Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
ЮЖНЫЙ КРАЙ ВЪ БЕСЪДКЪ. (Изъ записокъ геолога). Въ открытыя окна бесѣдки свѣси лись вѣтви сирени, осыпанныя пыш нымъ цвѣтомъ, отъ котораго послѣ дождя струится раздражающій запахъ. Сѣрыя переполненныя дождемъ обла ка, висѣвшія надъ землей уже нѣ сколько дней безъ просвѣта и пере рыва, разорвались, и сквозь нихъ гля дятъ голубые клочки веселаго неба. Птицы, нахохлившіяся въ пасмурные дни, чирикаютъ, трещатъ и поютъ, какъ сумасшедшія, и яр.<ія пятна солн ца, пестрящія мокрый песокъ садо выхъ дорожекъ, придаютъ всему празд ничный видъ. Любочка сидитъ за столомъ, накло нившись впередъ и подпирая руками свои роз выя щечки. Въ глазахъ ея я вижу нетерпѣніе и жадное любопыт ство, которыя трогаютъ меня. Вь та кой молоденькой дѣвушкѣ, почти дѣ вочкѣ, и такая жажда знанья! А лю- бочка еще очень молода, особенно въ этомъ бѣленькомъ платьицѣ, съ лен той, вмъсто пояса, по тоненькому ста ну, и лентой въ бѣлокурыхъ распу щенныхъ волосахъ. Не помню, у кого то изъ старыхъ мастеровъ я видѣлъ молящагося ангела: Любочка такъ по хожа на этого ангела, какъ будто бы онъ списанъ съ нея. Заложивъ руки за спину, я хожу по бесѣдкѣ изъ угла въ уголъ, съ нѣж ностью посматриваю на Любочку и обдумываю, съ чего начать разсказъ. А въ глазахъ Любочки видно все боль ше и больше нетерпѣнья. — Прошлую бесѣду, Любочка,—на чинаю я, мы закончили юрскими от ложеніями… Любочка утвердительно киваетъ го ловой. — Теперь поговоримъ о мѣловой эпохѣ, одной изъ любопытнѣйшихъ геологическихъ эпохъ, непосредствен но слѣдующей за юрской. Вы, конеч но, спросите, чѣмъ она любопытна? Въ глазахъ Любочки я вижу нѣмой вопросъ. Такъ какъ я молчу, то губ ки Любочки раскрываются и почти беззвучно шепчутъ: — Да. — Видите ли, мѣловая эпоха изуче на чрезвычайно внимательно въ раз ныхъ мѣстностяхъ разными геологами и подраздѣляется, по крайней мѣрѣ, на пятнадцать или шестнадцать от дѣльныхъ періодовъ. Правда, нѣко торые геологи ограничиваютъ число этихъ періодовъ десятью, но зато работы одного изъ французскихъ гео логовъ (его фамилія.. впрочемъ, вы все равно ее забудете, да это и не важно) доказываютъ, что кое какіе изъ этихъ пятнадцати-шестнадцати пе ріодовъ должны быть, въ свою оче редь, подраздѣлены вновь. — Какъ много! сочувственно гово ритъ Любочка. — Очень много. Ничего подобнаго намъ не приходилось встрѣчать, ко- Ю. Р. Ленскій. Профессопъ Харьковскаго университета. По случаю исполнившагося 4 декабря 25-лѣтія его учено-педа гогической дѣятельности. Е. П. Браунштейнъ, избранный 27-го ноября предсѣдателемъ Харьковска го Медицинскаго Общества. гда мы говорили о силюрійской и де вонской эпохахъ, о… какая слѣдуетъ за девонской, Любочка? Любочка дѣлаетъ испуганные глаз ки, но быстро вспоминаетъ: — Каменноугольная. — Да, когда говорили о каменно угольной и остальныхъ. Вамъ, конеч но будетъ интересно узнать, какъ же называются мно очисленные періоды мѣловой эпохи? Одинъ изъ извѣст нѣйшихъ американскихъ ученыхъ со ставилъ табличку названій главнѣй шихъ, лучше изученныхъ. Не ищите въ названіяхъ особеннаго тайнаго смысла. Въ большинствѣ случаевъ названія тріодовъ заимствованы про сто отъ какого нибудь обстоятельства, имѣющаго отношеніе къ мѣстности, гдѣ періоды были изучены, что, какъ вы, навѣрное, помните, Любочка, имѣ ло мѣсто и раньше. Вспомните девон скую и пермскую эпохи. — Вы правы, шепчетъ Любочка. — Итакъ, главнѣйшіе періоды мѣ ловой эпохи: мэстрихскій, сеноніан- скій, туроніанскій, ценоманіанскій, аль- біанскій, антіансюй, роданскій, урго- ніанскій, неокомійскій и валенгіанскій. Такъ много, что даже тр)дно запо мнить. Въ домѣ быотъ часы. Меланхолическій бой ихъ долетаетъ до бесѣдки: съ послѣднимъ ударомъ Любочка вспыхиваетъ и говоритъ робко: — Уже восемь часовъ. — Восемь. Но не бойтесь: сегодня вечеромъ я не буду работать, сегодня вечеромъ я свободенъ, какъ птица, Любочка, и, вѣроятно, мы закончимъ мѣловую эпоху, какъ она ни велика. Солнце садится, солнечныя пятна ис чезаютъ съ песка дорожекъ, и длинные розовые лучи бьютъ прямо въ окна и заливаютъ пурпуромъ и стѣны, и си реневые кусты, и смущенное личико молодой дѣвушки, и ея бѣлое платьи це. Что за теплый колоритъ придаютъ всему эти розовые лучи! Этотъ закатъ —подарокъ природы всѣмъ намъ,— соскучившимся, загрустившимъ отъ ежедневныхъ дождей. — Что же встрѣчаемъ мы въ мѣло выхъ отложеніяхъ, Любочка? О, массу любопытнаго. Мы встрѣчаемъ чрезвы чайно странныя группы аммонитовъ, рыбъ, своеобразныхъ спотанговъ, мор скихъ ежей. Я увлекаюсь, вдаюсь въ подробно сти, описываю характерные признаки аммонитовъ, рыбъ и ежей. Сумерки надвигаются ближе и ближе. Вдругъ, когда въ домѣ бьетъ пол часа, Любочка тихо поднимается съ мѣста. — Простите, Иванъ Ивановичъ,— говоритъ она,— но я должна уйти. Я останавливаюсь на полусловѣ и съ изумленіемъ гляжу на Любочку. Ея щеки, несмотря на сумерки, совер шенно пунцовы, глаза переполнены смущеніемъ, а въ голосѣ слышны слезы. — Не мучайте, отпустите меня, Иванъ Ивановичъ. Въ другой разъ я цѣлый вечеръ прослушаю васъ, я выучу какую хотите толстую тетрадь, но сейчасъ я должна уйти. — Любочка, вы такъ интересова лись геологіей…— растерянно говорю я. То, что я говорю, глупо; я самъ это чувствую. Но, если бы кто-нибудь зналъ, какъ я смущенъ. — Это не я… это бабушка,—шеп Воскресенье, 12-го декабря 1910 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 10166. ,Южный НРАИ Воскресенье, 12-ю Декабря 1910 года. Аэропланъ С. В. Гризодубова. Видъ спереди. Нт аэропланѣ С. В. Гризодубовъ. Аэропланъ С. В. Гризодубова. Видь сбоку. четъ Любочка.—Эго, право, не я. Ба бушка велѣла мнѣ сказать, что я ин тересуюсь. Впрочемъ, вы не огорчай тесь, Иванъ Ивановичъ. Въ вашей гео логіи много интереснаго. Только от пустите меня сейчасъ. Издали, съ обрыва, доносится крикъ перепела. Любочка вздрагиваетъ и го воритъ: — Слышите! — Кго эго? Перепелъ? — Эго Вася…. — Какой Вася? -спрашиваю я ма шинально. — Вася Лисицынъ. Эго онъ кри читъ перепеломъ. Онъ любитъ меня, и я люблю его, Иванъ Ивановичъ. Я выйду за него замужъ, когда онъ кон читъ курсъ, а бабушка запрещаетъ ему показываться ей на глаза Бабуш ка не любитъ его, Иванъ Ивановичъ; бабушка терпѣть его не можетъ. А за что? За пустяки. Вася назвалъ прохо димцемъ одного старика, который хо дитъ къ бабушкѣ. А въ прошломъ го ду, Иванъ Ивановичъ, у насъ серебря ныя ложки пропали: ихъ непремѣнно укралъ этотъ старикъ. И изъ за тако го человѣка возненавидѣть Васю!? Эго… это даже несправедливо… Изъ глазъ Люб >чки выкатываются двѣ крупныя слезинки и бѣгутъ по поблѣднѣ нпимъ отъ горя щекамъ! — О, бабушка, бабушка!—всхлипы ваетъ O H d. С. В Гризодубовъ. Изобрѣт.ггепь и строитель аэроплана. Постро -лъ аэропланъ и моторъ своими средствами, въ своей мастерской, изъ русскихъ матеріаловъ. Крикъ перепела доносится опять до бесѣдки; въ крикѣ слышится нетер пѣніе. — Слышите, онъ сердится!—шеп четъ Любочка.—Я должна идти. Про щайте, Иванъ Ивановичъ. Не серди тесь. Право, я не могу дольше оста ваться. А мѣловая эпоха… пятнадцать или шестнадцать періодовъ… Это очень, очень… Крикъ перепела слышенъ въ третій разъ. Любочка дѣлаетъ мнѣ прощаль ный знакъ рукою и, какъ птичка, вы пархиваетъ изъ бесѣдки. Я догадыва юсь, что мѣловая эпоха съ ея пят- падцітыо-шестпадцатыо періодами, по мнѣнію Любочки, очень интересна, но я уже этого не слышу. Къ несчастію, я догадываюсь и еще кое о чемъ. Я догадываюсь, какую глупую роль я игралъ послѣднее время, какія вздор ныя надежды питалъ я, и мнѣ стано вится стыдно, невыносимо стыдно сво ихъ начинающихъ сѣдѣть висковъ. Неслышной тѣнью я выскальзываю изъ бесѣдки, и я радъ одному: сумер ки почти совсѣмъ окутали землю, и мнѣ не видно и не стыдно ни деревь евъ, ни стѣнъ. А. Грузинскій. Аэропланъ С. В. Гризодубова Видъ на аэропланъ сзади. Аэропланъ С В. Гризодубова. Видъ сзади на моторъ, передачу, пропеллеры и т. д. Воскресенье, 12-го Декабря 1910 года. ЮЖНЫЙ КРАЙ 3 Графъ Д. М. Сольскій. Скончался 29 ноября. С. В. Пахманъ. Сенаторъ, изэѣстный юристъ. Окончился 29-го ноября. В. И. Сергѣевичъ, заслуженный профессоръ. Скончался 26 ноября. С. Н. Южаковъ, извѣстный публицистъ, Скончался 29 ноября. * * Идемъ… Пугливо смолкли птицы. Темно, за тучами луна; Все спитъ, и дальнія зарницы Сверкаютъ робко… Тишина. Теперь душистѣй запахъ сѣна, И трескъ кузнечиковъ ззончѣй; Тоскуетъ рвущійся изъ плѣна, Куда —невѣдомо, ручей. Тамъ, подъ печальными вѣтвями Плакучей ивы, у креста, Я подѣлюсь съ тобой мечтами, Давно сомкнувшими уста. И чувствъ далекихъ вереницы Въ душѣ, сквозь мракъ ея завѣсъ, Блеснутъ, какъ робкія зарницы На темномъ пологѣ небесъ. * :=: * Ушла… Ну что жъ? Молить не буду. Была чужда и далека. Теперь пойду искать повсюду Другую женщину… Тоска… Мнѣ не найти ее—я знаю: Она во мнѣ. она моя. Я съ давнихъ поръ воображаю Ее, страданье затая. Но сердце хочетъ воплощенья, И я, какъ рабъ его слѣпой, Пойду бродить, съ тоской сомнѣнья. Межъ ненавистною толпой, Въ чертахъ лица, въ улыбкѣ, взглядѣ Искать родной души печать И, не найдя, съ мечтой въ разладѣ, Заставлю сердце замолчать Ѳ. М. В. А. Бороздинъ. Драматическій артистъ. По случаю 25-лѣтія сценической дѣятельности. и ея день на 40 мин. длиннѣе наше го,— Лауэль былъ пораженъ появлені емъ двухъ замѣчательныхъ каналовъ, расположѳ іныхъ у Песчанаго моря, и притомъ въ такихъ положеніяхъ, въ какихъ передъ тѣмъ ни одинъ каналъ на Марсѣ не былъ наблюдаемъ; оба они были наклонены слегка другъ къ другу и направлялись налѣво, къ югу, чтобы встрѣтиться въ одномъ оазисѣ, тоже новомъ; нѣсколько маленькихъ каналовъ присоединены были къ двумъ главнымъ, и можно было различить также два новыхъ оазиса, которые всѣ вмѣстѣ составляли очень опредѣлен ную систему каналовъ. Были сняты фотографіи съ этихъ любопытныхъ видовъ. Фотографическіе снимки изоб ражали эти новые каналы со стороны поразительныхъ подробностей: они имѣютъ абсолютно линейный рису нокъ. Лауэль утверждаетъ, что этихъ ка наловъ на Марсѣ раньше совсѣмъ не было. Области, въ которыхъ они от крыты 30 сентября 1909 г., были изу чаемы этимъ же самымъ астрономомъ въ совершенно одинаковыхъ услові яхъ и въ одинаковое время въ тече ніе ряда лѣтъ. Ни въ одинъ изъ этихъ моментовъ г.аблю тенія оба канала, о которыхъ идетъ рѣчь, не были усмат риваемы. Такимъ образомъ, каналы эти обязаны своимъ происхожденіемъ не игрѣ зрѣнія, и они не являются продуктомъ различія въ сезонахъ на планетѣ Мірсъ; надо думать, что они раньше не существовали, что ка налы эти созданы съ какою нибудь полезной цѣлью обитателями сосѣд ней намъ планеты. смъсь. Новые каналы на Марсѣ. Профессоръ Персиваль Лауэль от крылъ на поверхности Марса два но выхъ большихъ канала. Когда, 30 сен тября 1909 года, область Песчанаго моря открылась глазамь наблюдате лей, будучи прежде того невидимой въ теченіе шеста недѣль, вслѣдствіе не равнаго движенія вокругъ своихъ осей Земли и Марса, такъ какъ послѣдняя планета вращается медленнѣй нашей, Если ты меня Городовой и каррикатуристъ. то я тебя. („Flieg. В1.*). > ,4 ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 12 -го Декабря 1910 года. „ПИШУЩІЙ АМУРЪ . С ‘ п ■ ■ ■ ■ ■ ть п яш П Л Я R l i замѣчательный музыкальный инструментъ, ГЕ ІЯ ■ 111Ж1 ■ ■ ■ £■ I I м и п ч и і І Ь І Ш с І І І П І І П О * » ! снабженный знаменитой торговой маркой Н І Л У Н ” ■ Мы хотимъ, чтобы Вы знали и оцѣнили бы чудо этого инструмента и прослушали нашу новую исключительно удачную запись. составляютъ только часть изъ остальныхъ міровыхъ знаменитыхъ артистовъ, которые поютъ и играютт исключительно для музыкальнаго инструмента, снабженнаго торговой маркой „Пишущій Амуръ*. К А Т А Л О Г И и списки новостей высылаются = по первому требованію БЕЗПЛАТНО. Зайдите въ ближайшій граммофонный или музыкаль ный магазинъ и попросите дать Вамъ прослушать любимую Вашу пьесу (она обязательно найдется въ магазинѣ) и показать Вамъ наши музыкальные ин струменты, которые можно имѣть цѣною, начиная отъ 35 рублей и выше АКЦІОНЕРНОЕ = ОБЩЕСТВО ГРАММОФОНЪ. РИГА, Алексан дровская ул., 33. Харьковъ. Типографія „Южнаго Края*. Оумская ѵл.. д. А. А. Іозефовича, No Гз Баттистини, Титта-Руффо, Де-Лючія, Самарко, Бакгаузъ, Миша Эльманъ, г, Арнольдсонъ, Зембрихъ, Гальвани, Марія Гай, Зельма Курцъ, Мельба, Патти, Фарраръ, Тетрацини Ф Оу, величайшій теноръ міра, вновь напѣлъ четыре новыя замѣчательныя пластинки: „Дуэтъ Фауста и Мефистофеля* 4.2 4¾¾ (съ г. ЖУРНЕ) изъ оперы „Фаустъ*, сцену въ саду: „ЕН QUOI. TCUJCURS SEULE” изъ оперы „Фаустъ* (квартетъ съ г-жей ДЖИЛИЕЕРТЪ, г жей ФАРРАРЪ и г. ЖУРНЕ); „Дуэтъ Фауста И Маргариты* „О, NUIT D’ AMOUR* (съ Ж. ФАРРАРЪ) и „POUR UN BAISER* C0STI (соло). Д * д Ш т т р w ѣ т % напѣлъ двѣ новыя прекрасныя пластинки: „ПРИВЪТЪ ТЕБЪ изъ оперы —— „Фаустъ” = XX „GIUNTO SU L P A S S 0 % арія Фауста изъ оперы „М ефистофель” (на итал. яз.). шч ш т т ш »ъ rM bssxsss: П ѣ С Н Ь , арію Пимена— „Еще ОДНО послѣднее сказанье* ИЗЪ оперы „Борисъ Годуновъ*, арію Филиппа изъ оперы „Донъ Карлосъ* (на итальянскомъ языкѣ) и сцену въ церкви изъ оперы „Фаустъ* (дуэтъ съ М. А. Михайловой). Jill- І^І о П ) бі іл н Оі R Чч* также напѣлъ двѣ ноеыя Превосходныя пластинки: „Въ СІЯНЬИ НОЧИ лунной* изъ опе-