ХАРЬКОВСКІЯ ГУЕВЕКІНІ B lim n L ЧАСТЬ НЕОШИЩАІЬбАЯ. л? іі. С733СТА, МАРТА 15 ДНЯ, 1858 ГОДА. о х і ш о і с я і ш ш в . С ЕИЗЯІОТЗК’З Х арьковскаго ДУХОВНАГО КОЛЛЕГІУМА. Бибііотева Харьковскаго Коллегіума (вьѵнѣ Семинарія) весьма замѣчательна по важности книгъ, большею частію ду ховнаго содержанія. Она своимъ нача ломъ также обязана Епифанію Тихор- скому, Епискому Бѣлгородскому, тому же самому ревнителю духовнаго просвѣще нія на Украинѣ, и первому основателю въ Харьковѣ Духовнаго Коллегіума (*). Желая предоставить и учебныя пособія вновь основанному училищу, Епифаній первый пожертвовалъ въ основаніе но вой библіотеки всѣ свои книги, до 50 (*) Въ Харьк. Соминар. библіотекѣ находится портретъ Преосвященнаго Е ііифянія Тихорскаго во весь ростъ, въ иолиоиъ святительскомъ об лаченіи. ,номеровъ и 80 экземпляровъ, съ над писью своею рукою на каждой книгѣ. Всѣ эти книги духовнаго содержанія, на латинскомъ и греческомъ языкахъ. Въ 1732 году Колдег. библіотека зна читедьно бы іа умножена пожертвова ніемъ собственныхъ книгъ ІІреосвяіцен нымъ Діонисіемъ иди Досиѳеемъ (Bar- дановвчемъ Любимсвимъ, Архіепископомъ Бѣлгородскимъ), который по лобни къ просвѣщенію оказалъ великую услугу библіотекѣ еще тѣмъ, что исходатайство валъ у Г осударыни И мператрицы А нны І оанновны позволеніе, по которому всѣ книги покойнаго Митрополита Ряіанск., Стефана Яворскаго, по ВысочАЙшему именному повелѣнію, отданы были въ Харьковскую Коллегіу мскую библіотеку На каж юй изъ этихъ книгъ написано: Man- dato Augustissimae Bussorum Imperatricis Annae, hie liber applicatus est Bibliotecae Collegii Charcoviensis. Anno 1732. Въ числѣ этихъ книгъ находится: богослов скихъ 165, философскихъ 19, псториче свихъ, словесныхъ и другихъ 65 поме ровъ; а всѣхъ 327 экземпляровъ. Всѣ они большею частію in-folio на латин скомъ, греческомъ и польскомъ язы- кѣ С ). Въ 176* году, стараніемъ Преосвя щеннаго Іоасафа Миткевича, высокаго ревнителя духовнаго просвѣщенія, усг (*) При этихъ книгахъ ваіілепа на латинскомъ языкѣ Элегія, писанная Митрополитомъ Сте фаномъ Яворскимъ къ споимъ книгамъ: Ite meis manibus gestati saepe libelli; Ite meus splendor, luxque decusque meum; Pergite felices, alias jam pascite menles et nectar vestrum fundite nunc aliis и такъ далѣе. ровны были на монастырскихъ камен ныхъ воротахъ камеры для помѣщенія тамъ Коллегіумской библіотеки, когорая но тѣснотѣ зданія не могла быть помѣ щена въ училищѣ. Съ эгого времена въ составъ библіотеки поступили книги: а) отъ Преосвященнаго Іоасафа І8Г> экз., въ томъ числѣ 100 номеровъ богословскихъ; Ь) отъ Преосвященнаго ПорФ.ірія Край- скаго 58 номеровъ; с) отъ Преосвященна го Самуила Миславсьаго 1-48 номеровъ; d) отъ лейбъ-гвардіи капитана Петра Ш ере метьева, по смерти его, но завѣщанію, Харьковская библіотека подучила самое значительное пріобрѣтеніе книгъ разнаго содержанія и на разныхъ языкахъ до 2 тыс. экз. (въ 1807 г ); е) по завѣщанію Харьковскихъ Списконовъ: Христофора (‘удимы (въ 1813 г.) и АполлоСа Тереш- кевігіа (чъ 1817 г.) поступило въ библіо теку до 800 экземпляровъ. Съ теченіемъ времени число книгъ въ Коллегіу мской библіотекѣ постоянно уве личивалось, частію чрезъ пожертвованіе разными лицами какъ духовными, такъ а свѣтскими, или въ память воспитанія своего въ этомъ заведеніи, или по какимъ либо ученымъ и другимъ отношеніямъ,, пли прямо по любви къ просвѣщенно, частію же чрезъ покупку на сумму, ас сигнованную для этой цѣли. Вобніе мож но сказать, что настоящая Семинарская библіотека довольно богата книгами раз наго содержанія, по всѣмъ отраслямъ наѵкъ; во въ особенности здѣсь есть замѣчательныя сочиненія древнія духов наго содержанія. Каждый годъ количе ство книгъ постоянно увеличивается чрезъ выписку разныхъ періодическихъ изда ній, именно: Воскресное и Христіанское чтеніе, творенія Св. отецъ; Ііѣст- ,НИКЪ Естественнымъ Наукъ, Сборникъ, Отечественныя Записки, Современникъ; по Сельскому Хозяйству — Журналъ Ми вистерстна Государствен. Имуществъ, Земледѣльческая Газета, Труды Вольна го Экономическаго Общества, Жѵрнаіъ Московскаго Общества Сельскаго Хозяй ства и Садоводства, и другіе. Кромѣ то го, смотря но важности со іержанія, прі обрѣтаются (I другія сочиненія, приспо собленныя къ настоящему развитію ду ховнаго н гражданскаго просвѣщенія. Число книгъ въ настоящее время въ Харьковской Семинарской библіотекѣ про стирается до У тысячъ экземпляровъ. Кромѣ упомянутыхъ благотворителей, жертвовавшихъ разныя сочиненія въ Кол- легіуѵскую библіотеку, упомянемъ и о нижеслѣдующихъ: U пожертвовано Мит – рополитами: а.. Петромъ Могилою М- Кіевскимъ 10 экземп.; Ь., Гавріиломъ АІитр. Новгородскимъ 5 экз. Рус. ( job , Іустиномъ (Базилевичемъ) Митр. Бѣлго родскимъ разнаго содержанія 3 экземпл ; 2) Архіепископами-, d., Мелетіемъ (Леон- товичемъ) Харьк. Исторія Русской Іерар хіи, 3 части. Христіанское чтеніе съ і8 л по !^2н годъ включительно, Словесность Н . I рема; е., Петромъ Смѣдичемъ Лрх Бѣлгородскимъ на латинскомъ языкѣ 3 экземііл.; Г , Смарагдомъ Арх. Харьк. богосл. 3 Экз. на латин. языкѣ. 3) Епи скопами: g , Матѳеемъ Млодзинсвимь Еипск Бѣлгородскимъ на латин. языкѣ разнаго содержанія 16 экз.; h., Самуи ломъ Еписк. Бѣлгородскимъ; і., Сильвест ромъ Еипск. Астраханскимъ; к., Лукою Еписк. Казанскимъ; Г , Епифаніемъ Еп. Новгородскимъ; Ш ; Варлаамомъ Еписк. Кіевскимъ на разныхъ языкахъ и раз наго содержанія 25 экзем., Преосвяіц. Филаретомъ, нынѣшнимъ Харьковскимъ, пожертвовано болѣе 100 книгъ разнаго содержанія 4) Архимандритами: Ректо ромъ Константиномъ Брадскимь, богосл. 13 экз , Ректоромъ Іовомъ, Ректоромъ Коломен. Семинаріи Іоанномъ Карпин скимъ, разнаго содержанія и на разныхъ языкахъ 10 экземнл. 5) Ректоромъ Харь ковскаго Коллегіума Протоіереемъ Андре емъ Прокоповичемъ, разнаго содержанія на разныхъ языкахъ *6 экз. 6) Графомъ Румянцевымъ собраніе Государствен ныхъ Грамотъ; ГраФомъ ІІаекевичемъ Эриванскимъ Исторіи 2 экземп ; дѣй ствительнымъ статскимъ совѣтникомъ Ильею Ивановичемъ Бвиткою разныхъ книгъ на Русскомъ языкѣ і8 экземп.; Вице-Губернаторомъ Григоріемъ ІГІид ловскимъ Исторія на Русскомъ языкѣ 25 томовъ. Медицинскихъ книгъ пожертво вано: бывшими питомцами Коллегіума: надворнымъ совѣтникомъ Му X инымъ 3 части; титулярнымъ совѣтникомъ Ав всентьевымъ 4 части. Кромѣ того, по жертвовано разными духовными а свѣт скима особами до 60 экземп. книгъ раз наго содержанія, большею частію на Русскомъ языкѣ. Замѣчательнѣйшія изъ книгъ, храня щихся въ библіотекѣ Харьковскаго Колле гіума, нынѣ ( еминаріи, суть слѣдующія: 1. ) Biblia Pollvglolta in fulio на 6 вос точныхъ языкахъ; при ней грамматики и лексиконы, въ 12 томахъ. 2. ) Молитва Господня , болѣе чѣмъ ва 100 языкахъ и діалектахъ. 3. ) ІЗіЬііоіеса S. Palrum, въ 27 то махъ. 4 ) Византійская Исторія Лаббея, въ 50 томахъ (in quarto). 5.) Св Библіи , па языкахъ: чуваш ,скомъ, моравскомъ, латышскомъ, фин скомъ , шведскомъ, литовскомъ, армян скомъ, аиглнскомъ, голландскомъ, евреи скомъ, латинскомъ, греческомъ, Фран цузскомъ и нѣмецкомъ. 6. ) Новый Завіьтъ на языкахъ : гру зинскомъ, ситовсвомъ. самогитскомъ, персидскомъ, татарскомъ, молдавскомъ, финскомъ , латышскомъ, эстсы)мъ-ре- вельскомъ, армянскомъ, голландскомъ, датскомъ, шведскомъ, испанскомъ, пор тугальскомъ, италіаискомъ, англійскомъ, французскомъ и нѣмецкомъ. 7. ) Св. Евангелія отъ Матѳея, Марка, Луки и Іоанна: на чувашскомъ а кал мыцкомъ языкахъ. 8. ) Лексиконъ турецко-татарскій и турецкая грамматика. 9 . ) Родословная грамота князей Голи цыныхъ , благотворителей Харьковскаго Коллегіума. 10. ) Грамота на основаніе Харьков скаго Коллегіума , за собственноручною подписью Государыни Императрицы Ан- вы Іоанновны. 11. ) Cursus completus Sane. Scripturae, въ 28 томахъ, и Cursus Sacr: Tlieolo- giae —въ 25 томахъ, пожертвованныя быв шимъ Ректоромъ Харьковской Семинаріи Архимандритомъ Ііенедиктомъ Курков- скимъ, въ 1856 году, въ 53 хъ томахъ. Подарокъ драгоцѣнный по рѣдкости этого сочиненія въ настоящее время. (Продолженіе слѣдуетъ.) о Т О М Ъ , какія знанія Н Е О Б Х О Д И М Ы ДЛЯ К Р ЕСТ Ь Я Н Ъ . Вопросъ объ умственномъ образованіи крестьянъ начался спорами о распростра неніи между ними грамотности. Еще лѣтъ шесть, семь тому назадъ можно было слышать публичное выраженіе мнѣнія, что грамотность для крестьянъ не только не нужна, но и вредна, подобно тому, какъ можио было слышать мнѣніе, что бѣдные не должны учиться, а должны съ малыхъ лѣтъ работать, что ни одинъ человѣкъ (хоть будь онъ геній) не дол женъ возвышаться надъ той средой, въ которой родился онъ, п пр., в пр. Ма- ло-ли какія мнѣнія можно было услышать лѣтъ шесть, семь тому назалъ! Честь противодѣйствія мысли о вредѣ грамот ности въ то время принадлежитъ преиму щественно г Маслову. Мы помнимъ еще, какъ онъ и г. Кошелевъ, въ одномъ пуб личномъ собраніи, горячо защищали не обходимость распространенія грамотно сти въ простомъ народѣ противъ лицъ, бывшихъ противнаго мнѣнія. Иъ насто ящее время споръ этотъ возобновился уже въ болѣе обширномъ размѣрѣ в съ готовностію скорѣе перейти въ дѣло. Можно было предвидѣть, что рѣшеніе послѣдуетъ скоро. И оно, дѣйствительно, послѣдовало. Поблагодаримъ г. А. С. 3 ., г. Карповича к другихъ, сказавшихъ теп лое слово на пользу образованія. Теперь вопросъ уже не о томъ, полезна, безпо лезна, или вредна грамотность для кре стьянъ, а о томъ, какія знанія долженъ ,пріобрѣтать крестьянинъ посредственъ грамотности. Мнѣнія по этому предмету различны. Одни, какъ напр. г. А. С. 3., думаютъ, что сельская школа должна раз вивать въ ученикѣ общечеловѣческую второну и что поэтому крестьянинъ дол женъ пріобрѣтать какъ общія свѣдѣнія въ исторіи, географіи и т. д. (въ самомъ краткомъ видѣ, разумѣется), такъ и свѣ дѣнія, еще ближе подходящія въ его быту и практически-полезныя ему, напр. въ землемѣріи, въ сельскомъ хозяйствѣ, въ законахъ, касающихся крестьянскаго быта, и т. д. Другіе, напримѣръ г. Го ловинскій, не признавая общечеловѣче ской стороны въ сословіи крестьянъ, какъ «нѣкотораго количества людей, занимаю щихъ въ организаціи государства извѣст ное мѣсто и значеніе» (по мнѣнію г. Головинскаго безвыходныхъ и неизмѣн ныхъ), и находя подобныя усмотрѣпгя умѣстными томно съ разсужденіяхъ о воспитаніи благороднаго юношества , от вергаютъ не только общечеловѣческое образованіе для крестьянина, но и необ ходимость пріобрѣтенія имъ такихъ зна ній, которыя прямо касаются ихъ быта, напр. землемѣрія, сельскаго хозяйства и проч.; говорятъ, что для рабочаго класса людей техническія знанія потребны бо лѣе, чѣмъ знанія, развивающія умствен ную дѣятельность, потребную для сосло вій, занимающихъ первыя общественныя ступени (*)- Мы думаемъ съ своей стороны, что и этотъ вопросъ давно уже рѣшенъ самымъ положительнымъ и окончательнымъ об разомъ,—Кѣмъ? спросите вы —Неопро вержимыми Фактами, живой дѣйствитель- П 3. Г. 1857 г. Л Ю І. ностью, исторіей. Найдите мнѣ хоть о- дивъ дикій народъ, который бы въ ум ственной дѣятельности своей ограничи вался только тѣмъ, что ему нужно для мелочей его практической жизни, для вседневнаго обихода. Нѣтъ, и сердце дикаря горячо бьется при взглядѣ на гармонію окружающаго его міра, и пред чувствіе высшаго существа невольно раж- дается въ немъ —отъ страха ли, какъ у Египтянина, отъ художническаго ли чув ства, какъ у Грека, отъ благоговѣйнаго ли удивленія вѣчно свѣтлому, безоблач ному небу, какъ у жителя древняго Ва вилона, и т. д. Религіозное чувство—по требность человѣческой натуры во вся комъ племени, сословіи и состояніи. Гакова же потребность в умстненной дѣятельности. Непосредственное чувство также невольно начинаетъ яснѣть и пре образуется въ представленіе, въ мысль. Зачѣмъ же. всѣ народы, сами-по себѣ, безъ школъ, безъ учителей, задавала се бѣ вопросы о происхожденіи міра, о значеніи видимыхъ явленій природы и т. д,? Зачѣмъ въ отвѣтъ на эти вопросы создавали они свои теогоніи, космогоніи и проч.? Ясно, что это было неодоли мой потребностью ихъ человѣческой на туры. Таковъ уже строй душевной орга низаціи человѣка, такъ устроено и са мое его тѣло. Внѣшнія чувства невольно, не спрашиваясь пи практическихъ по требностей, ни мѣста и назначенія из вѣстнаго количества людей въ государ ствѣ, принимаютъ внѣшнія впечатлѣнія отъ окружающей природы и жизни, нер вы невольно проводятъ ихъ къ своему центру, в мозговой снарядъ невольно пе- реработываетъ ихъ въ чувства, представ ленія, мысли, желанія. Разница бываетъ 2 ,только т®, что при надлежащемъ руко водствѣ человѣкъ пріобрѣтаетъ ясныя и правильныя понятія о природѣ, о себѣ самомъ, о Богѣ, а-**-аредоставленный самому себѣ, заблуждается на каждомъ шагу, и въ головѣ его образуется кадей г доскопъ самыхъ пестрыхъ Фантасмагорій и суевѣрій. И не думайте, чтобы народъ такимъ образомъ составлялъ отрывочныя понятія о разныхъ предметахъ. Нѣть, въ умѣ его невольно образуется полный организмъ понятія, цѣлое міро созерцаніе. Оно выражается въ его язы кѣ, въ его повѣрьяхъ, загадкахъ и т. д. Вы не находите нужнымъ умственное образованіе для русскаго крестьянина, а между тѣмъ умъ его уже наполненъ пред ставленіями водяныхъ, домовыхъ в пр. А неправильное понятіе отражается и въ жизни кривымъ поступкомъ. Кто жъ не Знаетъ, какъ много въ простомъ народѣ суевѣрій, вредныхъ для обдцественнаго здоровья, нравственности и благососто янія? И оставить этотъ народъ на жерт ву его суевѣріямъ? НЬтъ, несправедлива мысль, что кре стьянинъ не долженъ получать образо ванія выше своего ремесла, своего сос ловія. Мысль эту можно принять только въ такомъ случаѣ, если модъ образова ніемъ разумѣть болтовню по-француз ски и прыганье польки Но истинное образованіе, состоящее въ развитіи всѣхъ силъ тѣлеснаго в душевнаго организма и въ правильномъ направленіи а обособле ніи ихъ дѣятельности, должно быть та ково, чтобы изъ него былъ выходъ во всякую Сферу жизни, ко всякой дѣятель ности; а когда этотъ выходъ уже опре- дѣлался, родъ дѣятельности ясно обозна чился, тогда только образованіе стано вится спеціальнымъ. Всякому, человѣку, къ какому бы сословію ни. принадлежалъ онъ, необходимо такое двоякоеобразо* ваніѲ’—сначала общее и потомъ уже спе ціальное. Притомъ то и другое образо ваніе необходимо составляютъ одно цѣ лое, потому что человѣкъ во всякомъ по ложеніи есть въ тоже время и вообще человѣкъ, живущій всѣми душевными от правленіями. Крестьянинъ пашетъ: онъ долженъ имѣть понятіе о почвѣ, о зако нахъ растительности, о климатѣ н т. д ., и т. д., о всемъ томъ, что составляетъ науку сельскаго хозяйства. Но въ тоже время онъ гражданинъ своего государ ства, онъ—человѣкъ живущій сердцемъ, находящійся въ живыхъ отношеніяхъ къ другимъ людямъ и т. д. Развѣ не дол женъ онъ знать своего положенія въ гражданскомъ обществѣ и законовъ это го общества, опредѣляющихъ способъ его дѣйствовавъ? Развѣ не должны по лучить образованіе его чувства — дружбы, любви, благодарности и т. д.? Развѣ не долженъ онъ имѣть никакой вѣры? Нѣтъ, будемъ смотрѣть на крестьяни на, не только какъ на работника, но вакъ и на человѣка, природы котораго, какъ высшаго созданія Божія, никто и ничто пересоздать не можетъ. Не будемъ безполезно идеализировать своего дѣла, будемъ стремиться къ пѣла по мѣрѣ средствъ и возможности; но будемъ всег да имѣть въ виду сообщить крестьяни ну краткое, но ясное и полное понятіе о мірѣ Божіемъ, который его овружаетъ, и о той средѣ, въ которой онъ живетъ и дѣйствуетъ. Пусть живетъ и дѣйствуетъ онъ сознательно, потому что только со знательная жизнь прилична человѣку, къ ,какому бы сословію и званію нн при надлежалъ онъ. Русское дворянство призвано къ вели кому дѣлу—къ устройству быта земле дѣльческаго сословія. Желательно, что бы дѣло это не ограничивалось однимъ опредѣленіемъ хозяйственныхъ отноше ній, а положило бы и прочное основа ніе народному образованію (*). Не то государство должно назвать просвѣщен нымъ, гдѣ есть академіи и ученые, а то, въ которомъ развита масса народа. Александръ Смирновъ. ( 3 . Г.). ш т Пускай смѣются падо ыпою, Пускай злословятъ и бранитъ Моня за то, что я порою Въ стихахъ нестройныхъ, пе впопадъ, Пишу, нескладно, безъ затѣй, Больной души моей призванье, Надеждъ обманутыхъ, страстей, И жизни грустной рядъ страдаиіЙ. (*) Мѣры, необходимыя для распространенія между крестьянами грамотности, должны быть опредѣлены п указаны въ проэктахъ положеній объ устройствѣ п улучшеніи быта помѣщичьихъ крестьянъ (см. Отношеніе Г. М, В. Д. къ Г. СПб, В Г.-Г . въ JVF 8 Харьк. Губ. Вѣд. 1858 г.),— Ред. Я знаю самъ: мой стихъ незвученъ, Частенько въ риѳмахъ недочетъ, Сюжетъ въ стихахъ мопхъ прескученъ, И смыслъ не всякій въ нихъ найдетъ; Но я, клянусь, ие для забавы Въ минуты грустныя пишу; Поэта имени и сланы Не стою я, а не ищу! Но иногда бываютъ дни, Когда тяжелая тоска, Какъ бы свинцовая лоска, Лежитъ иолвижно на груди; И думъ о прошломъ цѣлый рядъ, Одна другой грустнѣй, мрачнѣй. Тѣснится въ головѣ моей, И жгутъ онѣ, какъ острый ядъ! Подъ игомъ этихъ ощущеній Сжимается душа моя… Тогда источника забвенья Въ стихахъ искать стараюсь я. Лишь въ тѣ мгновенья мнѣ легко, Тогда лишь я мирюсь съ судьбой!… А что смѣются?., все равно— Пускай смѣются падо мной… Л/. Зильбсріитейнъ. Харьковъ. 15 Марта 1858 г. ш ш <вѵшга, . ……………. И такъ, разстались мы съ зи мой и съ зимнпмъ путемъ! А какъ бы вало пріятно по хорошей зимней дорож кѣ покататься по городу на хорошихъ саняхъ и ухарскихъ лошадкахъ! Чудо что такое!… Самъ, бывало, не свой отъ радо сти, когда лошади помчатъ тебя во всю ,конскую прыть… да что и говорить,— выше этого удовольствія я ничего не> знаю! Помните-ли, какъ часто мы астрѣ* чадись съ вами во время катанья, осо бенно въ послѣднія двѣ или три недѣли зимы… И все это такъ скоро прошло, миновалось, какъ будто не бывало; едва только остались кое-какія воспоминанія! Въ послѣднихъ числахъ Февраля ужь стало слишкомъ тепло, такъ что еще 27 числа наша скромная рѣка Харьковъ, почуявъ близкую весну, пыталась было сбросить съ себя зимнюю одежду; но ей это не удалось до-разу,—кое-гдѣ только показался изломанный ледъ и вода не много возвысилась. Слѣдующіе затѣмъ два или три дня, не совсѣмъ теплые, остановили эту попытку, и окончатель ное вскрытіе рѣкъ Харькова и Лопани началось только съ 4 марта. Вода съ бе реговъ не выступала даже в при зпачи тельномъ приливѣ, такъ называемой, му ромки, потому что зима у насъ въ этомъ году была вообще малоснѣжна и при томъ съ частыми оттепелями. Собствен но въ г. Харьковѣ, въ продолженіе зимы, изрѣдка даже можно было пользоваться хорошимъ путемъ, удобнымъ для ка танья, которое, при первой же возмож ности, составлялось по преимуществу на Екатеринославской улицѣ, какъ болѣе для этого удобной, в оживляло ее. Здѣсь- то въ снѣжные и морозные дни, въ осо бенности по праздникамъ, можно было съ удовольствіемъ посмотрѣть на длинную— предлинную вереницу тянущихся въ из вѣстномъ порядкѣ разнаго вида и досто инства зимнихъ экипажей, засмотрѣться на щегольскіе зимніе костюмы, полюбо ваться прекрасными лошадьми в отлич ной сбруей, н наконецъ поглазѣть на пеструю, разнообразную толпу гуляю щихъ. Бъ нѣкоторые изъ подобныхъ дней тутъ собиралось почти полнаселенія Харькова. И сколько тутъ сосредоточи валось разнообразныхъ цѣлей, мыслей, желаній, надобностей …….. Любопытнѣе всего было, однакожъ, видѣть здѣсь в слушать разсказы тѣхъ господъ азъ гу* лающихъ, которые, имѣя страсть въ хо рошимъ лошадямъ и экипажамъ, къ ще гольству и вообще всякаго рода комфор ту, но не имѣя, по извѣстнымъ причи намъ, возможности осуществить своихъ идей и желаній—быть предметомъ обща го вниманія и удивленія,—довольствова лись пѣшимъ хожденіемъ по чистенькимъ троттуарамъ Екатеринославской улицы в съ горя, что называется, утѣшали себя и потѣшали другихъ разными назида тельными повѣствованіями о томъ, «чѣмъ кто и когда занимается, кто какими пу. твми наживаетъ деньги, откуда взялись у такого-то хорошія лошади в отлич ные экипажи, что такой-то никогда ни чего не дѣлаетъ, а все только катается и проч. и нроч.» Вѣдь, право, смѣхъ и горе съ этими господами! Непонятное дѣло, откуда бы они могли получать та кія подробныя и такія неправдоподобныя свѣдѣнія; что за цѣль у нихъ занимать ся такими пустяками и высказывать ихъ съ такою энергіею, какъ будто подоб ныя занятія составляютъ цѣль ихъ жиз ни, ихъ обязанность, назначеніе!… Вы слушивая подобныя, большею частію пропитанныя желчью исторіи, невольно пожмешь плечами в вспомнишь при этомъ слѣдующія двѣ строки изъ извѣстной басни Крылова: «Ай моська! знать опа сильна- Что лаетъ на слона.» ,Между тѣмъ, это же самые, казалось <ІЫ, всезнающіе господа никакъ не мо гутъ понять весьма простого случая, что одинъ в тотъ-же человѣкъ, имѣя въ виду разнообразныя, болѣе или іиенѣе полезныя дѣли, въ разное вре мя можетъ, а можетъ быть и дол женъ, являться подъ разными буквами, Знаками, Фамиліями и вообще подъ вся каго рода псевдонимами… Въ простотѣ сердца своего они все понимаютъ бук- ьально, и, по саопмъ одностороннимъ взглядамъ в неразвитымъ понятіямъ, со ставляють фальшивое мнѣніе о людяхъ, которыхъ они вовсе не знаютъ, не по нимаютъ, да и понять не могутъ.,.. Нельзя не согласиться, что пословица: «знай себя, да и будетъ съ тебя» гово ритъ въ этомъ случаѣ истинную правду.— Вообще, съ каждымъ годомъ зима стано вится у иасъ какъ будто все теплѣе н теплѣе, а погода все менѣе и менѣе пос тоянною. Жаль, что мы не имѣемъ те перь подъ руками положительныхъ дан ныхъ, которыми бы могла подтвердить наши слова. Когда то, года три, кажет ся, назадъ, въ нашихъ вѣдомостяхъ еженедѣльно помѣщалась табличка ме теорологическихъ наблюденій, сообража ясь съ которою можно бы было ска зать кое что въ этомъ отношеніи о на шей мѣстности болѣе положительно; но погода-ли въ самомъ дѣлѣ стала до того непостоянною, что за нею трудно наб людать, или же всѣ термометры и баро метры у насъ испортились, — на-вѣрное не извѣстно,—только табличка эта исчезла съ листковъ нашей газеты. Частыя от тепели зимою и не установившаяся пра вильная торговля бываютъ причиною, что цѣны на матеріалы первой потреб ности мѣняются у насъ почто каждый день, а иногда даже и по нѣскольку разъ въ день. Ранняя весна въ настоящемъ году порадовала многихъ изъ г г. хозяевъ и поселила въ нихъ отрадныя надежды на возможность избѣжать непріятныхъ послѣдствій прошлогодней засухи и не урожая травъ. Ни одно время въ году не можетъ поселять въ человѣкѣ болѣе отрадныхъ и утѣшительныхъ надеждъ, какъ весна, а потому будемъ и мы, съ своей стороны, надѣяться, что съ весной для насъ также все оживится, получить новыя силы, и на листкахъ нашей га зеты, при помощи добрыхъ и благона мѣренныхъ людей, будутъ обильно созрѣ вать полезные и болѣе разнообразные плоды.,.. Omnia cuique.— Любитель катанья. Харьковъ. 10 Марта 1858 г. ЧАСТНЫЯ ОШІІІЕШЯ. 1) Въ Ново узенекпмъ уѣздѣ Самарской губерніи продается 5,000 десятинъ удоб – ной земли, еще не отмежеванной. Желаю – іцге видѣть бумаги и узнать о цѣнѣ л<о- гутъ адресоваться въ домъ купца Скрын- иикова, за Лопаныо , къ г, Толмачеву.—1. 2) ГЕРМАНЪ Л ЕГЕРЪ честь имѣетъ извѣстить почтеннѣйшую публику, что у О ,него въ лавкѣ, на Московской улицѣ, въ домѣ маіорши Гончаровой, Судетъ къ на ступающимъ- праздникамъ большой выборъ нижеслѣдующихъ съѣетныѵь припасомъ: /., Англійскій ростбифъ, отъ 1 до о пу довъ. -2.J Фаршированныя и украшенныя евины»! солоны. 3-.J Фаршированные каплу ны, индѣйки, гуси, утки, негмпиа и раз ная дичь (Можно отрѣзать сколько ко му потребно будетъ, но не менѣе б фун товъ. ) і.) Фаршированные и украшенные разной величины парашки и поросенка. б .) Также фаршированные и украшенные Фазаны. 6.J Вестфальская отличная вет чина и дрофы. 7.) Ветчина конченая, пе ченая и украшенная. 8 ) Языка фарширо ванные, копченые и вареные. 9 J Всѣхъ сортовъ свѣжія и копченыя французскія, нѣмецкія , итальянскія испанскія и поль скія колбасы. 18) Мясной сыр ь и раз пыхъ сор товъ пасгеты, 11J Маслинные барашки разной величины. 12 J Разныхъ сортовъ желе и холодное изъ дичи. Въ особенности Леіеръ рекомендуетъ почтеннѣйшей публикѣ отличную вареную ветчину, которая въ ею вновь устроен номъ заведеніи въ этомъ году въ первый разъ будетъ приготовлена на манеръ мос ковской ветчины Онъ также принимаетъ заказы на французскіе трюфельные гіасте- ты и другіе подобные предметы. Все это можно получать ко самымъ сходнымъ цѣнамъ,—2. 5J О ПРОДАЖѢ ДОМА. Съ разрѣшенія Правительствующаго Се ната, продастся по вольнымъ цѣнамъ дворовое мѣсто С5 строеніемъ , прииадле- жащее наслѣдникамъ умершаго 1 Пруссііаго подданнаго Ѳедора и жены ею Анны Гру- бе, состоящее, і Харькова 2 й части, на Сумской улицѣ ; о цѣнѣ можно узнать отъ опекуна Харьковскаго 3 и гильдіи купца Петра Андреева сына Торесона.—2. 4) ИНОСТРАННЫ Я ВИНА. Торговый домъ Л. Лсльбоса старшаго въ Бордо, имѣющій главныя складочныя мѣста въ Одессѣ, Елисаветградѣ и въ Харьковѣ, на Московской улицѣ, въ домѣ Грановскаго , на углу Николаевской пло- щади, честь имѣетъ довести до свѣдѣнія публики, что на дняхъ полученъ большой выборъ винъ французскихъ и испанскихъ , а именно: медокъ, лафитъ, тато-лафитъ высшій сортъ, сотернъ, го-сотернъ высшій сортъ и первый сортъ шато дикемъ, хе ресъ, мадера, дрей-мадера, бургонское и десертныя вина по цѣнамъ очень сход нымъ, шампанское, ромъ, англійскій пор теръ , перторѵскіе трюфели, англійская со(Iг, дантскія сливы, разные съѣстные припасы: страсбургская печёнка, фазаны■ и куропатки съ трюфелями, застужен ный бульенъ, желе: изъ говядины, домаш нихъ птицъ и дичи; съ трюфелями: колба сы, бекасы, котлеты изъ дикой козы, кот леты изъ кабана и проч. Складъ различи ныхъ кппфектъ, шоколаду, кофе и-проч,, большой выборъ ветчины майнцской по1 6 руб за пудъ. Тутъ-же продаются фран цузскіе шестиствольные пистолеты ре ч вольверъ и ружья. — 3. ,о) Жена Ейскаго] и іильдги купца Ека ііісрина I ригоръевна Закревская, за выѣз домъ въ 6. Петербургъ , предлагаетъ эюе- лаюіцимъ пріобрѣсти за схоопую цѣпу разнаго рооа мебель орѣховаго оерева луч шеи работы Желающіе узнать о цѣпѣ и видѣть самую мебель могутъ обратить сп въ домъ статской совѣтницы Вели ховоіі, па Пескахъ , во 2 ч. г. Харькова,—3. 6) Одесскій фабрикантъ Фридрихъ Jo беръ, имѣетъ честь извѣстить почтен нѣйшую публику и гг покупателей , что складъ косметическихъ его товаровъ, про дававшихся донынѣ по ярмаркамъ, теперь открытъ постоянно на Николаевской пло щади, въ домѣ Грановскаго , рядомъ съ магазиномъ Пономаревыхъ, при чемъ осо бенно рекомендуетъ рысовое мыло и но маду изъ гусинаго жира. Рысовое мыло— 3 р. 60 коп. за д/озісипу, помада изъ гу синаго жира за дюжину-“!2 руб. При этомъ же находится большой складъ зо лотыхъ вещей, се^ебрлнныхъ, золотыхъ и • стѣнныхъ часовъ. О тъѣзжаютъ за границу : !J Ліена гвардіи штабсъ-капитана, по- мѣщица Сумскаго уѣзда Надежда Ни колаевна Кондратьева, съ Оочерыо Софіею и сыномъ Владиміромъ—въ Германію, Францію и Италію,—3, Ііеч. дозвод. 15 Марта 1858 г. Н . Лавровскій. Редакторъ Щитовъ. 2J Гвардіи корнетъ Романъ Михайло вичъ Шидливскгй — вь Германію и Ита лію,— 3. о) Харьковскій 5 и гильдіи купецъ Иванъ Александровичъ Ііемеровскій — въ Австрію и Францію—3. О ИРІШ ВШ ІІХШ Ы Ш ВІШ , Отъ 6 но 13 Марта прибыли : Изъ г. Курска, кол. ас. Гуринъ; г. Гимновъ кол. ас Щербина; С.-Петер- бурга, іен. миіоръ Штокмаръ, cm. }сов. Нагель и надв сов. Юдинъ; г. Хорала, подполк. Родзянко. ВЫѢХАЛИ: Въ I. Чугусвъ, магоръ Ку типовъ; і. Лебедипъ, надв. сов Лосевъ; г. Купянскъ, предв. двор. Клепацкій и подполк. Поло зовъ; г. Бгьлгородъ , подполк. Азарьевъ и предв двор. кн. Салтыковъ; г. Тифлисъ, поли графъ Апраксинъ; г. Богодуховъ, кол. ас Анііенковъ; г. Зміевъ, полк. Замятинъ