Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
ЮЖНЫЙ КРАЙ Открытіе пятой сессіи Государственной Думы. На министерскихъ мѣстахъ весь кабинетъ съ премьеромъ В. Н. Коковцевымъ во главѣ. А. Е. Грузинскій. Нынѣшній предсѣдатель О-ва любителей Россійской словесности. Алексѣй Андреевичъ Остроумовъ. Новый попечитель Виленскаго учебнаго округа. А. А. Прокоповичъ Антонскій. Первый предсѣдатель О-ва любителей Россійской словесности. Воскресенье, 30-го Октября 1911 года, ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЬ No 10442. ,2 ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 30-го Октября 1911 года. Турецкія войска у южнаго форта Триполи. (С н и м о к ъ н япі. споц. ко р р е зп Л . трясущемуся помосту, изображавше му собою пристань,—сидѣли два дремлющихъ старика—татарина въ бѣлыхъ чалмахъ, а саженяхъ въ 30 отъ пристани, тамъ, гдѣ берегъ въ ви дѣ мыса остроконечно вдавался въ море, вблизи ветхаго деревяннаго са рая для храненія товара, на выж женной солнцемъ землѣ лежали два грузчика. Огромные, мускулистые, об росшіе щетиной, въ живописныхъ лохмотьяхъ, сквозь которые прогляды вало загорѣлое смуглое тѣло. Одинъ изъ нихъ лежалъ на спи нѣ, заслонивши отъ солнца глаза ру кавомъ своей грязной рубахи,и глухо стоналъ; другой лежалъ на животѣ, печально глядѣлъ на своего това рища и шмыгалъ носомъ. — Охъ, схъ, силъ моихъ нѣту… Все болитъ, все порвалось… Калѣка теперь я. Никудышный. — Не убивайся… Отойдешь… День- ка два-три отдохни—и какъ рукой Н А Ю Г Ѣ . Море легко плескалось. Низенькія, маленькія волночки тихо ворковали и нѣжно лизали каменный берегь, залитый солнцемъ. Сверкали огнями, алмазами искрились, слѣпили. Море у берега здѣсь было стальное, а тамъ, вдали у горизонта, гдѣ оно темно синее, бѣлѣлъ парусъ: то ны рялъ, будто проваливаясь куда-то въ бездну, то вдругъ выросталъ. И трудно было рѣшить, приближался онъ или проплывалъ мимо. Маленькій приморскій городокъ, накаленный знойнымъ послѣполуден нымъ солнцемъ, точно вымеръ. Или спалъ сномъ спящей красавицы: спа ли домики, спали деревья, спали зе леные виноградники. И такая тишина царствовала кругомъ. Даже птицъ не было ни видно, ни слышно. Вь водѣ мирно колыхалось нѣсколь ко рыбацкихъ лодокъ; недвижимо сто яли двѣ огромныя, неуклюжія фелюги съ арбузами. Подъ деревяннымъ навѣ сомъ, прилѣпленнымъ къ досчатому Турецко-арабскій лагерь у Тобрука. С н и м о к ъ и аш . еп е п . к о р р е с п .). Триполійскіе шейхи возставшихъ племенъ, прибывшіе въ Стамбулъ просить султана о сопротивленіи и объявленіи священной войны. (С н и м о к ъ m ini. епец . к о р р е с п .). сниметъ. Глянь, какая силища у тебя. Твоя силища все снесетъ. — Э… знаю я… Пропащій, чувствую хорошо. Лучше бъ ужъ смерть, — А, помнишь, три мѣсяца-то на задъ этотъ турокъ, какъ его, Абдулъ, надорвался тоже, какъ и ты, упалъ съ ящикомъ, да ящикомъ почижалѣй тво его—съ гвоздями… Тоже думалъ—пло хо дѣло… Анъ нѣтъ,—какой здоровен ный теперь. Гора, впрямь гора… И какъ работаетъ ещ е—за милыя небеса… — Абдулъ самъ по себѣ, я самъ по себѣ… Знаю, конецъ силы моей. В ѣр ное слово… Какъ сегодня съ ящикомъ этимъ упалъ, такъ и почуялъ: все вну три у меня порвалось, и сила моя, словно паръ какой-нибудь, такъ и вы шла вся… И словно и руки, и ноги, и спина не мои… чужія… Вотъ только внутренности болятъ, жжетъ огнемъ… Охъ… охъ… не вмоготу… О аъ стиснулъ крѣпко зубы и з а стоналъ снова. А товарищъ зашмы галъ опять носомъ и замигалъ бы стро печальными глазами, на которые навертывались слезы. Вдругъ стонущій, сдѣлавши нече- ,ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, ЗО -гоО кгября 1911 года. 3 ловѣческое усиліе, повернулся на бокъ, лицомъ къ своему то варищу и закивалъ ему: — Микита, придвинься бли же ко мнѣ… Слухай, мы съ тобой ■ вмѣстѣ сколько ужъ лѣтъ валагдаемся—свыклись, сжились, словно братья. Зна ешь меня хорошо. Знаешь, какой я человѣкъ: волю , просторъ люблю -я словно птица. Изъ деревни вотъ уш елъ и скитаюсь по свѣту— на мѣстѣ усидѣть не могу… И силу свою любилъ, гордился ею. И меня боялись, говорили про меня: „богатырь11, шапки ломали… А теперь калѣка я… іВсе пропало… Какая жизнь бу детъ… Воля уш ла—теперь ху же тюрьмы. Вь тюрьмѣ не вѣкъ сидишь, а коли и на вѣкъ посаженъ—надеждой живешь. А тутъ крышка: до смерти связанный… Да потомъ, не могу выносить, какъ дома стануть кускомъ хлѣба попрекать, да ■бабы плакаться будутъ, да вся кій скажетъ: болѣзный, несчаст- Группа профессоровъ харьковскаго университета передъ послѣднимъ засѣданіемъ совѣта подъ предсѣдательствомъ ректора Д. И. Багалѣя. (Н о ф о т о гр . М и х а й л о в с к а г о ). Новое зданіе для дизель-моторовъ. (Одновременно производятся постройка крыиш и кладка стѣнъ). ный человѣкъ… Слухай, исполни мою великую просьбу одну… Бога за тебя стану на томъ свѣтѣ молить… Столкни меня въ воду… Товарищ ъ въ ужасѣ отшатнулся: — Что ты, что?… — Слезно молю… На колѣни сталъ бы предъ тобой. Не могу жить… Не стану муки адскія терпѣть. А самому труднѣй, да и разбитъ я весь: какъ доползу?.. Столкни меня въ воду—ни кто не узнаетъ, никто ие увидитъ… Товарищ ъ замахалъ руками: — Ни, ни, ни… Не смѣй и гово рить… Чго я, душегубъ, что ли… Н и когда, никогда… Своего друга такого… — Такъ, стало быть, не хочешь п о мочь… — Боже ты мой, да замолчи, да я скорѣй на себя руки наложу, чѣмъ тебя беззащитнаго… — Ну такъ не мѣшай… И онъ грузно перевалился на жи вотъ, упавши пластомъ, и со стономъ поползъ къ обрыву. Товарищъ вско чилъ, какъ ужаленный, и бросился къ нему. — Чго ты задумалъ?… Но тотъ яростно отмахнулся рукой и яростно крикнулъ. — Не мѣшай. Не смѣй мѣшать!,.. И поползъ дальше… Товарищъ, схватившись за голову, въ ужасѣ з а бѣгалъ вокругъ, причитывая: — Ой, ой, ой!.. Боже ты мой, ну, Боже ты мой… Ой, ой, ой!.. И когда тотъ уже былъ на краю обрыва, стремительно опять бросился къ нему: — Не смѣй, не смѣй!.. — Не мѣшать! такъ же яростно, какъ и въ первый разъ, крикнулъ смьсь. Танецъ безъ движеній. Въ Лондонѣ увлекаются сенсаціон ной театральной новинкой—персид ской красавицей-танцовщицей Огані- онъ. Она исполняетъ свой собствен ный „танецъ безъ движеній”. Вь этомъ танцѣ движенія сведены почти на нуль. Медленными шагами прекрасная тан цовщица выходитъ на середину эстра ды и подъ рыдающіе звуки скрипокъ склоняется на колѣни. Послѣ этого начинается самый та нецъ. Ея животъ приходитъ въ дви женіе, трепещущія руки простираются впередъ и мечутся туда и сюда, точно охваченныя ужасомъ, голова начина етъ вздрагивать, и даже ея пышные, темные волосы принимаютъ участіе въ танцѣ, въ томъ танцѣ, внутренній пылъ котораго только по временамъ тотъ… А то прокляну… Только грѣхъ на душу возьму… Лучше наклонись ко мнѣ… Такъ вотъ. Ну, поцѣлуемся… Прощай… А теперь отойди… Ну, пом ни меня… Прощай… И, сдѣлавши послѣднее усиліе, онъ приподнялся на руки, на секунду по висъ надъ пропастью, а потомъ, взмахнувши ногами взерхъ, полетѣлъ внизъ головой въ море, разбившись головой о камни. Товарищ ъ въ ужасѣ закричалъ что- то дикое… А море по прежнему легко плеска лось… Низенькія, маленькія волночки ти хо ворковали и нѣжно лизали каме нистый берегъ, залитый солнцемъ. Сверкали алмазами, искрились, слѣ пили… Маленькій приморскій горо дишко, накаленный знойнымъ послѣ обѣденнымъ солнцемъ, спалъ… И только два старика—татарина, дремавшіе подъ навѣсомъ на приста ни, встревоженные крикомъ, вскочи ли на ноги. В. Унковскій. ,4 ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 30-го Октября і9 П года. JV Iis e re re “ н а с ц е н ѣ Г о р о д сн о го т е а т р а . Декорація шестой картины по эскизу художника П. И.’ Андріяшева. болѣзняхъ. По его словамъ, суще ствуютъ соотношенія между извѣст ными болѣзнями и запахами, такъ что опытный врачъ можетъ псставить діагнозъ съ закрытыми глазами, если обладаетъ хорошимъ обоняніемъ. Короста даетъ себя знать тѣмъ, что она пахнетъ мышами, ревматизмъ из даетъ ѣдкій, кислый запахъ, туберку лезный перитонитъ узнается по запа ху мускуса, запахъ скисшаго пива ха рактеризуетъ золотушныхъ больныхъ. Эти патологическіе запахи очень разнообразны. Нѣкоторыя женщины- невропатки издаютъ запахъ, фіалки или ананаса. Страдающіе размягче ніемъ мозга издаютъ запахъ обыкно венно распространяемый лисицей. Пе ремежающаяся лихорадка даетъ з а пахъ свѣже испеченнаго хлѣба. О бы к новенная лихорадка—крѣпкій запахъ нашатыря. Душевно-больные люди имѣютъ очень непріятный запахъ. Больные скарлатиной издаютъ запахъ, напоми нающій что-то среднее между злово ніемъ волчьей клѣтки и запахомъ ста раго испорченнаго сыра. Больные оспой пахнутъ заплѣсневѣв шимъ хлѣбомъ. Больные краснухой Какой ты сегодня чистенькій, Петя! Вѣрно, ждете пріѣзда бабушки? — О, нѣтъ, я просто нашкодилъ, и меня £ ^ въ наказаніе вымыли. Да оставь же мои уши!—вѣдь, я не слышу того, что ты мнѣ кричишь. Шлойма (г. Колобовъ). имѣютъ оригинальный запахъ общипаннаго пареннаго гуся. Д окторъ Деламеръ наблюдалъ, что дыханіе дѣтей, которыя стра даютъ разстройствомъ желудка, напоминаетъ запахъ хлороформа. Дождь изъ крысъ. Недавно наблюдалось въ одномъ маленькомъ городкѣ Бурнусъ (Три поли) слѣдующее явле ніе. Въ окрестностяхъ этого города, на горахъ, уже съ незапамятныхъ временъ пріютилось безчисленное множест во крысъ и нѣсколько сотъ обезьянъ. На дняхъ въ этой мѣстности свирѣп ствовалъ небывалый ураганъ, который про несъ надъ горами цѣ лую тучу пыли и кам ней и смелъ все, что. жило на нихъ; только немногія обезьяны ухит рились какимъ- то чудомъ удер жаться въ вѣт вяхъ деревьевъ. Крысы же тыся чами были под няты на воздухъ вѣтромъ, кото рый и разсѣялъ ихъ затѣмъ по окрестностямъ Бурнуса. Каби лы, живущіе по сосѣдству, при шли въ ужасъ при видѣ падаю щихъ съ неба крысъ, изъ ко торыхъ многія были еще живы. Кабилы усмотрѣли въ этомъ вѣрное предзнаменованіе войны. Предзнаменованіе, какъ види те, скоро сбылось. Нейманъ (г. Даниловъ). проявляется наружу въ формѣ негромкихъ вскрикиваній. Все такъ же медленно, подъ над рывающую душу музы ку, танцовщица вы прямляется и опуска етъ лицо, на которое тяжело опускаются ея волссы. Затѣмъ она откидываетъ мягкимъ движеніемъ волосы и продолжаетъ свою странную пляску, пока, наконецъ, не падаетъ на коверъ; Испуская едва уловимый стонъ. Вдругъ она снова ожи ваетъ и гордо закиды ваетъ голову, а затѣмъ сейчасъ же поникаетъ и подъ музыку поки даетъ эстраду. Танецъ этотъ назы вается: „Ночь у султа на”, такъ какъ въ то время, какъ красавица танцуетъ, въ сторонѣ на эстрадѣ сидитъ ак теръ, который подобно восточ ному деспоту, съ жаднымъ взоромъ слѣ-: дить за движе ніями танцов щицы. Запахъ болѣз ней. Мистеръ Ген ри-Ноаль въ своей брошюрѣ даетъ указанія относительно запаха человѣ ческаго тѣла при различныхъ Харьковъ. Типографія «Южнаго Края». Сумская ут., домъ А. А. Іозефовича, No 13. Перецъ (г. Эйке). Лейбовичъ (г. Сорикъ).