9J Уроженка города Любека, дѣвица Екатерина Фозе,-въ Любекъ. – 3 , 10 Русскій подданный Георгій Ферди­ нандъ Эмрихь—въ Германію, Францію м Австрію. – 3. Н ) Австрійскій подданный Карлъ Сча • с ни,—въ Австрію.—3, О ПГІЪХАВШИХЪII В Ы Ш М ІІІІХ г. Отъ 3 по 8 Мая прибьмв : Изъ г. Полтавы, стат. сов. фонъ Me- зепкампфъ; г. Орла, над. сов. Сцепура; Одессы, полк. Мещерскій; С. Петербурга, полк. Паукеръ; г. Чугуева, подполк.: /Іа- нодаровскгй, Чемерзинъ и полк. Боптапъ; г. Зиііѵкова, нидвор. совѣт. Бразолъ; се. і. Иовопскова, гепер.-маіоръ Типольтъ; сл. ІІовосерпухова, полк. Есоповъ-, г. Ста- робѣльска, гепер.-маіоръ Корфъ. ВЫ ѢХАЛИ • Бъ г. Богодуховъ, маіоръ Ольховскій и коллеж. совѣт Рудзевичъ; г. Корочу, полк. Савойни; г. Чуіуевъ, подпои. Доісе- пѣевъ; сл. Новооерпуховъ, поя. Есиловъ.