ХАРЬКОВСКІЯ Г У Б Е Р Н С К І Я В Ѣ Д О М О С Т І ОТДѢЛЪ ВТОРОЙ I. О ТЕОРЕТИЧЕСКОМЪ НЗУЧЕПШ Ш Ш Г 9 ХОЗЯЙСТВА. Ч И Т А Н О Н А А К Т Ъ ИМПЕРАТОРСКАГО Х А Р Ь К О В С К А ГО У Н И В Е Р С И Т Е Т А 30 А В ГУ С Т А 18 ‘ί ·9 ГОДА Экстраординаркыліъ Профессоромъ В. Кочетовымъ. (О к о я ч а н і е.) Прежде всего надо согласиться, что па свѣ тѣ такъ-же много строится ложныхъ теорій, сколько встрѣчается нелѣпыхъ и неэкономиче скихъ способовъ практики. По самому понятно своему, дѣльная теорія можетъ Сыть только плодомъ многосторонняго образованія п близ каго знакомства съ практическою жизнію. ГІог- да рутцпиегъ, выйдя изъ тѣснаго кружка своей спеціальности, рѣшится предлагать способы общіе} онъ не можетъ не впасть въ односто ронность, и способы его необходимо окажутся негодными для многихъ другихъ спеціально стей. Та къ-же мало пользы для промышленно сти приносятъ теоріи ученаго, вовсе незнако маго съ се.іьско-хозяйственною практикою, если онѣ приводятъ къ указанію способовъ, неѵдо- бо примыіимыхъ къ дѣйствительности. Потому- то труды геніальныхъ ученыхъ остаются ча сто совершенно безплодными для жизни. Сель ская промышленность обязана Либиху множе ствомъ драгоцѣнныхъ указаній; не всѣ его те оріи одиакоже могли быть усвоены наукою.— Истинную ученость, теоретическое знаніе пред мета надо отличать также отъ шарлатанства, и не принимать за ученое воззрѣніе всякую нелѣпость, высказанную въ техническихъ вы раженіяхъ. Лю ія полуобразованные, учившіеся смолоду чему-нибудь и какъ-нибудь—а это для жизни гораздо вреднѣе совершеннаго невѣже ства—всего охотнѣе пускаются въ теоріи са мыя смѣлыя н несбыточныя. Оші-то наводня ютъ литературы потокомъъ голословныхъ со чиненій, которыя въ состояніи поселить въ чи- С У Б Б О Т А , а ж. Ш J р ™ А в*г> l i f j l м э» / й ів. jtX A i Jui £‘ >’A,J 1 8 S О Г О Д А . Ч А С Т Ь Н Е О Ф И Ц І А Л Ь Н А Я . ,87 тателѣ только недовѣрчивость къ трудамъ уче нымъ, и наводятъ тѣнь сомнѣнія ыа пользу те оретическаго образованія—Наконецъ самыя дѣльныя теоріи остаются часто безъу спѣшны ми въ исполненіи отъ неумѣнія примѣнять ихъ къ дѣлу. Теоретическое разумѣніе дѣла раз вязываетъ глаза практику, для того чтобы пред видѣть возможныя послѣдствія отъ употреб ленія того пли другого способа. При этомъ только условіи онъ въ состояніи сообразить разнообразіе окружающихъ обстоятельствъ, ко торыя въ каждомъ данномъ случаѣ обусловли ваютъ особенные способы примѣненія теоріи. Эгимъ объясняется предубѣжденіе, обнаружи ваемое практическими людьми къ указаніямъ науки, которыя въ ихъ исполненіи оказывают ся часто вовсе недѣйствительными. Эго видимое несогласіе теоріи съ практикой, доказывающее впрочемъ только необходимость тѣснаго сближенія между собою, служитъ о- сяованіемъ мнѣнію о безполезности науки на* шей въ томъ ея значеніи, какое мы усвоили ей въ нашемъ разсматриваніи. Какъ предметъ изученія, иыкн’щаго цілью приготовлять че ловѣка къ практической дѣятельности, оіиі дол жна, ■ говорятъ, излагать правила, дѣйствитель но принятыя въ сельскомъ хозяйствѣ, которыя служили-бы ему руководствомъ на всякомъ ща- гу его дѣятельной жизни; а не пускаться въ общіе взляды, взятые изъ другихъ наукъ, безъ которыхъ практика весьма легко обходится. Мы в и д ѣ л и уже тѣсную связь, которая со единяетъ практику сельскаго хойяііетва съ вено Могателыіыми науками. Не признать этой свя зи, значитъ отказаться отъ возможности ясно видѣть вещи, и обречь себя на то, чтобы вѣч но искать дороги ищу пью, пли безсознательно и д т и н о проложенному слт.ду. Мы не въ состоя ніи убѣдиться въ плод< творности знаній, ко торыя принимаются па вѣру и, обременяя па мять, не развиваютъ ума; а это составляетъ конечную ив.и, всякаго образованія. Собраніе Фактовъ и убѣжденій извѣстнаго рода не за служиваетъ названія науки, если непроникнуто яснымъ et знаніемъ и хъ истииности. Съ этой точки зрѣнія мы сомнѣваемся въ ѵчебной поль зѣ такъ называемыхъ практическихъ курсовъ сельскаго хозяйства, которые берутъ на себя — напутствовать учащагося наставленіями са всѣ случаи н потребности его будущей дѣятельной жизни. Оин г:е остаются правда совершенно безполезными для практики, сообщая указанія и рецепты, которые въ жизни могутъ приго* литься, точно такъ, какъ народные лечебникп очень часто бываютъ полезны для людей имѣ ющихъ пужду въ ихъ помощи. Но лечебникъ не сообщитъ знанія медицины, и изъ практи ческаго курса сельскаго хозяйства нельзя пз- I влечь раціональнаго знанія дѣла. Мы готовы I утверждать, что въ дѣлѣ обученія подобное направленіе можетъ быть даже вредно. Поло жительныя правила тѣмъ глубже укореняются въ убѣжден.и учащагося, чѣмъ важиѣе для не го авторитетъ учителя, или заведенія, гдѣ онъ 0 ихъ пріобрѣтаетъ, н получаютъ для него обя- j зателыіую силу на всю жизнь. Эго вліяніе не избѣжно, и оно-то не позволяетъ часто чело вѣку, вышедшему изъ практической школы, перенимать что-нибудь новое у другихъ, или даже извлечь пользу изъ собственнаго опытз, если онъ даетъ указанія несогласныя съ тѣми правилами. 13 обще догматизмъ въ дѣлѣ агрономическаго образованія поможетъ быть д пущенъ безъ яв наго вреда для учащагося поколѣнія. Сельская нромыш іегшость безпрерывно идетъ впередъ; всякое покушеніе оковать убѣжденія будущихъ ея дѣятелей извѣстнымъ спеціальнымъ направ леніемъ не будетъ-лн препятствіемъ свободно му ел развитію? Нельзя смотрѣть на современ ное русское хозяйство какъ па что-нибудь за- 1 конченное. Сознаніе, что мы все дѣлаемъ, что i позволяютъ Физическія а экономическія отно- I шепія, въ которыхъ мы поставлены—высказы ваемое нѣкоторыми нашими хозяевами—конеч но очень успокоительно, но въ немъ нельзя не видѣть самообольщенія. Допустимъ даже, что хозяйство наше стоитъ на самой высокой сте пени, на какую только позволяютъ ему под няться упомянутыя отпошенія; намъ еще ос- ,— 88 — таетея безпредѣльное поле дѣятельности вг борьбѣ съ самыми этими отношеніями. Не под чвшятъоя пмъ безусловна, а уничтожать, по мѣрѣ голъ и возможности, всякое неблагопрі ятное ихт вліяніе—вотъ въ чемъ состоитъ вѣко вая задача иекустга въ сельскомъ хозяйствѣ. ’Современное еуо состояніе мы Должны разсма тривать какъ отдѣльный переходный моментъ въ безконечномъ историческомъ рѣшеніи этин за дачи. Эго воззрѣніе допускаетъ только услов ное значеніе миѣвій и правилъ, которыми ру ководится практика извѣстной мѣстности и извѣстнаго народа. Усвоввать имъ въ убѣжде ніи учащагося поколѣнія обязательность непре· рѣкйемую—значитъ отнимать у него побужде ніе искать чего-нибудь болѣе удовлетворитель наго, другими словами, останавливать всякій прогресъ. Если наука сельскаго хозяйства, какъ прод ыетъ приготовительнаго образованія, должна ИМѢТЬ въ виду потребности учащихся, опредѣ ляемая мѣстными отношеніями промышленно сти; то оставаясь вѣрною своей идеѣ, она не можетъ ограничиться подробнымъ изученіемъ Дѣйствительности, накоса· она есть, но Должна поставить себѣ направленіемъ разбирать се кри тнчесяи. объяснить, почему опа именно такова, н дать возможность убѣдиться въ необходимо ста улучшеній, какія въ ней Могутъ быть сдѣ лапы. Ясное понятіе о дѣлѣ весьма много выигры ваетъ чрезъ сравнительное разсматриваніе оред метовъ. Но этому вѣрное сужденіе о своемъ невозможно безъ изученія того, что сдѣлано въ другихъ странахъ. Съ этой точки зрѣнія, нельзя не порицать односторонности замѣчае маго въ Нѣкоторыхъ изложеніяхъ стремленія— ограничивать неуку с» Фактической ся сторо ны только дгкчь.мп, относящимися къ извѣст ной спеціальной мѣстности . Весг-.ыа важиое пособіе для теоретическаго изученія сельскаго хозяйства доставляютъ учеб ныя Фермы. Зсведеюя этого рода имѣютъ со вершенно тоже значеніе, какъ клиники при нзуденіл медицины пли лабораторіи при изу ченіи химіи. Учебная Ферма доіжна доставить учащемуся случай ознакомиться на дѣлъ съ nos можно большимъ разнообразіемъ практиче скихъ способовъ сельско-хозяйственнаго произ водства, въ предѣлахъ полагаемыхъ м ѣ стн о й примѣнимостію этпхъ способовъ. По самой сущ ности дѣла, эти образцы должны быть наисо- вершециые въ своемъ родѣ, т. е., по возмож ности сообразные съ указаніями теоріи. Эго обстоятельство естественно стѣсняетъ соотвѣт ственное развитіе подобныхъ заведеній со сто роны экономической} соображаясь съ вышеиз ложенными цѣлями, оіш должны принимать въ свой составъ и такія производства, которыя въ одномъ ц томъ-же хозяйствѣ не могутъ стоять въ экономическомъ соотношеніи съ остальны ми. Потому-то учебно-практическія хозяйствен ныя заведенія, разсматриваемыя въ ихъ цѣ ломъ составѣ, иедыжно принимать образцами того, какимъ образомъ отъ сельскаго хозяйст ва получать наибольшій доходъ} весьма часто подобныя заведенія не въ состояніи бываютъ сами себя содержать и получаютъ ежегодныя пособія отъ правительствъ. Назначеніе ихъ, потеряемъ, состоитъ въ томъ, чтобы знако мить съ отдѣльными подробностями хозяйства иъ ихъ улучшенномъ видѣ. Другое весьма важ ное назначеніе учебныхъ Фермъ состоитъ въ производствѣ сельско-х< зяйственвыхъ опытовъ. Частный человѣкъ не всегда рѣшится риско вать успѣхомъ своего производства, не будучи напередъ увѣренъ вт. удачностп опыта. Сверхъ того сельско-хозяйственные опыты требуютъ особенной сноровки, иногда разностороннихъ соображеній, а это также не всегда найдется въ человѣкѣ практическомъ. Подобныя занятія на Фермахъ могутъ быть въ высокой степени полезны для учащихся, о они то доставляютъ наукѣ матеріалы, наиболѣе надежные. Но и теоретическіе курсы н занятія па учеб ныхъ фермахъ служатъ только пропедевтикой къ наукѣ жизни, школѣ самостоятельнаго на блюденія п опытности. Только въ зтон школѣ сельскій хозяинъ получаетъ свое окончательное ,89 образованіе, и дѣлается тѣмъ, чѣмъ онъ мо жетъ п долженъ быть. З іконы с. хозяйственной промышленности въ дѣйствительной жизни проявляются не совер шенно тѣми самыми явленіями, которые мы изучаемъ въ отвлеченномъ ихъ разсматриваніи. Вь безконечно-разнообразномъ сочетаніи дѣй ствующихъ силъ, взаимно ограничивающихъ и маскирующихъ одна другую, которое представ ляетъ намъ жизнь, наблюдатель неопытный, хотя уже и знакомый съ каждымъ изъ дѣяте лей въ отдѣльности, весьма легко теряется, встрѣчая явленія неожиданныя. Такъ наука зна комитъ пасъ съ Физическими и химическими свойствами различныхъ почвъ η тѣми видами кѵ.іьтѵры, которыхъ каждая изъ иихъ требуетъ. Но гдѣ въ природѣ найдемъ мы эгп почвы въ томъ нормальномъ смѣшеніи составныхъ частей, которое принимаемъ мы въ нашихъ классифи каціяхъ? Небольшія по видимому особенности каждой данной почвы уже въ этомъ одномъ отношеніи имѣютъ свое неотразимое вліяніе на способы ихъ обработки; оно до чрезвычайности усиливается въ соединеніи этого обстоятельст ва съ безконечно-разнообразными сочетаніями отношеній, выражаемыхъ весьма сложными по нятіяма: климатъ и мѣстное положеніе. Наука разсматриваетъ вліяніе этихъ отношеній въ отдѣльности; не въ ея возможности иредуіа дать всѣ комбинаціи, въ которыхъ оиа способ ны встрѣчаться въ дѣйствительности. Такимъ образомъ, при теоретическомъ обра зованіи самомъ С олидномъ , при самокъ счаст ливомъ врожденномъ талантѣ соображенія, че ловѣкъ. вступающій въ практическую жизнь, встрѣчаетъ на первыхъ шагахъ затрудненія, которыхъ ofifb на предвидѣть, не устранить бываетъ не въ состояніи, и по необходимости дѣлаетъ ошибки,—къ великому соблазну ру тины, которая въ этомъ обстоятельствѣ пахо дитъ свои главные доводы противу пользы те оретическаго образованія въ дѣлѣ с. хозяй ства. Эта ошибки, неизбѣжныя при всякомъ на чинаніи, даютъ сдиакоже человѣку теоретиче ски образоваисэву только случай пріобрѣтать новыя знанія, новыя средства для будущихъ ί успѣховъ. Наклонность вникать в?, причины і явленій, знакомство съ дѣйствующими силами – мало по налу открываютъ ему глаза па то по- I ложеніе, въ которомъ онъ поставленъ, п ука- I зыиатъ ему надлежащіе способы дѣйствовать. I II если онъ въ началѣ долженъ бываетъ I учиться по видимому наравнѣ съ человѣкомъ I вовсе неприготовленнымъ, то онъ имѣетъ не* i’ ре іЪ ііимъ важное преимущество въ способно- i сти вникать во внутреннюю зависимость явле* ! ній, съ которыми онъ имѣетъ дѣло , ве играно· f чиваясь одною только внѣшней, часто случайной ί пхъ связью, на которой останавливается обы кновенно вниманіе наблюдателя пеобразовап- ‘ наго; а это даетъ опытности человѣка просвѣ- I Щечнаго огромный перевѣсъ относительно вѣр- ) ностіі взглядовъ ц практической пользы пра- I вилъ, изъ нея извлекаемыхъ I Нельзя умолчать объ одномъ справедливомъ – упрекѣ, который навлекаютъ иногда на себя 1 ученые хозяева. Стремленіе къ знанію, жела- 2 ніе испытать разнообразіе способовъ, которые I всегда на готовъ у человѣка теоретически об- I разованнаго, увлекаютъ ихъ часто въ опыты а I іредпріят:я разорительныя. Зго надо разсодт- Я ривать какъ односторонность, какъ уклоненіе 0 отъ главной цѣли, происходящія отъ иедостат- 1 ка благоразумія н вопреки указаніямъ семой I науки. 4 Теоретическое знаніе дѣла и собственная 8 опытность не избавляетъ с. хозяина отъ необ ходимости изучать Мѣстные способы производи і| стза. Въ своей образоваиности онъ зсегда най- ’] детъ средства отличать въ нихъ то, что есть [S слѣдствіе предразсудковъ, клп дѣло привычки ? и обычаевъ, огъ практики обусловленной гшо tj голѣтнамъ наблюденіемъ мѣстныхъ язленіа, и изъ примѣра и сужденій простолюдина извле- 1 четъ для себя уроки наставительные. Только неблагоразуміе ts ультрпроваішое стремленіе къ ? раціональному могутъ заставить пренебрегать I этими важными средствами практическаго об- 5 разеванія. ^ lie менѣе пользы ьъ этомъ отЕошеиіа мо ,жетъ извлечь для себя с. хозяинъ отъ агроно мическихъ путешествій по различнымъ стра нами своего отечества. Онн тѣмъ болѣе необ ходимы для русскаго хозяина, что въ литера турѣ н яней онъ ве найдетъ много обстоятель ныхъ свѣдѣній о состояніи сельскаго хозяй ства в?» различныхъ частяхъ имперіи; ктоыу- я;е описанія, какъ бы хорошо онн небыли сдѣ ланы, не могутъ дать такого яснаго понятія о дѣлѣ, какъ личное наблюденіе, особенно отно сительно практики с. хозяйства, гдѣ много зна чатъ частности, легко ускользающія отъ вни манія при нѣсколіко общемъ разсматриваніи предмета Надо желать, чтобы агрономическія путешествія вын.ш у насъ съ такое-же обы- . ·* ■ кіювеніс, въ какомъ мы находимъ ихъ въ Г< р- маиіи. Тамъ составляюіъ онн обязательную потребность для всякаго образованнаго помѣ щика. Ничто не развиваетъ такъ самостоятель ности и многосторонности сужденія, какъ на блюденіе различныхъ образцовъ, столкновеніе съ людьми различныхъ убѣжденій въ одномъ π томъ же національномъ дѣлѣ с. хозяйства. Сь другой стороны агрономическія путешествія, нрп обнародованіи наблюденій, послужили-бы къ обогащенію матеріалами самой науки с. хо зяйства въ ея примѣненіи къ потребностямъ отечественнымъ. Съ за ой стороны въ ней все го болѣе еще остается сдѣлать,—Въ обшир номъ кругу нашихъ дворлнъ-п< мѣЩиковъ раз лито много образованія. Въ каждой мѣстности встрѣчаются истинно просвѣщенные хозяева; ихъ знанія однако-же невсегда передаются пу бликѣ, η дѣлаются достояніемъ общественнымъ. Отъ какихъ-бы особенностей нашею соціалъ наго развитія это ни зависѣло, нельзя не со жалѣть β томъ во имя пауки п пользы обще ственной. Путешествія въ чужихъ краяхъ по странамъ, особенно замѣчательнымъ въ с. хозяйственномъ отношеніи, принадлежатъ также къ числу са мыхъ Дѣйствительныхъ средствъ практическаго образованія для с. хозяина. Нѣтъ никакого со мнѣнія, что промышленность каждой страны должна развиваться самостоятельно, что слѣ пое подражаніе ппостранпому ведетъ только къ ошибкамъ. Но опытъ другихъ всегда уве личиваетъ массу нашихъ знаній, хотя бы даже только отрицательными выводами. На роды западные старѣе насъ въ дѣлѣ промы шленнаго образованія. Наука е. хозяйства раз вилась па ихъ почвѣ, н имѣла уже время срод ниться у нихъ съ дѣйствительною жизнію Не- благоразумно безъ разбору перенимать у ино странцевъ ихъ практику, которая иногда намъ вовсе не будетъ годиться. Но учиться у нихъ умѣнью сооображать практику съ теоріей, и извлекать выгоды изъ отношеній самыхъ не благопріятныхъ д ія промышленности—мы всег да можемъ съ большою пользою для себя. Въ убѣжденіи, что относительно практики намъ вовсе почему учиться у иностранцевъ, выска зываемомъ нѣкоторыми нашими хозяевами, нельзя не видѣть большого увлеченія Не у аііглнчшъ-ли переняли мы пскуство усовер шенствованнаго коннозаводства? Не нѣмцы-лк были нашими учителями въ дѣлъ тонкоруннаго овцеводства -промышленности, которая сдѣла лась народшю въ нѣкоторыхъ странахъ наше го отечества? И сели посмотрѣть безъ преду бѣжденія, то немного найдется улучшеній въ нашемъ хозяйствѣ, въ которыхъ бы нельзя было открыть вліянія образцовъ иностранныхъ. Человѣкъ теоретически-образованный, про никнутый сознаніемъ тѣсной связи, которая соединяетъ между собой отдѣльные виды про мышленности, ее оставитъ безъ изученія раз личные промыслы, находящіеся въ соотноше ніи съ с. хозяйствомъ, и съ участіемъ будетъ слѣдить за общимъ движеніемъ народной про мышленности и торговли. Въ этомъ изученіи найдетъ онъ данныя для соображеній меркан тильныхъ, и съ другой стороны оно предохра нитъ его отъ односторонняго стремленія къ личному интересу, которымъ частные предпри ниматели вредятъ весьма часто общему благо состоянію. Въ дѣлѣ промышленности, повто римъ еще разъ, только общія, единодушныя усилія массы, необходимо предполагающія по- жертвовація и уступки со стороны частныхъ 90 ,9 ί — лицъ, приводятъ къ результатамъ благодѣтель нымъ для всѣхъ, слѣдовательно и для кажда го въ особенности. Готовность содѣйствовать общемѵ благу всѣми возм- жиыиіі средствами есть обязанность каждаго члена общества; въ лей заключается необходимое условіе обшест* веннаго благосостоянія. Мѣры правительства, самыя благодѣтельныя, для успѣшнаго пспол ненія своего требуютъ дружнаго и живого со дѣйствія со стороны частныхъ лицъ, къ ноль аѣ которыхъ онѣ направлены. Д .повременное и тщательное практическое вз\ченіе промышленности во всѣхъ ея подроб ностяхъ, въ многосторонней ея сопрпкосновен пости со всѣмъ тѣмъ, что имѣетъ къ ней ка кое либо отношеніе, Даетъ образованному че довѣку данныя для соображеній, опредѣляю іцнхъ образъ удачнаго примѣненія теоріи въ каждомъ частномъ случаѣ, и только тогда те оретическія знанія становятся вполнѣ плодо твориыми для жизни. Такимъ обраа<>м7> не вдругъ обнаруживаются полезные результаты отъ теоретическаго образованія въ с. хозяй ствѣ. Ма ю по-малу вырабатываются они тру домъ практическимъ, и по мѣрѣ т< го какъ об разовшпое поколѣніе мужаетъ въ опытности, вмѣстѣ съ нимъ зрѣетъ плодъ ученія. Въ видахъ прогресса общественнаго, теоре тическое образованіе въ с. хозяйствѣ имѣетъ важное значеніе и по всей справедливости со ставляетъ предметъ особенной заботливости со стороны правительствъ. Дѣйствуя па понятія молодого поколѣнія, всегда готоваго сочувство вать всему истинно полезному и раціональному, свободнаго еще отъ п работнтелыіаго вліянія привычки п обычаевъ, наука приготовляетъ для общества дѣятелей разумныхъ, проникну тыхъ сознательнымъ убѣжденіемъ въ неибхо- дны стн стремиться кт, улучшеніямъ, и имѣю щихъ въ виду разнообразные способы къ вы полненію этой цкли. Другія средства, которы ми стараются подвигать впереди сельскую про мышленность, не приносятъ той пользы, буду чи направлены къ поколѣнію уже дѣйствую щему, нелегко усвопвающ; му что-нибудь но вое, π пепсегда способному измѣнять однажды принятыя убѣж іенія. Съ чувсівомъ національной гордости можемъ мы сказать, что попеченіями просвѣщеннаго правительства намъ открыты способы агроно мическаго образованія, какихъ не найдемъ во многихъ изъ самыхъ образованныхъ странъ Европы. Не говоря уже о многочисленныхъ земледѣльческихъ школахъ для практическаго образованія крестьянъ, которыя не входятъ въ предметъ настоящяго разсматриванія, наши университеты и лицеи нм йотъ каосдры сель скаго хозяйства, соединенныя съ отдѣленіями камеральныхъ, или естественныхъ наукъ. Эго предполагаетъ въ слушателяхъ, посѣщающихъ лекціи с. хозяйства извѣстное приготовитель ное изученіе вспомогательныхъ наукъ. II* рас поряженію господина министра народнаго про- овіщенія публичные кѵрсм читаются въ го родахъ, лишенныхъ возм >жіюсти пользоваться уішверси Г’-тскнмъ преподаваніемъ Наконецъ ны имѣемъ особые институты д ія enemaji.ua- го агрономическаго образованія. Горыгорецкій И i отиту ть, по своему составу и богатому снаб женію вепомогате.іыіымц средствами, долженъ занять одно изъ первыхъ мѣстъ между евро пейскими заведеніями п .добнаго рода Молодое поколѣніе начинаетъ діятельво поль зоваться этими благодѣяніями правиіе.іы тва. іі готовитъ счу въ будущемъ ревностныхъ со трудниковъ въ дѣли хозяйственнаго улучшеиія Россіи. I!, ОТЕЧЕСТВЕННЫЯ ІІЗВБШЯ, Санктпетербургъ Съ ночи съ 15 на 1G Фев раля скончался здѣсь, на 7 1 году отъ рожде нія, пасторъ нѣмецкаго реформатскаго прихо да, I іаииъ фонъ Муральтъ. Г осударь И мператоры промявъ съ благово леніемъ книгу: ..Жизнь Елисаветы Кульмаиъ,“ Всемилостивѣйше изволилъ пожаловать пере* ,92 водчицаѵъ оной, дочерямъ статскаго совѣтника дъвнпамъ Марьи ц Елисаветѣ Бу рнашевымъ, чрезъ I’. министра народнаго просвѣщенія, по дарки: Фермуаръ и брилліантовыя серьги. Нъ воскресенье, 10 Февраля, разыграна 7 я Лоттерея художественныхъ произведеній, въ присутствіи Гг. членовъ комитета общества поощренія художниковъ а посѣтителей, въ до- >і ь ыузеѵма графа Румянцова. Москва. 25 Февраля, въ той-же залѣ, гдѣ мо сковское общество привыкло выслушивать сло во науки, оно испытало впечатлѣніе новое здѣсь, прекрасное вездѣ и родственное первому, впе чатлѣніе музыкальное, ы/гораго главными ви новниками были Г г. студенты университета. Мысль оиааружить передь обществомъ му зыкальные успѣхи и дарованія родилась въ са михъ cry центахъ. А какъ прекрасное исегді другъ добраго, то художественная мысль соединилась съ другою—помочь ближнему въ своемъ нуж дающемся чоіариіцѣ. Московское общество от в I.чало на эгѵ мысль. Восемьсотъ посѣтителей наполняли залу университета. Графъ А. А За креискін, маститый воинъ А 1). Ермоловъ н шютіе другіе сановники столицы посѣтили ятоть концертъ и рукоплескали музыкальнымъ X сикхамъ U доброму дѣлу студентовъ универси тета (л, удовольствіемъ ы<>гли замѣтить і»сі: чт- внѣшшй расиоряд н;ъ принадлежалъ молодымъ хозяевамъ концерта, киг>рые виішаніемъ и бла говоспитанными пріемами очаровывали всѣхъ гостей своихъ. Одесса ‘1 Февраля —28 января суд >ходство возобновилась отплытіемъ шести судовъ за гра ницу: 31 января вошли въ п’ргъ два судна прибывшія изъ Константинополя Петрозаводскъ, 1 января. Вь концѣ мпнув- шаі о года открыта, при Олонецкомъ приказъ общественнаго призрѣнія, сберегатель!» ш касса. Ьолокола искъ Московской губерніи, Волоколам скаго у ѣзда, въ госѵ д ірсгвенномъ селѣ Буйго- родѣ. крестьянинъ Григорій Васильевъ и жена его Н іетасья Петрова, наѣвшись 8 декабря •солеион рыбы, неизвѣстно гдѣ ими купленной, занемогли п вслѣдъ за тѣмъ умерли: Петрова 9 то, а Васильевъ 10 декабря. Архангельскъ , 1 1 Февраля —На бывшую, съ 10 по 20 января, въ городѣ Мезени, крещен- скмо ярмарку, привезено разныхъ товаровъ на 11.180 руб., продано на 7,163 руб. 13 Февраля.—Съ навигаціи 1850 г., бу дутъ открыты биржевый купеческія собранія, въ биржевомъ зданіи при здъшней таможнѣ. Эти собранія будутъ происходить еженедѣльно по вторникамъ ц пятницамъ, отъ трехъ до пя ти Часовъ по полудни. 18 февраля—Сего утра всѣ жители Архан гельска, съ глубокою душевною горестію, из- вѣстились о кончинѣ главнаго начальника сво его, Г. военнаго губернатора и главнаго коман дира порта, вице-адмирала Александра Ивано вича де Траверсе 1-го. Тула —Тульской губерніи, Каширскаго у ѣз да , въ селѣ Мокромъ Ядѣ, помѣщика Г.іі.бова- Стрѣшнева, сгорьли, отъ злоумышленнаго под жога. три крестьянскіе двора, съ убыткомъ на 859 руб. Поджигъ произведенъ былъ кресгья- іішміъ того-же помѣщика Міксныоиъ Саыон- I вынъ, который,находясь въ рабоч нпклхч, у дру гою крестьянина, Семенова, быль посланъ иѵп., I· ноября, въ лѣсъ за дровами, и возвратясь оттуда на другой уже день, получилъ отъ се мейства Семенова за долгую отлучку доаіоворч } иа іеерженный ч ѣмъ на хозяевъ, оігь, на слѣ- іу ющій же день вечеромъ пригоч-ові.въ для ско та кормъ, ВЗЯЛЪ изъ избы фосфорныхъ іекъ, и зажогъ ими надъ собою содомяииую неледу. Острогожскъ (В роиежскон губ ) -I Февраля.— Въ пользу сиротъ, оставшихся нослв сгорѣк- ні іхъ 16 августа 18Ί-9 г., прислано еще 33 руб.} сч, прежними У УТ р. 50 к., аго соста витъ 1027 руб 50 коп. Мензелинскъ, 1 Февраля. Зіѣшняя ярмар ка, составляя главное и первое зимнее торжи ще въ Оренбургской іубернін, имѣла ныив на съѣзди своемъ до 23, 5 ‘i2 человѣкъ разнаго званія. Торговля шла довольно дружно} чова· ровъ было рривезеио на 1,901,8 -¾ руб., а иро- ,— 93 – дано па 1,109.818 руб. Вь городскіе доходы Поступило съ ярмарочныхъ помѣщеній со ору до 1 0 ,-’ ѣ Я 6 р. 92£ к ., а жители за квартиры получили до 10,000 руб. Уфа. Въ послѣднее время въ здѣшнемъ при казѣ общественнаго призрѣнія открыта сбере гательная касса. Тиф * исъ, 11 Февраля. По Закавказскому карантинно-таможенному округу, въ ноябрѣ 1849 г., привезено товаровъ на 318,003 р. 63 к.; вывезено н» 91,‘237 р. 90 к ; пошлинъ поступило на 37.101 р. 89 к. Вь Ленкорани тамошнее благородное обще стаи, по примѣру тифлисскаго, устроило те атръ въ пользу бѣдныхъ, и въ первый розъ, съ большимъ успѣхомъ былъ разыгранъ воде валъ Вицъ мундиръ. Въ скоромъ времени будетъ исполнена комедія: Горе отъ ума. Вь этихъ представленіяхъ приняли живое участіе внѵки талыманскаго владѣтельнаго хана, Миръ-Ибра- гнмъ и Мзръ-Али Г.ілмхановы. Ленкорань, какъ извѣстно, находится въ самомъ южномъ угодій русской Имперіи. IIL ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1) Въ водолечебномъ за едеиін, находящемся близь города Чу і’уева. въ селеніи Кочеткѣ, вновь у поены вь прошломъ году для пріѣзжаю щихъ удобныя квартиры со всего нужною ме белью. о чемъ учредитель сего заведенія имѣетъ честь извѣстить желающихъ посѣтить это за веденіе и пользоваться въ немъ. Хроническія б лѣзни, въ коихъ преимущественно водолече ніе оказывается полезнымъ суть: ревматизмъ·, л. мота, засгарѣлыя котарры, головныя боли особенно ревматическія и отъ приливовъ кро ви происходящія, удушье, кровохарканье, силь ное трепетаніе сердца, завалы брюшныхъ внут ренностей. разныя гемороидальныя страданія, ипохондрія, страданіе женскаго оріанизма отъ неправильнаго или недостаточнаго мѣсячнаго очищенія происходящія, разиыя слизетеченія, слабость и отягощеніе тѣла, нѣкоторыя пара личи, накожныя сыпи всякаго рода, слабость ди іцева ригельныхъ органовъ, долговременные поносы, разныя золотушныя страданія, язвы разнаго рода и проч.— Въ эгомъ году въ водо- • ечебномъ заведеніи вь Кочеткахъ, кромѣ ле- чешя водою будетъ еще употреблено, гдд; пред ставится къ тому надобность, лечете га.івано- магиитіюе, леченіе свѣжими растительными со ками и сывороткою. Водолечебное заведеніе въ Кочеткахъ откры то съ Высочайшаго разрѣшенія иъ 18гѣ7 году въ теченіи этого времени было больныхъ въ заведеніи въ 1847 іоду 85, изъ нихъ выэдо- аовѣдо 67, получило облегченіе 8. безъ облег ченія уѣхали 7, иекоичивъ леченія оставили за- ведеиі: 3; кром ѣ того пользовались одержимыхъ холерою 38 человѣкъ, которые всѣ выздоро вѣли.— Въ 184-8 г. прибыло 129 больныхъ, вы здоровѣло 1()4-, подучило облегченіе 19. безъ облегченія оставили заведеніе 3, умерло 3; въ числѣ умершихъ было 1 отъ холернаго тііфѵ – са, I отъ чахотки, 1 отъ холеры,- всѣхъ хо- іерныхъ было 4-1. Въ 1849 г. поступило 111, выздоровѣло 89, подучило облегченіе 15, безъ облегченія оста вили заведеніе 7. 2) Нѣкто желаетъ купить нмъніе въ близ комъ разстояніи отъ Москвы Кіева, Харькова, Полтавы или другого значительнаго города въ средней полосѣ Россіи, цъною около 30 тыс. руб. серебромъ. Желающихъ продать просятъ покорнѣйше дать знать предварительно крат кою запискою въ С-Петербургъ, Литейной части ио Графскому переулку, в ъ д о м ѣ Амбро- симовой, Александру Губареву. 3) Симъ объявляется, что прибылъ въ гу бернскій г. Харьковъ извѣстный въ Россіи изобрѣтатель новаго снаряда для винокуренія, Фридрихсгамскій купецъ Егорѣ Егоровичъ Яффа, имѣющій привилегію диииуіо отъ министерства ,- 99 – Финансовъ m десять .Л тд, о чечт пзвѣщают- | с р. Гг. с держатели винокуренныхъ заводокъ. Квартира еги. Ят>т>а, въ 1-й части, въ домѣ Бу- тенковой, н а Рыбной улицѣ. — і . U) Продается половинная часть двороваго мѣста, состоящаго вблизи Арчангело Михай ловской церкви, въ концѣ плацъ-парадпоп пло щади, па углѣ; оцѣпѣ узнать отъ самого вла дѣльца, цеховаго Федора Богданова.— 1. 5. ) Продажи: 1-е, въ г. Харьковѣ старый Домъ съ дворовымъ мѣстомъ; 2-с, хуторъ въ 95 верстахъ отъ Харькова съ шинкомъ; до хода съ онаго 200 р. сер., и 3-е, лѣсная дача въ 5 съ под. верстахъ отъ Харькова съ дохо домъ по контракту 120 р. сер.; желающіе могутъ купить выгодно.— А о ц ѣ н ѣ х знать въ Харьковскомъ Казначействѣ отъ титулярнаго совѣтника Николая Степанова сына Атамани- чеоко.— 3. 6. ) На С ученой ѵ.іпцѣ продается домъ Харь ковской почетной гражданки Александры Щсл- ковоіі; о ці.нѣ у.икть м жпо у владѣтельпииы онаго,— 3. Выѣзжаетъ за границу. 1 ) Ганноверскій подданный, булочникъ Луд вигъ Траубе.— 3. Съ /0 ;о по 16-е Марта въ горсдь ПРІѢХАЛИ: Изъ г. Аѵтырки, полковникъ Кокушкинъ; г. Курска, коллежскій асессоръ Розовъ; г Зміева, отст. маіоръ Щербаковъ; г. Ку плоска, отст. маіоръ Абаза п коллежскій ассессоръ Кілннцынъ; г , Курска, подполковникъ ф о ііъ -К лотъ ; г . Гадя ча, лекарь Грабовскій; г, ІІовочсркаска. сотникъ Кибриковъ. В Ы Ѣ Х А J И: Въ с. Печенѣги, полковникъ Тимковскій; г. Изюмъ, отст. полковникъ Коріцовъ; г. Полтаву, п о л к о в н и к ъ К о со в с к ій ; г . Чугусвъ, подполков- іііік ь Зарудный; г. Ку нянекъ, отст. маіоръ Аба- з а ; г. .Іебедннъ, подполковникъ Халаховъ; г. Одессу, маіоръ ф он ь-Копгаге.іь; г. Полтаву, м а і о р ы : Соболевскій и Самоловскій; г. Сумы, коллежскій ассессоръ Шабельскій; г. Курскъ, полковникъ Фонь-ІѴІпрбахь; г. Изюмъ, почтмей стеръ Пономаревъ; С.-Петербургъ, лекарь Гра- бовскій. ,ion M ete ,p лопгіе кія наблюденія . дѣлаемыя пру харьковскомъ университетѣ . Печатать доаволяется. Харьковскій Грааідацскін Губернаторъ, дѣйствительный статскій совѣтникъ Траскипъ, >Іѣсяць и число. Часы наблюденія. Высота Ьарометр при 15 J R* I Тормом. R. llanxeu, суточная темпе рат. 1 Іа ибо л. сѵточнал темпе рат. С О С Т О Я Н ІЕ А Т М О СФ ЕІ· Ь 1850. Мартъ, о 9 ч. утра 5 — по по* 9 .одни. 58G,59 585,58 580,39 , – 3 .5 —2,6 г·· – 5,5 —2 Пасмурно. безоблачно· Пасмурно. 3. 9 ч. утра 5 — по по» 9 — .одни- 578,70 1 581,79 589,47 —4 — 5,7 —7,2 -7 ,2 – 3,7 ~ ί Ірояспѣ наСТъ. Пасмурно. Ясно. 4 . 9 ч. утра 3 — по И С – 9 — ЛУДНІЬ 585.07 586,37 586,33 – 7 ,3 —5,6 — 8 — 9,6 — 4,3* безоблачно—ясно. Около полудня облачно-йс но. S . 9 ч. у тр а 3 —- П О ІІ О – 9 — . і у д ш ь 589,30 589,47 5?;a:»S7 —6 – 6 ,9 —9 — 10,5 ~ —6 Пасмурно. Сиѣг ыідстъ· 6 * 9 ч. утра 5 — но по* 9 — дуди и. 593,12 593,77 593.93 — 7,2 —4,9 – 9 ,5 —9,5 —4,9 Облачно—ясно. 7 . 9 ч. утра 3 — по по- 9 — л у дни. 593,75 595.33 592,97 — % < 2 t — 5,1 -8 ,7 -3 ,1 Ясно. М ѣ с т а м и с б л а ч ы о . 8. 9 ч . у т р а 5 — по по* 9 — .одни. 592.97 592,49 592,05 —6,3 -2 ,5 —6 -6 ,9 -1 ,5 • П а с м у р н о . І й ѣ г т а і в і н р о г л я – і л я д ы к а с т ъ сп н е о .у . Облачно.